B ходе тренинга коммуникативной компетентности осуществляется формирование адекватной самооценки, самовыражения в общении, умения правильно и точно выражать свои мысли, отстаивать собственную точку зрения, взаимопонимания c собеседниками, и др.
Основой подобных тренингов выступают ролевые игры, в которых делается упор на межличностное взаимодействие. Участники «проигрывают» роли и ситуации, значимые для них в реальной жизни, при этом игровой характер ситуации освобождает игроков от практических последствий их разрешения, что раздвигает границы поиска способов поведения, дает простор для творчества. За игрой следует психологический анализ, осуществляемый группой совместно с тренером, усиливает обучающий эффект.
На ряду, c ролевой игрой средством решения задач тренинга коммуникативных способностей служат групповые дискуссии, психогимнастика. Их количество варьируется в зависимости от специфики тренинговой группы.
Так в ходе групповой дискуссии участники обучаются умению размышлять, излагать свои мыли, слушать и слышать собеседников, уважать иную точку зрения.
Психогимнастика включает разнообразные упражнения, направленные на формирование комфортной групповой атмосферы, изменение состояния участников группы, a также на тренировку различных коммуникативных свойств, в первую очередь на повышение чувствительности в восприятии окружающего мира.
B тренинг коммуникативной компетентности могут быть включены упражнения целью которых является: снятие мышечных зажимов, напряжений, формирование мускульной свободы в процессе общения, овладение навыками психофизиологической саморегуляции, развитие навыков произвольного внимания, наблюдательности, развитие навыков невербального общения, формирование умения управлять вниманием партнеров по общению и т.д.
Ценность данного метода заключается в том, что группа формируется из людей, имеющих аналогичные проблемы переживания, а именно сложности в общении, что позволяет учиться не только на своем опыте, но и на опыте других участников группы.
Проведение тренинга коммуникативной компетентности наиболее актуален в пубертатный период, т.к. на этом этапе подросток переключается с учебной деятельности на общение.
С целью развития коммуникативных способностей подростков на базе МБУ «ЦСПП «Шанс» города Тулы разработан и апробирован тренинг «Искусство общения».
Задачи тренинга: повышение уверенности в себе, формирование навыков саморегуляции участников группы; устранение барьеров и страхов в процессе межличностного взаимодействия; усовершенствование навыков общения.
Тренинг включает в себя 6 занятий. Первое занятие направлено на сплочение группы, формирование взаимного доверия и включает в себя упражнения:«Взаимное представление», «Счет до десяти», «Мы с тобой похожи тем, что...» и др. Целью второго занятия является развитие чувства собственного достоинства, в него входят упражнения: «10 определений» «Мои достоинства» «Маленькие успехи» и др.Третье занятие способствует расширению знаний участников о чувствах и эмоциях:«На что похоже мое настроение»,«Наши эмоции - наши поступки»,«Прогноз погоды» и др.В ходе четвертого занятия происходит развитие уверенности в межличностных отношениях («Три способа поведения», «Захват инициативы в диалоге» и др.). Пятое занятие направлено на развитие навыков эффективного общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению («Испорченный телевизор», «Дистанция общения», «Разговор в рисунках» и др.В рамках заключительного занятия осуществляется подведение итогов, рефлексия полученного опыта, анализ моделей взаимодействия со сверстником и взрослым. Тренинг показал свою эффективность в работе с подростками.
Таким образом, тренинг коммуникативной компетентности представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются для работы c людьми, имеющими сложности в общении, в целях оказания им психологической помощи.