Состояние перехода социально-экономической системы России на новый уровень развития вызвало ряд дестабилизирующих процессов в обществе, которые не могли не отразиться на школьном образовании и потребовали изменения некоторых его функций. Такая ситуация вызвала необходимость перестройки воспитательной системы школы и смещения акцента с общих воспитательных мероприятий на постановку и решение задач профилактики деструктивных явлений в подростковой среде: безнадзорности и правонарушений школьников.
Главной причиной появления «трудных» детей является неспособность родителей эффективно воспитывать своих детей, недостаток знаний у родителей о том, как заниматься их воспитанием, чрезмерная занятость родителей, недостаток контроля с их стороны, частые конфликты в семье, авторитарное воспитание (излишний контроль и запреты со стороны родителей) [1].
Представим ряд причин, влияющих на воспитание «трудного ребёнка»: недостаточное взаимодействии семьи и школы, отсутствие преемственности и непрерывности воспитания учащихся; школьник не всегда имеет достаточно возможностей для пробы сил в разных видах деятельности, освоении необходимого социального опыта. В большинстве образовательных учреждений проводятся различные мероприятия, акции, существуют кружки, секции, общественные организации, включая школьное самоуправление. Однако дети «группы социального риска» крайне редко включаются в эту деятельность [2].
Основные направления системы профилактики:
1. Выявление и включение в зону особого внимания и заботы детей, имеющих риск возникновения школьной дезадаптации, а именно часто не посещающих школу, большую часть времени проводящих на улице, имеющих проблемы в обучении, отношениях со сверстниками и учителями.
2. Проведение мониторинга социальной ситуации развития ребёнка, имеющего признаки дезадаптивного поведения, дифференцируя детей по группам возможного риска и стадиям дезадаптивного процесса.
3. Создание программы индивидуальной поддержки и сопровождения ребёнка попавшего в зону особого внимания с учётом социальной ситуации его развития, с опорой на сильные стороны его личности и значимое для него окружение.
4. Обучение детей навыкам социальной компетентности (коммуникативным навыкам, навыкам саморегуляции и самоорганизации, умению управлять конфликтами, справляться со сложными состояниями сознания, преодолевать горечь утраты и т.п.).
5. Организация допрофессиональной подготовки подростков, подготовка к самостоятельной жизни в обществе, профессиональное самоопределение и овладении средствами и навыками трудовой деятельности [2].
Для выявления и изучения особенностей детей группы риска и социального статуса их семей в образовательных учреждениях проводятся различные анкетирования, составляется социальный паспорт школы, класса, отдельного ученика.
Для решения вопросов оказания своевременной психологической помощи подросткам необходимо знать их психологические особенности, учитывать специфику социальной ситуации развития, новообразования. В этом случае используется помощь службы сопровождения – школьного психолога.
Одной из форм работы с детьми девиантного поведения является вовлечение их во внеурочную деятельность. Автором статьи было подготовлено мероприятие для обучающихся 8-11 классов, приуроченное к всемирному дню борьбы со СПИДом. В подготовку и проведение данного мероприятия были включены дети «группы риска».
Цель мероприятия: привлечение внимания подростков к проблеме СПИДа, пропаганда здорового образа жизни среди молодежи и формирование ответственного отношения к своему здоровью.
Успешно прошла защита плакатов. Ребята познакомить с правилами работы в группах, каждый имел право высказаться, учились слышать и быть услышанными. Интерес вызвала выставка плакатов«XXI век без наркотиков и СПИДа». Дети девиантного поведения были очень активны.
Таким образом, мы рассмотрели основные проблемы, стоящие перед школой в работе с детьми девиантного поведения и пути их решения с точки зрения целостного подхода. При этом, каждый педагогический коллектив строит работу в данном направлении согласно специфики своего образовательного учреждения и контингента учащихся. Но главное в этой работе - это индивидуальный подход к каждому ребенку, оказание помощи в самопознании и саморазвитии, только тогда можно достичь успеха в его воспитании.
Список литературы
Организация и планирование воспитательной работы в школе – М.: Центр «Педагогический поиск», 2010
Практическое воспитание в школе. Часть I – М.: Центр «Педагогический поиск», 2012