К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СОСТОЯНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМ РАЗВИТИЕМ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СОСТОЯНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМ РАЗВИТИЕМ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Базовыми критериями нормального протекания процесса развития ребенка с первых дней его жизни принято считать соответствие определенным общепринятым показателям физического, психического и эмоционального развития [2].

При работе с детьми, развитие которых не соответствует базовым критериям нормального протекания процесса развития, специалисты используют такое понятие как «отклоняющееся» или «особое» развитие.

По мнению Н.Я. Семаго и М.М. Семаго, «…отклоняющееся развитие – это любое отклонение отдельной функции или системы психических функций от «программы развития» вне зависимости от знака этого изменения «плюс» или «минус» (опережение или запаздывание), выходящее за пределы социально-психологического норматива, определяемого для данной образовательной, социокультурной или этнической ситуации и данного возраста ребенка» [5].

Как правило, за тем или иным первичным нарушением обнаруживается множество дополнительных симптомов, каждый из которых находится в тесной взаимосвязи, таким образом, образуя некий симптомо-комплекс нарушений. Основная сложность любого нарушения в развитии состоит в том, что для ребенка окружающий мир является «некомфортным и пугающим» практически с первых минут его появления на свет, так как происходит искаженное восприятие и нарушение переработки информации о действительности сенсорными системами организма. На фоне специфического восприятия окружающего мира у детей с «особым» развитием развиваются дополнительные когнитивные нарушения и проблемное поведение.

К когнитивным, или другими словами, познавательным функциям человека относят самые сложные процессы работы головного мозга, благодаря которым осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним: восприятие информации; обработка и анализ информации; запоминание и хранение; обмен информацией, построение и осуществление программы действий[4]. Таким образом, когнитивные нарушения – это отклонения в сфере умственной работоспособности и других когнитивных функций (например, памяти), которые влияют на процесс восприятия и взаимодействия человека с реальным миром.

К поведенческим нарушениям обычно относят отклонения, которые отображены в Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). В данном источнике под шифром F91 «Расстройства поведения» описаны симптомы, при которых отмечается повторяющиеся и устойчивые образцы необщительного, агрессивного или вызывающего поведения. Такое поведение может проявляться в очень частых вспышках раздраженности и гнева, в отказе от выполнения требований взрослых, в отсутствии имитации, в целенаправленном разрушении объектов или чужой собственности и т.д. В целом, расстройства поведения можно было бы расценивать как наивысшее проявление возрастных социальных нарушений, но обычно они протекают более тяжело, чем обычное детское непослушание или подростковая недисциплинированность. Таким образом, поведенческие нарушения – это поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм: культурных, моральных, юридических в течение длительного времени (от шести и более месяцев) [7].

Трудности, возникающие в процессе развития ребенка с отклоняющим развитием – проблема, с которой сталкивается, в первую очередь его семья: родители и близкие люди. Обычно рождение ребенка рассматривается как радостное событие. Ребенок является неким гарантом продолжения жизни родителей после их смерти, и поэтому мамы и папы связывают с детьми свои мечты, надежды и планы на будущее. Однако при наличии «особого» развития у ребенка, зачастую, происходит крах всех планов и надежд. Мысль о том, что ребенок не сможет прожить полноценную жизнь, кажется слишком несправедливой, жестокой и почти не переносимой. И, к сожалению, особенно на первых этапах, родители остаются один на один со своей бедой: с чувством беспомощности и собственной вины [6]. Но даже спустя время, сложности, возникающие из-за наличия в семье «особого» ребенка, непременно растут и охватывают более широкий диапазон жизнедеятельности членов семьи. И на какое-то время, а в некоторых случаях навсегда, жизнь в семье начинает вращаться вокруг ребенка с «особым» развитием.

Анализ отечественной и зарубежной литературы помог выделить, основные сферы, где наблюдаются качественные изменения и сосредоточены основные проблемы семей с «особым» ребенком:

  1. Взаимоотношения в семье (примером может являться избегание или отказ от общения с родственниками, друзьями и знакомыми, как со стороны семьи, так и со стороны людей).

2. Воспитание и образование (воспитательная функция осложнена тем, что общеизвестные традиционные методы зачастую не подходят, и большинство родителей не обладают достаточной информацией о том, как и чему именно учить своего ребенка, как справляться с его поведенческими проблемами).

3. Отношение родителей к ребенку (неспособность принять со временем данную ситуацию может приводить к «внутреннему отказу» от ребенка.)

Родители могут испытывать и проявлять двойственные чувства – в одно время они любят его всей душой, как здорового, в другое – злятся, испытывают ярость, бояться или отвергают ребенка с «особым» развитием. Зачастую в подобных ситуациях, если не происходит принятия сложившейся ситуации, родители, чтобы облегчить свои переживания и переключить свои противоречивые чувства непосредственно с ребенка неосознанно следуют одним из путей поведения: одни как бы наказывают себя и всю жизнь посвящают служению ребенку, другие перекладывают вину – постоянно ищут ошибки и корят специалистов. Конечно, бывают случаи, когда родители делают и то, и другое одновременно.

4. Отношение общества к «особому» ребенку (к сожалению, в нашей стране, большинство семей в повседневной жизни сталкиваются с непониманием, пренебрежением или безразличием со стороны окружающих людей к сложившейся ситуации).

Из всего вышеперечисленного, можно предположить, что зачастую состояние родителей, воспитывающих детей с «особым» развитием протекает как сложная индивидуализированная система переживаний и противоречий, которая характеризуется напряженностью внутренней жизни личности, на фоне чего может происходить переосмысление и изменение позиции по отношению к себе, своей жизни и окружающему миру.

Зарубежные исследования выявили, что родители детей с «особым» развитием имеют повышенный уровень стресса, беспокойства, депрессии и стыда за своих детей. Это происходит из-за высокого психологического напряжения и давления на родителей, как со стороны окружающего мира, так и внутри семейной системы. В первую очередь стоит отметить эмоциональное давление (чаще внутреннее не осознаваемое, но случается и внешнее от других людей) на женщину, родившую ребенка с отклонениями в развитии.

Факт того, что она родила вместо «чудесного и прекрасного» ребенка, которого так ждали, «что-то не такое» доставляет матери огромные страдания. Однако, что в большинстве случаев именно матери, находятся с детьми постоянно, традиционно мужчины обеспечивают материальную составляющую семьи (стоит отметить, что на лечение и коррекционную работу необходимы существенные затраты). В этом моменте важен факт того, что отец «особого» ребенка не исключается полностью из социальной среды, он также продолжает работать и обычно проводит с ребенком меньшую часть времени в силу занятости, поэтому его психика не подвергается такому интенсивному постоянному воздействию, как у женщины. Но с другой стороны, если в семье появляется сын с «особым» развитием, то для отца это может стать более травмирующим событием, чем для матери или рождение дочки с такими же проблемами.

Рождение в семье ребенка с «особым» развитием в большинстве случаев негативно сказывается на отношениях супругов, а вопросы, связанные с уходом, поведением, воспитанием и коррекционной работой с детьми данной категории, являются устойчивым конфликтогеном для всех членов, ближайшего окружения семьи, а зачастую и со стороны общества [8].

Согласно литературным данным (В.А. Вишневский, М.М. Кабанов, В.В. Ковалев, Р.Ф.Майрамян, В.Н. Мясищев) и наблюдениям специалистов разных областей, работающих с детьми с «особым» развитием и их семьями, отмечается повышенный уровень соматических заболеваний у родителей таких детей. Обычно матери жалуются на колебания артериального давления, бессонницу, частые и сильные головные боли, нарушения терморегуляции. Практически все отмечают общую усталость, отсутствие сил, а также отмечают состояние общей депрессии и тоски.

Именно по всем вышеперечисленным факторам, рождение ребенка с отклоняющим развитием, его особые образовательные и воспитательные потребности, а также в целом длительное нахождение и интенсивное общение с «особым» ребенком является патогенно действующим психологическим фактором на состояние родителя.

Система переживаний и противоречий родителей может обостряться и перестать во внутриличностный конфликт, который сказывается на всех сферах личности.

По мнению авторов А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова, «…внутриличностный конфликт – это острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающие принятие решения» [1].

Выделяют следующие показатели наличия внутриличностного конфликта у человека:

1. Когнитивная сфера: противоречивость «образа Я», снижение самооценки; осознание своего состояния как психологического тупика; задержка принятия решения; глубокие сомнения в истинности принципов, которыми человек раньше руководствовался.

2. Эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение; частые и значительные отрицательные переживания.

3. Поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности деятельности; снижение удовлетворенности деятельностью; негативный эмоциональный фон общения.

4. Интегральные показатели: нарушения нормального механизма адаптации; усиление психологического стресса.

Согласно классификации А.И. Шипилова, в зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают в конфликт, выделяют шесть основных видов внутриличностного конфликта: мотивационный, нравственный, конфликт нереализованного желания, ролевой, адаптационный, конфликт неадекватной самооценки [1].

У родителей, воспитывающих детей с «особым» развитием, может происходить наложение одного вида конфликта на другой.

Также стоит отметить, что любой конфликт может иметь положительные (конструктивный конфликт) и отрицательные (деструктивный конфликт) последствия [3].

Конструктивный внутриличностный конфликт характеризуется максимальным развитием конфликтующих структур и минимальными личностными затратами на его разрешение. Таким образом, это может являться из механизмов гармонизации личностного развития: укрепление характера, формирование решительности, устойчивости поведения, независимости от случайных обстоятельств.

В свою очередь, деструктивный внутриличностный конфликт усугубляет «раздвоение личности» и всегда перерастает в жизненные кризисы или ведет к развитию невротических реакций. Продолжительные внутриличностные конфликты могут приводить к утрате уверенности человека в себе, своих внутренних силах и возможностях, что может вызывать чувство неполноценности и утрате радости жизни. Зачастую такое состояние не может не найти отражение в межличностных отношениях, в первую очередь в семье.

Важным является тот факт, что в современных исследованиях выявлена прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития у ребенка (В.Р. Никишина). Именно поэтому изучение и работа с состояниями, включая внутриличностные конфликты родителей, воспитывающих детей с «особым» развитием является важной темой. Таким образом, состояние даже одного из родителей может отражаться на всей семейной системе, включая эффективность коррекционной терапии ребенка с «особым» развитием, что напрямую может являться выходом из замкнутого круга для данного родителя или всей семьи в целом.

Список литературы:

  1. Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов./А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов - М.: ЮНИТИ, 2000. – 551 с.

  2. Баенская, Е.Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет.//Альманах ИКП РАО. - № 3. - 2001. [Электронный ресурс]// Информ. - справочный портал – Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-3/osobennosti-rannego-affektivnogo-razvitija-autichnogo.

  3. Бубновская О.В. Потребностная обусловленность внутриличностного конфликта в юношеском возрасте // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – Московский педагогический государственный университет. – Москва, 2005.

  4. Захаров В.В., Яхно Н.Н. Когнитивные расстройства в пожилом и старческом возрасте: Методическое пособие для врачей – М, 2005.

  5. Семаго, Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога./Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – М. : АРКТИ, 2003. - 208 с

  6. Киселева, М.Г. Если ребенок болеет. Психологическая помощь тяжелобольным детям и их семьям. - М. : Генезис, 2016. – 176 с.

  7. Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) [Электронный ресурс] // Информ. - справочный портал – Режим доступа: http://mkb-10.com/index.php?pid=4447.

  8. Salimi, M. Comparison of obsessive beliefs, life expectancy, and conflict resolution styles of mothers of autistic and none-autistic children // Scholars Research Library [Электронный ресурс] // http: // scholarsresearchlibrary.com/dpl-vol7-iss10/DPL-2015-7-10-44-48.pdf

Просмотров работы: 318