ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ: ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ И АЛЬТЕРНАТИВА НОВОМУ ЗАКОНОПРОЕКТУ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ: ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ И АЛЬТЕРНАТИВА НОВОМУ ЗАКОНОПРОЕКТУ.

Абдуллина Е.Р. 1
1БГПУ им. М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В начале 2017 года в Государственной Думе в первом чтении был принят законопроект, вносящий поправку в статью 116 Уголовного кодекса «Побои», которая подразумевает декриминализацию побоев в отношении близких. Согласно ему, предлагается исключить побои в семье из списка уголовных преступлений и перенести их в разряд административных. Теперь уголовную ответственность за побои в семье люди будут нести только в том случае, если до этого они уже были осуждены по аналогичной административной статье.

Чтобы полностью войти в суть проблемы, обозначим понятие побоев, и кто такие «близкие люди».

Что же такое побои? Побои – это насилие, которое не наносит здоровью существенного ущерба. Однако если потерпевшему нанесен незначительный или кратковременный вред, то это не будет считаться побоями. Побоями называют только неоднократные удары.

Всех ли родственников можно считать близкими людьми? Согласно действующему УК РФ, близкими людьми следует понимать супруга или супругу, родителей, детей, усыновителей и усыновлённых, родных братьев и сестёр, дедушку, бабушку и внуков. Кроме того, близкие лица — это опекуны и попечители, гражданские супруги и сожители. В законе также говорится, что близкими лицами стоит называть неких «лиц, состоящих в свойстве». С юридической точки зрения, таковыми принято считать мачеху, отчима, пасынка и падчерицу.

Люди, впервые узнавшие про эту проблемы, зададут вопрос – а зачем декриминализируют побои, ведь по данным Министерства внутренних дел России, в 2015 году за побои в семье привлекли свыше 6,7 тысяч человек, наказали — 4,5 тысяч обвиняемых, при том, что статистика не фиксирует многие преступления, поскольку жертвы боятся или смирились с побоями со стороны родственников? На этот вопрос есть ответ.

Инициатором выступил Верховный суд России. По их мнению, за последние годы «значительно» возросло число обвинений за побои и другие преступления небольшой тяжести. Идею декриминализации побоев поддержали депутаты в лице Ольгой Баталиной и Еленой Мизулиной. В итоге в декабре 2016 года в Госдуму внесли поправки, которые и приняли в первом чтении 11 января 2017 года.

При этом до сих пор непонятно как закон, против которого выступили практически все, в итоге одобрили.

Против новых поправок сенатора Мизулиной выступили Госдума, Совет Федерации, Верховный суд и российское правительство. В основном, невозможность изменения закона объясняли тем, что пока ещё очень рано делать выводы по его действию.

Однако позже на большой пресс-конференции глава государства фактически пошёл авторам инициативы навстречу. После этого все инстанции, включая правительство, также одобрили законопроект.

Дискуссии о декриминализации побоев в семье не прекращаются до сих пор. Сторонники законопроекта утверждают, что семья – это важнейший институт общества, в то же время он является святой частью этого общества и лезть в отношения супругов, детей и других родственников государство не имеет право. По их мнению, шлепок в российском менталитете – это нечто иное как педагогический метод, если говорить про взаимоотношения родителей и детей, а насилие над супругой – проявление любви мужа. Обсуждая эту актуальную проблему, сторонники также упоминают о западном варианте ювенального права, согласно которой одного из родителей могут посадить за воспитание ребенка.

Противники же нововведения отрицают, что побои в семье – это нормально, и не согласны с необходимостью заменить уголовное наказание административной ответственностью. Несмотря на официальную статистику, реальная картинка насилия в семье является еще более ужасающей. Ведь большинство членов семьи, которые подвергаются насилию, боятся жаловаться, не видят в этом смысла или считают, что, например, побои от мужа — это неприятно, но «нормально». Надо еще помнить, что официальная статистика не учитывает многочисленные случаи, когда уголовного дела по факту насилия в семье возбуждать не стали. Уголовное наказание было хоть какой-то превентивной мерой для части людей, склонных к агрессии в семье.

Можно отметить, что в нашей стране нет закона против домашнего насилия, который есть в большинстве стран. До декриминализации в законодательстве ответственность за домашнее насилие содержалась в статье 116 Уголовного кодекса, то есть государство хоть как-то брало на себя задачу по защите пострадавших членов семьи. А сейчас если всё это уберут, то получится так, что при установлении правонарушения все штрафы будут класться на общий семейный доход, что может как стать как дополнительным стимулом для последующей агрессии, так и удерживать жертв от подачи заявления.

Если учесть все эти взгляды, можно прийти к мнению, что вид ответственности не поможет сокращению жертв насильников: что при наличии уголовного наказания пострадавшие «молчали», не хотели умалять статус семьи, либо боялись своих членов семьи, что сейчас, при административной ответственности.

Эксперты много раз писали, что и прежняя норма Уголовного кодекса плохо работала. Уже много лет обсуждается, что необходимо принять специальный закон о профилактике бытового насилия и в целом выстраивать системную работу в этой области. Но все эти инициативы власти не особенно поддерживают.

Список литературы и использованных источников:

  1. Зырянов В.Н., Биккинин И.А., Саруханян А.Р., Долгополов К.А., Назначение наказания несовершеннолетним и освобождение их от него: теоретические, законотворческие и правоприменительные аспекты: монография. -Ростов – на - Дону, 2016.

  2. Киселева К.Н., Биккинин И.А. Проблемы предупреждения преступлений, посягающих на права несовершеннолетних // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. № 1-2 (59). С. 210-212.

  3. Биккинин И.А. Проблемы государственного управления в сфере противодействия преступности // Вестник Северо - Кавказского гуманитарного института. 2014. № 1 (9). С. 16 – 20.

  4. Биккинин И.А., Зырянов В.Н. Свобода и необходимость в уголовно-правовом и криминологическом измерениях и их роль в возвышении России // Государство и право. 2016. № 6. С. 124 - 126.

5

Просмотров работы: 261