Согласно Федеральному закону «О противодействии экстремистской деятельности» экстремизм определяется как:
насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения [1].
Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества, что связано в первую очередь с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране, угрожают национальной безопасности Российской Федерации.
Существует несколько основных причин деятельности экстремистов:
экстремизм как необходимость принудительной дипломатии;
экстремизм как война за свои идеалы;
экстремизм как предвестник нового миропорядка [4, с.11-12].
Так, специалисты отмечают, что сложившаяся в Ростовской области ситуация оценивается как стабильная, а экстремистские организации в области не имеют поддержки у населения, ряд объективных моментов указывает на выраженную полярность идеологических и политических взглядов населения, которая при наличии нерешенных проблем экономического, политического, межэтнического характера способна обострить социальную напряженность.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года указывает в качестве одного из направлений решения поставленных задач совершенствование мер по выявлению и предупреждению актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, общественную безопасность и конституционный строй РФ.
Таким образом, необходима выработка дефиниций понятия экстремизма, позволяющих устанавливать и квалифицировать данное явление на этапе его возникновения и, соответственно, определять ряд профилактических мер по его своевременному предупреждению и устранению.
При этом будет неправильным говорить об отсутствии в действующем законодательстве достаточно краткого и общего определения экстремизма. Так, Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 3-ФЗ была ратифицирована Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, подписанная от имени Российской Федерации в городе Шанхае 15 июня 2001 года [3]. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 этого документа экстремизм есть какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, а также деяния, преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством сторон, подписавших Конвенцию.
Что касается отождествления понятий «экстремизм» и «экстремистская деятельность» на основании закрепленного в российском законодательстве концепта, то оно является корректным только при квалификации наказуемой части, поскольку экстремизм подразумевает достаточно большой слой и ненаказуемой («бытовой») в законодательном нормативном смысле деятельности, которая слишком велика и многообразна для того, чтобы ее можно было в теоретико-правовом аспекте редуцировать к наказуемым формам экстремизма.
В связи с этим необходимо провести разделение экстремизма на отдельные фазы по мере его возрастания как специфического общественного феномена. По нашему мнению, такими фазами, или этапами, являются следующие формы:
1) выраженные в виде разрозненных, спорадических интеллектуальных обоснований и незначительных действий по их распространению предпосылки зарождения экстремизма;
2) формирование теоретически оформленной экстремистской идеи или определенного числа таких идей;
3) построение системы родственных экстремистских взглядов;
4) возникновение ряда спорадических экстремистских деяний;
5) появление и развитие прямо осуществляемой экстремистской деятельности в том виде, в каком она нормативно описана в действующем законодательстве, классифицирующейся, в свою очередь, на непрофессиональную и профессиональную.
В целях экспликации понятия «экстремизм» следует дать содержательные определения различных этапов его становления как целостного явления.
Идейные предпосылки зарождения экстремизма - это возникновение и существование в обществе крайней степени максималистских взглядов, выраженных в виде отдельных непубличных высказываний и оценок по политическим, этническим, религиозным и другим важным вопросам и проблемам общественной жизни.
Экстремистская идея есть выраженная в крайней степени максимализма, последовательно отстаиваемая система исходных высказываний, доказательств, выводов и конечных оценок в области острых проблем общественной жизни, формирующая целостное восприятие политических, этнических, религиозных и других насущных вопросов общественной жизни и ведущая или могущая привести к совершению действий экстремистской направленности.
Экстремистская теория (экстремистская теоретическая система идей) - представленный стройной системой ряд идей, который последовательно с крайней степенью максимализма формирует целостную систему взглядов (мировоззрение) на политические, этнические, религиозные и другие насущные вопросы общественной жизни и ведет или может привести к совершению экстремистских действий.
Деяние экстремистской направленности есть произведение отдельного, не имеющего систематического характера, наказуемого нормами законодательства действия, касающегося практической реализации экстремистских идей и устремлений и могущего своими последствиями приводить к нарушению законности и стабильности существования общества и общественной жизни.
Деятельность экстремистской направленности представляет собой совершение деяний экстремистской направленности, носящих систематический характер.
Экстремистская деятельность - это разовая или на постоянной основе осуществляемая общественно опасная деструкция, квалифицируемая действующим законодательством как противоправная, состоящая из последовательного ряда деяний, направленных на нарушение законности и стабильности существования общества и общественной жизни из радикальных побуждений.
Библиографический список:
1. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // СЗ РФ. – 2002. – № 30. – С. 3031.
2. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (ред. от 1 июля 2014 г.) // СЗ РФ. – 2009. – № 20. – Ст. 2444.
3. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (заключена в г. Шанхае 15 июня 2001 г.) // СЗ РФ. – 2003. – № 41. – Ст. 3947.
4. Агаян В.А. Молодежный и информационный экстремизм / В.А. Агаян // Актуальные проблемы права и управления глазами молодежи Материалы международной научной студенческой конференции // под общ. ред. И.Б. Богородицкого. – 2014. – С. 11-12.