НОВЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ, СТРАНАХ ЕВРОПЫ И АЗИИ, ЕГО ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ НА ВНЕШНИЙ РЫНОК - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

НОВЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ, СТРАНАХ ЕВРОПЫ И АЗИИ, ЕГО ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ НА ВНЕШНИЙ РЫНОК

Косолапова В.Е. 1
1Российский государственный социальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Исторически так сложилось, что в международном разделении труда Россия в основном специализируется на поставках топлива и сырья, а в производственной структуре экономики преобладают сырьевые и низкотехнологичные производства[4, с. 7]. В связи с этим все более актуальной становится проблема поддержания интернационализации нового предпринимательства через стимуляцию экспортной деятельности и реструктуризацию структуры экспорта.  

Важность данной проблемы нашла свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р), в которой содействие экспорту и достижение глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей и сферы услуг выделено как одно из основных направлений развития страны[1, с. 2].

Российское направление исследования процесса интернационализации является достаточно молодым, значительная часть работ в большей части ориентирована на интернационализацию отечественных фирм в целом (Рязанова, 2007; Попова, 2008; Аннушкина, 2009). Интернационализации российских фирм на достаточно ранних этапах развития посвящены лишь единичные работы, которые освящают интернационализацию малого и среднего предпринимательства (Черенков, Толстобров, 2007; Лукашевич, 2010; Широкова, Цуканова, 2012; Широкова, Зибарев, 2012). В международной практике данной проблема также осталась практически без внимания[2, с. 4][5, с. 2].

Однако в настоящее время остается неисследованной диверсификация ориентированных на интернационализацию отечественных фирм, отсутствует анализ сложившейся ситуации в России и странах мира.

Таким образом, целью нашего исследование является сравнение экспортоориентированного нового предпринимательства в России, Азиатском и Европейском регионах. Основные задачи, возникшие перед нами, можно охарактеризовать как:

  • анализ доли нового предпринимательства, ориентированного на экспорт в рассматриваемых регионах;

  • изучение уровня экспортоориенитованности нового предпринимательства;

Предметом нашего исследования будет выступать новый бизнес в контексте Глобального мониторинга предпринимательства (GEM), то есть вновь созданные предприятия, в результате деятельности которых доход образуется более 3,5 лет. Объектом исследования являются владельцы нового экспотроориентированного бизнеса (owners of new business) — т.е., кто ими управляет[2, с. 8].

В настоящее время большое количество организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Организации Объединенных Наций по торговле товарами (COMTRADE) и Евростат, публикуют данные экспорта, сопоставимые на международном уровне, однако не существует официальных сопоставимых статистических данных по экспорту новых, недавно образованных, фирм. Инициатива Глобальный мониторинг предпринимательства заполняет существующий пробел, так как включает в себя репрезентативные и сопоставимые на международном уровне данные по экспортно-ориентированным новым предприятиям в различных странах. Таким образом, базой данных исследования выступают данные Глобального мониторинга предпринимательства[6, с. 3]. За основу исследование был взят 2014 г., так как по правилам Глобального мониторинга предпринимательства, ключевые показатели обследования доступны не ранее чем через два года после его проведения.

Интернационализация может быть определена разными способами, однако на данный момент не существует единого подхода к измерению ее степени. Наиболее распространенным считается подходом к определению интернационализации предприятий через оценку их экспортной деятельности[8, с. 6]. Это определено тем, что использование сразу нескольких показателей уровня интернационализации не считается целесообразным. При анализе показатели интернационализации сильно коррелируют между собой и таким образом не привносят значительной ценности в исследовании[5, с. 5]. В связи с этим, в своей работе мы будет придерживаться данного подхода и оценивать интернационализацию новых фирм через ориентированность на экспортную деятельность.

При анализе доли нового предпринимательства в России, Европейском и Азиатском регионах в 2014 г. отмечается следующая закономерность: для стран с инновационно-ориентированной экономикой данный показатель ниже, чем для стран с ресурсно – и эффективностно-ориентированной экономикой. Так, например, для Европейского региона показатель варьируется от 4,4% в Италии до 11,3% в Румынии. Схожая ситуация наблюдается в странах Азиатского региона с инновационно-ориентированной экономикой, где такой «экономический гигант» как Япония характеризуется долей нового предпринимательства равной всего 3,8%. Наибольшим уровнем нового предпринимательства в данной группе стран характеризуется Сингапур – 11%. Страны Азиатского региона с ресурсно – и эффективностно-ориентированной экономикой характеризуются наиболее высокой долей нового предпринимательства от 6,0% в Малазии до 23,3% в Тайланде.

Рис. 1. Доля нового бизнеса в России, Азиатском и Европейском регионах (данные GEM 2014 GlobalKeyIndicators, расчеты автора)[9]

Изучив новые предприятия, ориентирующиеся на экспорт, следует отметить, что в 2014 г. Россия характеризовалась достаточно низким показателем доли экспортоориентированных новых предприятий в Азиатском и Европейском регионах. Данный показатель по стране составил всего 4,9%. Схожая ситуация характерна для стран Азиатского региона с ресурсно – и эффективностно-ориентированной экономикой, где доля экспортоориентированных новых предприятий остается низкой и колеблется в пределах от 0,4% в Филиппинах до 7,7% в Индонезии.

Также следует отметить, что в странах с эффективностно-ориентированной экономикой, к которым относится Россия, доля экспортоориентированных предприятий ниже и определена в основном предприятиями со слабой ориентацией на экспорт (доля продукции на экспорт равна 25% и ниже).

В Европейском регионе, а также в странах с инновационно-ориентированной экономикой Азиатского региона, таких как Корея, Япония Сингапур, доля экспортоориентированных новых предприятий значительно выше (от 10% в Норвегии до 37,2% в Сингапуре).

Рис. 2. Уровень экспортоориентированного предпринимательства среди нового бизнеса России, Азиатском и Европейском регионах (данные GEM 2014 GlobalKeyIndicators)[9]

Суммируя все выше сказанное, следует отметить, что в России сложилась ситуация, не свойственная ни одной из рассмотренных нами стран. Так в стране отмечается очень низкая доля новых предприятий, свойственная странам с инновационно-ориентированной экономикой и низкая доля новых предприятий ориентированных на экспорт, свойственная эффективностно- и ресурсно-ориентированным экономикам.

Таким образом, главной проблемой в России остается низкая доля нового предпринимательства и низкая интернационализация нового бизнеса, решение которой, на наш взгляд, невозможно без вмешательства государства. С одной стороны необходимо стимулирование появления нового бизнеса путем стимуляции населения к реализации предпринимательского потенциала, облегчения процедуры открытия собственного бизнеса, дальнейшего развития бизнес-инкубаторов. С другой стороны необходимо сделать таможенную систему России более прозрачной для экспортирующих предприятий, чтобы стимулировать экспортную деятельность.

Список литературы:

  1. Акт правительства Российской Федерации "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года" от 17 ноября 2008 года № 1662-р // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 2008 г.

  2. Верховская О.Р., Дорохина М.В., Сергеева А.В. Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2013. - СПб.: Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, 2015. - 69 с.

  3. Кириллов Ю.Г., Павента Е. Факторы, способствующие интернационализации для малых и средних компаний в новых условиях российской экономики // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - Омск: 2015. - С. 46-50.

  4. Назарчук Д. Н., Промский Н. И Особенности российского экспорта и его проблемы в азиатском регионе // Экономический журнал. - 2012. - №26. - С. 92-96.

  5. Широкова Г. В., Зибарев И. А. Интернационализация предпринимательских фирм из стран с развивающейся экономикой: опыт России // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. - 2013. - №1. - С. 69-109.

  6. Hessels, J. and A.van Stel, 2011. Entrepreneurship, export orientation, and economic growth. Small business economics, 37: 234-255.

  7. Klyver, K. and P.R. Christensen, 2007. Exporting entrepreneurs: do they activate their social network in different ways than domestic entrepreneurs?. Globalisation and Small Business, 2(2): 185-204.

  8. Zahra, S.A., B.P. Matherne and J.M. Carleton, 2003. Technological Resource Leveraging and the Internationalisation of New Ventures. Journal of International Entrepreneurship, 2(1): 163–186.

  9. Global Entrepreneurship Monitor URL: http://www.gemconsortium.org/about/news (дата обращения: 28.10.2016).

Просмотров работы: 347