Нововведения и постоянные изменения в политической и социально- экономической сфере российского общества приводят к необходимости решения актуальнейших задач, связанных с интеграцией молодого поколения в общество, в том числе при помощи учреждений дополнительного образования [1].
Определяя работу молодежных центров по организации досуга подростков как сложную социальную систему, находящуюся в постоянном поиске оптимальной формы организации досуга и направленную на социализацию детей и молодежи, как масштабную общественную задачу, можно констатировать: она «состоит из сплетения взаимозависимых и взаимопроникающих подсистем» [3].
Множественность разновидностей работы молодежных центров сохраняет единые целевые ориентиры и выдаёт общий совокупный продукт в виде повышения дополнительных возможностей функционирования человека, и при этом является производной по отношению к социальной сфере.
Универсальный характер работы молодежных центров состоит в том, что:
- молодежные центры располагают условиями, обеспечивающими удовлетворение потребностей подростков (досуговыми, оздоровительными, коммуникативными и т. д.);
–молодежный центр объединяет различные виды социальных систем (досуг, культура, образование и др.), отражающих реализуемые социальные функции;
–молодежные центры в процессе реализации своих целевых установок, предлагают широкий спектр услуг разным категориям подростков.
Функциональное обеспечение работы молодежных центров состоит в его техническом и технологическом осуществлении, в свою очередь организационное построение работы молодежных центров будет зависеть от того, какие функции и для каких целей будут ими выполняться.
Вся суть молодежных центров проявляется в процессе совместной деятельности подростков, которые обладают разными социальными статусами, что определяется функциями, выполняемыми молодежными центрами.
Первый компонент работы молодежного центра, ориентированный на организацию досуга подростков – это нормативно-правовой компонент. Он устанавливает в законодательном порядке правила, по данным правилам и осуществляется организация и функционирование всех молодежных центров.
Второй компонент работы молодежного центра ориентирован на организацию досуга подростков. Институциональный компонент отражает элементный состав и характеризует особенности организации данной социальной структуры, представленной сетью учреждений: молодежные центры – муниципальные и частные.
Третий компонент работы молодежного центра, ориентированный на организацию досуга подростков – это содержательно-технологический компонент. Он характеризует особенности функционирования молодежного центра и отражает содержательные и технологические аспекты своеобразия организации работы с молодёжью в сети учреждений.
Четвёртый компонент работы молодежного центра, ориентированный на организацию досуга подростков – это ресурсный компонент.
В молодежных центрах в целях развития детей и молодежи должны использоваться следующие методы воспитания, направленные на их социализацию:
− формирование сознания молодых людей (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, консультирование, использование средств массовой информации, внушение, инструктаж, диспут, экскурсии, встречи, доклады, примеры из окружающей жизни, личный пример наставника);
− организация деятельности и формирования опыта общественного поведения молодых людей (упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации, игра, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность);
− стимулирование поведения и деятельности молодых людей (соревнование, педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание и наказание) [4].
Работа молодежных центров, как форма организации досуга, осуществляя функции социально ориентированной структуры, воплощается в сложно организованную систему и включает нормативно-правовые, концептуально-содержательные, организационно-управленческие, материально-ресурсные и профессионально-кадровые аспекты.
Список литературы
Жидких В.А. Государственная молодежная политика в Российской Федерации: основные направления // Государственная молодежная политика в Российской Федерации: основные направления. Аналитический Вестник Совета Федерации РФ. 2009. № 9 (376). – С.5.
Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Парсонс Т. О структуре социального действия. – М. – 2000. – С. 438-440.
Левикова С. И. Молодежная субкультура. – М.: ФАИР-ПРЕСС – 2004. – С.307-308.
Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».