Южно-Казахстанская область является одним из крупных регионов республики, ее территория составляет 117,3 тыс.кв.км. На западе граничит с Кызылординской, севере – Карагандинской, востоке – Жамбыльской областями и Кыргызской Республикой, на юге – Республика Узбекистан.
В области имеется 12 районов, 20 городов и поселков, 838 сельских населенных пунктов. Южно-Казахстанская область расположена в пределах восточной части Туранской низменности и западных отрогов Тянь-Шаня. Около 50 % территории относится к зоне пустынь (пески Кызылкум, Муюкум, пустыня Бетпак-Дала).
Экологическая ситуация в ЮКО становится все более актуальной. В последние годы становиться все больше и больше источников выбросов вредных веществ в окружающую среду области. С ростом ухудшения состояния окружающей среды ухудшается состояние здоровья населения ЮКО. Это представляет экологическую, экономическую и социальную проблемы, как области, так и страны в целом.
Наиболее крупные загрязнители атмосферного воздуха Южно-Казахстанской области сосредоточены в г. Шымкенте, в основном они формируют валовые выбросы загрязняющих веществ и влияют на состояние воздушного бассейна региона. Особую тревогу вызывает увеличение количества автотранспорта, особенно в областном центре. Выбросы от автотранспорта из-за неудовлетворительного его технического состояния привели к превышению предельно-допустимых концентраций по свинцу и формальдегиду, общий валовый выброс которых составляет порядка 98 тыс.тонн в год [1]. Город Шымкент является одним из развитых промышленных центров Казахстана с большим количеством предприятий.
Более 130 крупных предприятий в области загрязняют атмосферу своими выбросами вредных веществ. Основная доля в загрязнение атмосферного воздуха окислами азота и серы, формальдегидом приходится на предприятия теплоэнергетики и автотранспорта, углеводородами на предприятиях нефтехимии – ТОО «ПетроКазахстанОйлПродакс» (бывший АО «Шымкентнефтеоргсинтез»), свинцом – ЗАО«Южполиметалл».
По данным ДГП «Казгидромет» состояние загрязнения атмосферного воздуха в областном центре оценивается по 4-м постам наблюдения (далее ПНЗ). Основными критериями являются значения предельно-допустимых концентраций (далее ПДК) загрязняющих веществ в воздухе населенных мест. Средняя концентрация пыли в г. Шымкенте составила 2,0 ПДК, формальдегида 5,3 ПДК. Максимальная из разовых концентраций формальдегида составила 1,2 ПДК (на ПНЗ № 2 пл. Ордабасы), диоксида азота 11,9 ПДК (на ПНЗ № 3 ОАО «Шымкентцемент»), и оксида углерода 1,6 ПДК (на ПНЗ №3 ОАО «Шымкентцемент»). Остальные ингредиенты находились в пределах допустимой нормы[2].
Значительный рост концентрации формальдегида отмечается в летние месяцы, что связано с увеличением интенсивности движения автотранспорта, плохим качеством бензина и плохим состоянием дорог. Наибольшая концентрация формальдегида обнаружена в районе пл. Ордабасы (ПНЗ № 2).
Рост выбросов загрязняющих веществ в атмосферу связан в основном с увеличением количества автотранспорта, особенно в городе Шымкенте. Общее количество автотранспортных средств по Южно-Казахстанской области, приходящихся на долю г. Шымкента составляет 46,5%. Особую тревогу вызывает неудовлетворительное техническое состояние автотранспорта. Выбросы от автотранспорта из-за неудовлетворительно его технического состояния привели к превышению предельно-допустимых концентраций по свинцу и формальдегиду.
Одной из экологических проблем в настоящее время является возрастающая антропогенная нагрузка на окружающую среду в результате накопления твердых бытовых отходов (ТБО) [2]. Ускоренные темпы развития современного производства, быстрый рост населения, увеличение потребления промышленных и бытовых товаров порождает серьезные проблемы, связанные с утилизацией отходов. Несмотря на существующую тенденцию вторичного использования отходов для переработки, которая наблюдается во всех промышленно развитых странах мира, основным способом ликвидации отходов по-прежнему остается складирование их на так называемых «организованных» свалках. Этот наиболее дешевый метод долговременного хранения отходов – источник загрязнения почвы, грунтовых вод и атмосферы.
Для города Шымкента проблема твердых бытовых отходов в настоящее время является весьма актуальной. Увеличение городского населения, развитие промышленности и технический прогресс вызывают ухудшение экологических условий жизнедеятельности. В городе происходит интенсивное накопление твердых бытовых отходов, которые вследствие нерационального и несвоевременно удаления и обезвреживания серьезно загрязняют как городскую, так и окружающую природную среду.
Основными “производителями” промышленных отходов в Южно-Казахстанской области являются такие крупные предприятия как: АО “Ачполиметалл” с объемом отходов более 170 млн. тонн, АО “Шымкентфосфор” с объемом 0,5 млн. тонн (занимаемая отходами площадь около 30 га), ЗАО “Южполиметалл” с объемом 2,5 млн. тонн, Кентауская ТЭЦ-5 с объемом 405,3 тыс. тонн, ТОО «Петро Казахстан Ойл Продактс» с объемом 5,8 тыс. тонн, ТОО “Спецавтотранспорт” (свалка г. Шымкента) с объемом более 5,5 млн. тонн и другие. Отдельно можно подчеркнуть накопление вредных отходов на территории бывшего фосфорного завода. Особую опасность представляют фосфорсодержащие шламы, которые должны храниться под слоем воды в виду их пожароопасных свойств и склонности к самовозгоранию. Утилизация отходов практически не производится.
Промышленные отходы в области образуются в основном в двух городах: Шымкент и Кентау. Полигоны промышленных отходов имеются на следующих предприятиях: ЗАО «Южполиметалл», ОАО «Химфарм», ТОО «Петро Казахстан Ойл Продактс», ТОО «Водные ресурсы – Маркетинг», Центральное рудоуправление, АО «Онтустик Кус», ОАО «Шымкентшина», ОАО «Экскаватор», отходы ОАО «Шымкентфосфор», ОАО «ТЭЦ-5», РГП «Кентауликвидрудник».
К историческим отходам относятся: промышленные отходы ОАО «Шымкентфосфор», ОАО «ТЭЦ-5», РГП «Кентауликвидрудник». Кроме того, в филиалах ТОО «Горнорудная компания», Степное рудоуправление (СтРУ), Централизованная автоперевалочная база (ЦАПБ) образуются два вида производственных отходов – производственные не радиоактивные отходы 4 класса опасности и низкорадиоактивные отходы.
Низкорадиоактивные отходы, общее количество 1,07 тыс.тонн, захораниваются в ведомственном могильнике низкорадиоактивных отходов, который соответствует требованиям СП ЛКП-98 и природоохранного законодательства. Одна из важных проблем – захоронение радиоактивных отходов, к которым относятся отработанные ампульные источники ионизирующих излучений. Не решен вопрос их централизованного захоронения, тогда как в области на 58 предприятиях имеется 3422 источника ионизирующего излучения, из которых 2494 отработали установленный срок и относятся к радиоактивным отходам, требующим захоронения в специальном хранилище базы Байкал – 1 Семипалатинского полигона.
Одной из наиболее острых экологических проблем области являются последствия ликвидации и консервации Миргалимсайского рудника в г. Кентау. По заключению ведущих научно-исследовательских институтов республики реально стоит проблема загрязнения подземных вод токсичными “хвостовыми” веществами обогатительных фабрик. По расчетам только около 2 % всех материалов природы, вовлекаемые в промышленные производства, перерабатываются в полезную продукцию, остальные 98 % становятся отходами, то есть выбрасываются в окружающую среду.
В городе Шымкенте действует городская свалка твердо-бытовых отходов, под которую отведен земельный участок 45 га, а в настоящее время используется 22 га. Действующий в черте города полигон ТБО плохо организован, размещение отходов осуществляется по устаревшим технологиям и с нарушением норм и правил. Городская свалка твердых бытовых отходов Шымкента находится за чертой города в северо-восточной части[3].
Предусмотренный срок эксплуатации полигона 50 лет – с 1980 по 2030 год. Городская свалка открытого типа. Накопленные на ней твердые бытовые отходы загрязняют окружающую среду, нанося ей невосполнимый вред. Мусор сбрасывается в естественные овраги рельефа с последующей засыпкой послойно грунтом. Ежегодно на городскую свалку г. Шымкента вывозят более 300 тыс. куб. м отходов, за последние годы их скопилось около 5,5 млн. куб метров отходов[5]. Также серьезной проблемой являются повсеместно возникающие стихийные свалки, которые оказывают отрицательное воздействие на состояние всех компонентов окружающей среды.
Кроме стихийных свалок в городе Шымкенте имеются места неорганизованно разбросанно мусора, преимущественно вокруг домов общественно жилого фонда, рядом с предприятиями общественно питания, магазинами, организациями культурно-бытового обслуживания. Часто встречаются неорганизованные отдельные кучи мусора в сточных лотках (для ликвидации указанных загрязнений финансирования не требуется, так как они могут быть устранены за счет внедрения организационных мероприятий) [4].
Все городские свалки представляют собой открытую грунтовую площадку, воды и загрязняет их. Большая часть свалок размещена без учета розы ветров. Отсюда неприятные запахи, угарный газ, метан, выделяющиеся от гор мусора, а также размножение болезнетворных микробов и вечных спутников свалок-грызунов. Нередки случаи, когда на городскую свалку вывозятся токсичные промышленные отходы.
Необходимы значительные усилия, чтобы перейти к новому качеству жизни, безопасному для человека, и уверенно думать о будущем наших детей и сохранении природной среды. В условиях экономической нестабильности, реорганизации управленческих структур, необходимы крупные инвестиции для решения насущных экологических проблем, особенно важных на первоначальном этапе реализации экологической стратегии. Нужны точные ориентиры, чтобы, двигаясь по магистрали равновесного природопользования, обеспечить долговременную жизнеспособность социальных структур; сила духа, чтобы отказаться от привычного стиля жизни; мужество чтобы круто повернуть руль. От решений, которые будут приняты при жизни нынешнего поколения, зависят судьбы цивилизации.
Список использованной литературы
Эколого-экономическая оценка современного состояния загрязнения окружающей среды Южно-Казахстанской области (г. Шымкент) // Вестник КазАТК №6, 2007, с.255-261.
Эколого-экономическая оценка влияния загрязнения от автотранспорта на здоровье населения (на примере г. Шымкент) // КазЭУ Хабаршысы №5, 2007, с.293-297.
Эколого-экономические методы снижения негативного влияния автотранспорта на воздушную среду города // КазЭУ Хабаршысы № 6, 2008, с.154-158.
Экология и экономика природопользования./ Э.В. Гирусов, С.Н. Бабылов, А.А. Новоселов, Н.В. Чепурных. – М. 2000.
Калиев С. Воздействие ГМК на окружающую среду // Промышленность Казахстана. – 2002. - № 12. – С.12-14.
6