Актуальность темы нашего исследования заключается в том, что инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Конечно, должно при этом учитываться и то, что разные типы и категории учащихся требуют индивидуальной разработки программ и определения сроков на выполнение тех или иных заданий.
Для каждого педагога школы в настоящее время является актуальной потребность в нахождении путей, способов и технологий организации инклюзивного образования в своем классе. Мы считаем, что возможности современных информационных технологий могут быть эффективно использованы для обеспечения условий удовлетворения данной потребности.
К средствам ИКТ, используемым для обучения инвалидов способных выполнять указанные функции, наряду со стандартными, применяются следующие:
доступные форматы данных, известные также как альтернативные форматы. Например, говорящие книги системы DAISY, «низкотехнологичные» форматы, такие как система Брайля;
вспомогательные технологии: слуховые аппараты, устройства для чтения с экрана, клавиатуры со специальными возможностями, и т.д. Вспомогательные технологии – это «устройства, продукты, оборудование, программное обеспечение или услуги, направленные на усиление, поддержку или улучшение функциональных возможностей людей с ограниченными возможностями здоровья» [2].
В школах, активно внедряющих инклюзивное образование создаются рефлекс-комнаты, в которых дети с ОВЗ благодаря использованию информационных технологий получают возможность развивать свой слух, координацию, ориентацию в пространстве, а также взаимодействие с социумом. Для данной категории учащихся информационные технологии предоставляют целый ряд преимуществ — от облегчения участия в учебном процессе и общении в общеобразовательных классах до достижения автономности в обучении и возможности создавать индивидуальные задания с учетом возможностей и способностей каждого конкретного ученика.
Особенно важно использование возможностей ИКТ в инклюзивном образовании учащихся начальной школы - именно в этот момент у родителей и у педагогов есть шанс наиболее полно развить те или иные навыки у детей, чтобы в дальнейшем их обучение и развитие проходило более эффективно.
Так как в наше время большинство школ не готовы к встречи с детьми–инвалидами: нет ни обустроенной среды, ни специальных программ, рассчитанных на такое обучение, мы в своей работе хотели бы помочь учителям, работающим с такими детьми и разработать презентации, аудио-книги, конспекты уроков для работы в рефлекс-комнатах, опираясь на уже полученный нами опыт.
Литература:
Н. Токарева, Бесио С., ИКТ в образовании людей с особыми потребностями: Специализированный учебный курс [Текст] / Авторизованный пер. с англ. / Н. Токарева, С. Бесио. Москва: Изд. дом «Обучение-Сервис», 2008.
Интернет-ресурсы:
Инклюзивное образование и ИКТ URL: http://nitforyou.com/ikt-inklyuzivnogo-obrazovaniya/ (дата обращения 7.02.2017)