Актуальность данного исследования обусловлена тем, что среднем в игре количество остановок доходит до 60, и, следовательно, вбрасывание в игре происходит такое же количество раз. При вбрасывании каждая команда имеет одинаковую возможность завладеть шайбой и использовать вбрасывание как возможность для активного контроля шайбы. К сожалению, в Российском хоккее, лишь немногие тренеры уделяют внимание для такого важного элемента в хоккее как умение выигрывать шайбу при вбрасывании.
Цель исследования – повышение эффективности технико-тактических действий при вбрасывании шайбы у хоккеистов юниорских команд.
Объект исследования – процесс технико-тактической подготовки хоккеистов юниорских команд.
Предмет исследования – методика технико-тактических действий при вбрасывании шайбы у хоккеистов юниорских команд.
Задачи исследования:
1) Изучить научную, методическую литературу по проблеме исследования.
2) Разработать методику регистрации и оценки технико-тактических действий при вбрасывании шайбы.
3) Оценить эффективность экспериментальной методики выполнения игровых действий при вбрасывании шайбы хоккеистов юниорских команд.
4) Дать практические рекомендации по совершенствованию технико-тактических действий при вбрасывании шайбы.
Проанализировав научно-методическую литературу и руководствуясь личным опытом, мы предлагаем классификацию выбрасываний в хоккее. Все вбрасывания мы разделили на:
– выигранные вчистую вбрасывания;
– вбрасывания, при которых шайба отыгрывалась в борьбу, и её подбирали партнеры;
– в борьбу, но шайбу подбирали соперники;
– вчистую проигранные вбрасывания.
Для удобства фиксирования данных был разработан специальный протокол наблюдений.
Данные фиксировались в каждом периоде для того, чтобы можно было вносить коррективы по ходу отдельного матча.
Данные сразу отдавались тренерам команды для анализа и внесения коррективов при разборе предыдущей игры и проведения установки на следующую игру.
Мы регистрировали и оценивали эффективность технико-тактических действий хоккеистов юниорских команд «Спартаковец» и «Луч» в первенстве России по хоккею среди юниорских команд в сезоне 2015 - 2016 гг.
В соответствии с предложенной классификацией был разработан комплекс из 12 упражнений, который позволяет совершенствовать технико-тактические действия при вбрасывании. В учебно-тренировочных занятих мы уделяли время на отработку этого элемента. В упражнениях и учебно-тренировочных играх, 4 раза в неделю по 20-30 минут проводились занятия в пятерках для совершенствования игры при вбрасывании. Применялись следующие упражнения для совершенствования технико-тактических действий при вбрасывании:
1) воздействие резким ударом на крюк клюшки соперника крюком своей клюшки. Обычно выигрывает тот, кто более внимателен, сумеет опередить соперника и первым нанести удар по крюку клюшки соперника с последующим отыгрыванием шайбы клюшкой;
2) воздействие на рукоятку клюшки соперника крюком своей клюшки, как бы цепляя её, с последующим отыгрыванием шайбы клюшкой или заслоном туловищем и отыгрыванием коньком. Наиболее эффективно воздействие на клюшку приблизительно в 10 см над пяткой крюка. Заслон проводится за счёт движения сразу после вбрасывания в соперника и разворота туловища боком, а затем спиной к нему;
3) воздействие ударом по рукоятке клюшки соперника рукояткой своей клюшки с последующим отыгрыванием шайбы;
4) остановка (заслон) клюшки соперника рукояткой своей клюшки. Игрок как бы закрывает для клюшки соперника доступ к шайбе. Туловище при этом сильно развёрнуто в сторону отыгрывания шайбы, ноги расставлены шире обычного;
5) игра клюшкой с последующим заслоном туловищем и отбрасыванием шайбы коньком. Удар клюшкой играет вспомогательную роль. Главное – оттеснить туловищем соперника от шайбы;
6) игра сразу «в шайбу» или скоростной способ. Главное в этом случае – сыграть на опережении и отыграть сразу шайбу. Для этого необходимо внимательно следить за рукой арбитра, а периферическим зрением контролировать действия соперника. Игрок с лучшей реакцией успевает первым завести клюшку за шайбу и сделать загребающее движение под себя, отбросив шайбу партнёрам;
7) выигрывание шайбы вперед, себе на ход. Для этого хоккеист первым движением клюшки пробрасывает шайбу между ногами соперника или между его ногами и клюшкой вперед и устремляется за спину соперника. В этом случае помогает серия обманных отвлекающих движений, отличная реакция и способность предугадать момент вбрасывания;
8) один из партнеров стоит спиной к партнеру и перемещает клюшку в разных направлениях, как бы засекречивая момент начала движения. Задача второго – как можно быстрее «осалить» клюшку соперника;
9) «подбивание» клюшки. В моменты подбивания партнер должен держать клюшку жестко, а в паузах расслабляться, при этом развивается умение мгновенно максимально концентрировать усилие, быстро реагируя на действия соперника;
10) «силовое давление на клюшку». Если партнер держит клюшку жестко, то при достаточно сильном давлении на нее неизбежно сдвигается с места;
11) соперники стоят друг против друга за кругом вбрасывания. По сигналу необходимо первым успеть к шайбе, лежащей на точке вбрасывания;
12) игрок, участвующий во вбрасывании, играет в игрока, делая шайбу нейтральной, а заранее определенный игрок подбирает её.
В течение сезона 2015-2016 гг. по разработанной методике регистрировались и оценивались показатели действий хоккеистов юниорских команд «Луч» г. Екатеринбург (контрольная группа) и «Спартаковец» г. Екатеринбург (экспериментальная группа) при вбрасывании в играх ЮХЛ.
Результаты эксперимента подтвердили эффективность применения в учебно-тренировочном процессе предложенных упражнений для совершенствования технико-тактических действий юных хоккеистов при вбрасывании. У хоккеистов экспериментальной группы после целенаправленного и избирательного использования в учебно-тренировочных занятиях значительно повысилась эффективность действий при вбрасывании шайбы по сравнению с началом сезонов и показателями контрольной группы.
Анализ деятельности хоккеистов экспериментальной группы при вбрасывании по зонам площадки, представленный, показал, что наибольший процент выигранных вчистую вбрасываний приходится на среднюю зону (28,2 %), результат улучшился на 1 %, в зонах защиты и нападения результат хуже, но произошел больший прирост результата на 3 % и 4,1 % соответственно.
Наибольший прирост во вбрасываниях, выигранных в борьбе, приходится на зону нападения – на 7,8 %, с19,8 % до 27,6 %, в зоне защиты с 21 % до 26,1 %, в средней зоне на 0,9 %.
Значительно снизился процент проигранных в борьбе шайб в зонах защиты и нападения – 7,6 % и 9,2 % соответственно. Однако в средней зоне этот показатель ухудшился на 2 %.
Во вбрасываниях, проигранных вчистую, повысилась эффективность действий хоккеистов во всех зонах площадки: в зоне защиты на 0,4 %, в средней зоне – на 3,9 %, в зоне нападения – на 2,7 %
Из таб. 4 видно, что в контрольной группе произошли незначительные изменения по всем показателям в зоне нападения, защиты и средней зоне.
Результаты эксперимента подтвердили эффективность применения в учебно-тренировочном процессе предложенных упражнений и методических рекомендаций для совершенствования технико-тактических действий юных хоккеистов при вбрасывании.
6