ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В СФЕРЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В СФЕРЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день пожары на нашей планете возникают ежедневно, зачастую горят: огромные массивы леса, большие предприятия, различные учреждения, жилые дома, мусорные свалки. Причины пожаров могут быть самыми разными и неожиданными. Явления космического масштаба (метеориты), природные (извержение вулкана) и погодные (гроза) явления способствуют возникновению очагов возгорания в любой части планеты. Но большинство пожаров – дело рук человеческих. А ведь природная среда является не только национальным достоянием Российской Федерации, но имеет первостепенное значение как основа жизнеобеспечения населения области и государства в целом. Поскольку лесные ресурсы оказывают существенное влияние на экономику более 40 субъектов Российской Федерации, в которых продукция лесной промышленности составляет от 10 до 50% общего объема промышленной продукции. Одним из важнейших направлений деятельности государства в области сохранения состояния природной зоны является охрана и защита лесов, которые представляют собой отдельный институт лесного права.

В соответствии с Лесным кодексом РФ право распоряжения природных зон передано в субъекты Российской Федерации. Таким образом, именно регионы обязаны следить за лесами, в том числе и оберегать их от пожаров. Практика показывает, что 9 из 10 лесных пожаров возникают по вине человека. Пожары, возникшие на степных участках, в некоторых случаях переходят в лесные массивы. Ежегодные природные пожары причиняют значительный ущерб экологии. А ведь в результате может быть уничтожена огнем не только значительная площадь лесов, но и жилые дома в населенных пунктах, на восстановление которых потребуются финансовые средства.

На сегодняшний день на территории Южного федерального округа в районах, находящихся в зоне потенциальной угрозы распространения на них лесных пожаров, расположено 510 населенных пунктов и 523 объекта экономики. Наибольшее количество лесных пожаров в Южном федеральном округе происходит в Ростовской и Волгоградской областях, на которые пришлось 96 % пройденной огнем площади.

Например, на территории Ростовской области в сельских районах за 2016 год было зарегистрировано более пяти тысяч лесных пожаров, огнем пройдено более 1,3 тыс. гектаров земли. В результате лесных пожаров, погибло 116 человек, в том числе 8 детей , получили травмы 137 человек [3].

Основными причинами пожаров являлись: неосторожное обращение с огнём; выжигание сухой растительности и стерни; возгорания сухой растительности на территориях населённых пунктов связанных с нарушением правил благоустройства; неорганизованный туризм; искры из выхлопных труб автотранспорта; сжигание мусора вблизи и на территориях прилегающих к лесным массивам; детская шалость с огнём; брошенные не затушенные костры; умышленные поджоги с целью уничтожения посевов.

За нарушение правил пожарной безопасности в лесах законодательством Российской Федерации предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Основанием ее является административное правонарушение (проступок). Административное взыскание за лесонарушения наступает в виде денежного штрафа. Субъектами административной ответственности являются граждане, достигшие возраста 16 лет, и должностные лица.

Так за нарушение правил пожарной безопасности в лесах - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2500 рублей; на должностных лиц - от 5000 тыс. до 10000 тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей. Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 тысяч до 3000 тысяч рублей; на должностных лиц - от 7000 тысяч до 12000 тысяч рублей; на юридических лиц – от 50000 тысяч до 120000 тысяч рублей.

При невозможности установления личности правонарушителя на месте нарушения он может быть доставлен в сельскую, поселковую администрацию либо в отделение милиции для установления его личности и составления протокола (ч. 3 ст. 238 КоАП, ст. 77 ЛК) [2, с.58].

Уголовная ответственность предусмотрена ст. 261 Уголовного кодекса Российской Федерации за уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности [1, с.35].

Санкция указанной статьи в настоящее время предусматривает штраф в размере от 100 тыс. до 250 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо обязательными работами на срок 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами или лишением свободы на срок до 3 лет.

Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом, либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия наказывается штрафом, в размере от 250 тыс. до 400 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 8 лет со штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 месяца до 1 года либо без такового.

Те же деяния, если они причинили крупный ущерб, наказываются штрафом в размере 350 — 500 тыс. руб., или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 10 лет со штрафом в размере 100 — 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 месяца до 1 года либо без такового.

Крупным ущербом по уголовному кодексу Российской Федерации признается ущерб, если стоимость уничтоженных или поврежденных лесных насаждений и иных насаждений, исчисленная по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышает 50 тыс. руб.

Преступление по ст. 261 УК считается оконченнымс момента наступления вредных последствий - уничтожения или повреждения лесов. При этом, в отличие от ст. 270 УК, закон не требует в качестве обязательного признака состава преступления наступление ущерба в значительном или крупном размерах. Объясняется это чрезвычайно общественно опасным характером деяния с использованием огня и других общеопасных способов.

Следует рассмотреть вопрос о предупреждение поджогов связанных не только с выявлением причин и условий, способствующих их совершению, но и с разработкой комплекса мер, направленных на их устранение. Работа по названным направлениям должна проводиться постоянно, систематически, с учетом повседневных ситуаций, а также экстремальных случаев.

Региональные телевизионные каналы, сообщая о пожарах и поджогах, не излагают сухие факты, а используют видеорепортажи, в которых не только показывают последствия, но и подчеркивают разрушительную силу пожара. Однако недостаток, на наш взгляд, заключается в том, что данные сюжеты порой только констатируют факты, при этом не сообщают об ущербе, о виновных, о том, какое конкретное наказание они понесут за совершенное деяние. В большинстве случаев сообщения доносят сам факт возгорания, но при этом не ведётся комплексного анализа причин возгорания. Газетные публикации, как правило, ограничиваются сообщениями о поджогах в рубрике о совершенных преступлениях, которые также носят информационный характер, не описывая детально события.

Анализ работы СМИ по предупреждению поджогов позволяет сделать следующие выводы: местные СМИ должны информировать население о совершенных поджогах, обязательно рассматривая их причины. В дальнейшем они также должны сообщать о результатах расследования или проверки, о последствиях и наказании виновных; газетные публикации для более эффективного воздействия на население должны содержать фотографии с места преступления, изображающие опасное для людей воздействие неконтролируемого огня.

Для предупреждения поджогов можно использовать наглядную агитацию (плакаты, призывы, лозунги, рекламные щиты и т.д.). Так следует на муниципальном уровне организовывать просвещения среди населения, подобная информация должна быть доступной. Например листовки содержащие информацию могут быть распространены в общественном транспорте, сообщающие о наиболее разрушительных пожарах, возникающих из-за поджогов, а также содержащих основные правила пожарной безопасности, особенно на отдыхе, при сборе ягод и грибов в лесах. Ответственными за данное направление должны быть органы МЧС либо органы местного самоуправления, а в лесных массивах - работники лесной охраны. Содержание данных плакатов, на наш взгляд, должны составлять рисунки или лозунги победителей различных конкурсов по данной тематике, например между школьниками, студентами или сотрудниками предприятий.

Правовая пропаганда - еще одно направление профилактики поджогов. В учебных заведениях, на производстве противопожарным службам надлежит обучать население основным правилам пожарной безопасности.

Сегодня учебные заведения, как правило, в рамках одной из учебных дисциплин обучают учеников, студентов правилам оказания первой помощи, и то лишь в общих чертах. Проведение мероприятий по эвакуации в случае пожарной тревоги ограничивается обычно размещением в коридорах схем движения людей. Следует отметить слабую подготовку ответственных лиц: несвоевременно открываются необходимые запасные выходы, медленно эвакуируются люди. Одна из мер правовой пропаганды - обучение школьников и студентов дисциплине "Безопасность жизнедеятельности".

Положительные результаты может дать введение в школах или высших учебных заведениях занятий под названием "Пожар" или "01". В рамках этих занятий возможно: проводить встречи с сотрудниками МЧС, во время которых необходимо разъяснять назначение данного подразделения, его задачи, функции, направления работы и т.д. Особое внимание следует уделять анализу преступлений, совершенных путем поджога; организовать посещение структурных подразделений органов МЧС в целях закрепления знаний по пожарной безопасности, привития навыков противопожарного дела, знакомства граждан с содержанием их работы; устраивать встречи отдельных категорий, групп населения с сотрудниками, занимающимися расследованием поджогов, с доведением до населения информации о причинах и условиях возникновения пожаров, их последствиях, а также о мерах, принятых к виновным с учетом всех обстоятельств содеянного; проводить в воспитательных учреждениях мероприятия, направленные на отработку оперативных действий отдельных сотрудников, например воспитателей, преподавателей, в первую очередь ответственных в экстремальных ситуациях за эвакуацию учащихся и других лиц. Также необходимо обучить детей правильному реагированию в случае возникновения пожара, оказанию помощи при эвакуации и первой помощи пострадавшим и т.д. Ответственность за организацию данной работы целесообразно возложить на органы образования субъекта РФ, а также на руководство учебного заведения.

Для предупреждения поджогов необходима организация досуга несовершеннолетних в свободное время и в период каникул. В пришкольных лагерях стоит организовать патрулирование лесных массивов. В качестве мер по организации досуга может выступать и привлечение несовершеннолетних к посильному оплачиваемому труду в органах МЧС в летнее время. Трудоустройство школьников - ежегодная задача органов занятости и Министерства образования.

Таким образом, для предотвращения поджогов необходимо установить причины и условия, способствующие их совершению, и разработать комплекс мероприятий, направленных на их устранение. Эти задачи должны реализовываться органами дознания, следствия, МВД, МЧС. Проблема предупреждения поджогов в последнее время становится все более актуальной, так как ущерб от деяний, совершаемых с помощью поджога, невозможно порой измерить никакими цифрами, например гибель людей, причинение тяжкого вреда здоровью и т.д. Постоянно возрастают количество жертв, размеры материального ущерба, нарушается общественная безопасность. Следовательно, виктимологическое воздействие предупреждения поджогов приобретает все большее значение в нашей стране, к нему необходимо относиться с повышенным вниманием как к решению задачи первостепенной и особой важности. Работа по рассмотренным нами направлениям предупреждения преступлений положительно скажется на снижении количества поджогов. Следует не забывать о том, что природная среда является не только национальным достоянием Российской Федерации, но и имеет первостепенное значение как основа жизнеобеспечения населения области и государства в целом.

Библиографический список:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации // «Собрание законодательства РФ-1996- № 25- Ст. 261.- С.35.

  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 238.-С.58.

  3. [Электронный ресурс] /Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; ред. Марфунин Р.М.- Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/activities/stats/Pozhari/2016_god (Дата обращения: 16.12.2016 г.)

Просмотров работы: 196