ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФФШОРНЫХ ЗОН В РОССИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФФШОРНЫХ ЗОН В РОССИИ

Конобеева Д.М. 1
1Российский государственный социальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня одними из самых актуальных проблем являются проблемы, связанные с оффшорными зонами и в целом с оффшорным бизнесом, поэтому государственные интересы России требуют пресечения незаконного вывоза за рубеж национального богатства и усиления налоговой дисциплины.

Ключевые слова: оффшор, оффшорный бизнес, специальные экономические зоны

Today some of the most urgent problems are the problems associated with offshore zones, and in general with the offshore business, so the Russian state interests require curbing the illicit export of national wealth and strengthen fiscal discipline.

Key words: offshore business, special economic zones.

В современных условиях государство прямо или косвенно осуществляет стимулирование предпринимательства, потому что оно играет важную роль в развитии экономики страны. Создание свободных экономических зон является одним из способов такого стимулирования. На территориях свободных экономических зон действует отличающийся от общепринятого режим предпринимательской деятельности. Предприниматели имеют возможность работать на более выгодных и привлекательных условиях, бюджет пополняется за счет дополнительно привлеченных инвестиций. Таким образом, получается, что свободные экономические зоны являются эффективным инструментарием, который используется как при формировании финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, так и при формировании государственных финансов.

В мировой практике существуют различные виды свободных экономических зон, среди которых выделяются оффшорные зоны. Оффшор – это финансовый центр, привлекающий иностранный капитал путем предоставления специальных налоговых и иных льгот иностранным компаниям, зарегистрированным в стране расположения центра. Чаще всего оффшорными зонами являются островные государства. Основным доходом государств, активно привлекающих иностранный капитал, являются регистрационные сборы, которые уплачиваются при учреждении компаний на их территории – оффшорных компаний.

Юридическая компания, учрежденная на территории оффшорной зоны в соответствии с ее законодательством, не вправе вести предпринимательскую деятельность с резидентами данной зоны. Кроме этого, у большинства оффшорных зон центр контроля и управления деятельностью, осуществляемой участниками данной зоны, находится за ее пределами. Это обусловлено нежеланием властей оффшорной зоны создавать конкуренцию между нерезидентными компаниями, имеющими льготы, и национальными хозяйствующими субъектами.

Само понятие «оффшор» возникло в конце 50-х годов XX века, появившись в одной из газет восточного побережья США. В газетной статье было рассказано o финансовой организации, которая переместила свою деятельность из США в зону с наиболее приятным налоговым климатом. Так и сформировалась экономико-географическая суть данного термина. В последние несколько десятилетий оффшорный бизнес начал стремительно развиваться, это вызвано проведением экономических реформ, модернизацией механизмов регулирования и управления национальных экономик, а также с постоянным движением капитала в рамках глобализации мировой экономики.[1]

Таблица 1.1.

Преимущества и недостатки оффшоров

Преимущества оффшоров

Недостатки классических оффшоров

Упрощенная форма бухгалтерской формы или полное ее отсутствие

Классические оффшоры занесены в черный список многих стран, среди которых есть Россия

Низкие или нулевые ставки налога на прибыль

Возможность возникновения проблем с налоговыми органами того государства, где осуществляется деятельность фирмы из-за отсутствия договоренности об избегании двойного налогообложения

Возможность сохранить в тайне информацию o бенефициарах компании

Многие партнеры отказываются от сделок с компаниями из классического оффшора

Отсутствие требований к размеру уставного капитала

Из-за плохой репутации оффшорных зон большое количество банков отказывается открывать счета для классических оффшоров

Простая процедура регистрации финансовой организации

Все больше государств принимают законы, противодействующие деятельности классических оффшоров на том основании, что такие юрисдикции используют для отмывания денег и ухода от налогов

Конфиденциальность операций оффшора

Возможность рассматривать судебные споры в оффшорной юрисдикции

Источник: составлено автором статьи на основе данных электронного ресурса «IBC Consalting» [2]

С большим числом преимуществ оффшоров связано увеличение числа государств, резиденты которых, активно стремятся перенести свою предпринимательскую деятельность в оффшорную зону и скрыть ее от государства. Однако оффшоры имеют и ряд недостатков, но из-за них желающих работать в оффшорной зоне меньше не становится.

Сокращая финансовые возможности отдельных регионов страны и коммерческих банков, оффшоры несут вред государствам, также из-за них сокращаются размеры налоговых поступлений в бюджет. Сокращение доходной части бюджета государства не позволяет осуществлять экономическую, социальную и иные политики в полной мере. Поэтому вопрос o борьбе с оффшорами стоит очень остро и на данный момент регулируется различными законодательными мерами.

Совокупное регулирование предпринимательской деятельности оффшорных компаний на территории России осуществляется в соответствии с Гражданским, Налоговым и Таможенным кодексами РФ. Можно сказать, что по общему правилу все иностранные инвесторы (в том числе оффшорные) руководствуются одинаковым правовым режимом. Чтобы понять, какие существуют ограничения необходимо обратиться к федеральным законам:

- Закон от 09 июля 1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» регулирует иностранные инвестиции, а также устанавливает ряд гарантий (ред. От 05.05.2014);

- Закон от 29 апреля 2008 года №57-ФЗ «O порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» ограничивает доступ иностранного капитала в ряд отраслей (исключения только по решению правительственной комиссии);

- Закон от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» указывает, что иностранные инвесторы имеют право участвовать в такой деятельности на общих основаниях, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами;

- Закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «O валютном регулировании и валютном контроле» регулирует валютные операции с участием нерезидентов (ред. От 29.06.2015);

- Закон от 08 декабря 2003 года №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» осуществляет общее регулирование в сфере внешней торговли (ред. От 13.07.2015);

- Закон от 02 декабря 1990 года №395-1 «O банках и банковской деятельности» регулирует иностранные инвестиции в кредитные организации, создание филиалов иностранных банков. Кроме того ст.28 Закона устанавливает особый порядок банковских операций с банками оффшорных зон, список которых определен в Указании ЦБ РФ (ред. От 13.07.2015) и т.д. [3]

Безусловно, этот список нормативных актов не является исчерпывающим. В целом можно сказать, что российское законодательство не предусматривает для нерезидентов каких-либо обременений или ограничений. Подводя итоги, можно сказать, что иностранные финансовые организации в большинстве своем пользуются национальным режимом благоприятствования. При этом, несмотря на возможность государства получать информацию o своих резидентах доходы все равно уходят, из-за чего бюджет не дополучает миллиарды долларов. Так, согласно рис. 1, можно увидеть, что количество инвестиций за рубеж год от года только продолжает расти.

Рис. 1. Инвестиции из России за рубеж

Источник: составлено автором статьи на основе данных Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [4]

Российские предприниматели все чаще уходят в оффшорные зоны. И это не случайно, ведь, как уже говорилось ранее, если владелец бизнеса регистрирует свое предприятие на территории оффшорной зоны, то ему предоставляются высокий уровень предотвращения утечки какой-либо информации, полная независимость от валютного контроля государства и экономически привлекательные условия налогообложения. [5]

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать несколько выводов. Необходимо продолжить развитие законодательства и расширять меры по предотвращению утечки средств из страны. Одним из вариантов разрешения существующей проблемы, является создание в рамках своей страны оффшорной зоны, чтобы отток средств стал минимальным. В России есть несколько территорий, в которых инвесторам предоставляются льготы по налогообложению, эти зоны схожи с зарубежными оффшорами по правовому статусу и форме организации, однако предприятия, работающие там, не полностью освобождаются от налогов, а лишь от местной составляющей налогообложения. Другим вариантом является расширение числа специальных экономических зон (на данный момент на территории РФ их 25 и они разделены на 4 вида в зависимости от того, на какое направление экономики делается акцент) и их отраслевой принадлежности. Параллельно развивая законодательство, возможно даже возникновение уголовной статьи за особо крупное сокрытие средств и уход от налогообложения, чтобы предпринимателям было проще и выгоднее работать в свободных экономических зонах своей страны, получая различные льготы от государства.

Список использованных источников:

  1. «История возникновения и развития оффшорных юрисдикций» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://locman.com.ua/history.html

  2. «Преимущества и недостатки использования оффшоров» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ibc-offshore.ru/preimushhestva-i-nedostatki-ispol-zovaniya-offshorov/

  3. Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/

  4. Данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения 01.11.2016)

  5. Трифонова И.В. Оффшоры в наши дни: проблема оттока капитала из России // Экономика, управление, финансы: Материалы IV междунар. науч.конф. (г.Пермь, апрель 2015 г.).- Пермь:Зебра,2015. – С. 61-64.

 

Просмотров работы: 772