РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Алексеенко И.А. 1, Сынкова Н.А. 1
1ГПОУ "Киселёвский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция к ухудшению здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить данную ситуацию.

В программе развития российского образования сегодня наиболее приоритетными являются задачи культивирования здорового образа жизни, направленные на оздоровление ребенка-дошкольника. Одним из средств их решения становится здоровьесберегающая педагогика, без которой педагогический процесс в современном детском саду немыслим.

Сотрудники Института психолого-педагогических проблем детства Т.В. Волосовец и Б.Б. Егоров отмечают различные уровни актуальности данной проблемы:

- на социально-педагогическом уровне она определяется заказом общества на поиск условий сбережения здоровья детей дошкольного возраста;

- на научно-методическом уровне- связана с необходимостью разработки сущностных характеристик и основных стратегий развития здоровьесберегающей деятельности в адаптивно-развивающей среде дошкольных образовательных учреждений;

- на нормативно-правовом уровнеобусловлена выполнением приказа Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2010 г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

В настоящее время акцент делается на системном и целостном подходах к реализации задач здоровьесберегающей деятельности, так как в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования появилась новая образовательная область «Здоровье» (независимая от образовательной области «Физическая культура»), содержание которой направлено на охрану здоровья детей и формирование основ ЗОЖ.

В качестве основных направлений, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях выделяют следующие:

- организация двигательной активности детей;

- формирование рационального дыхания и правильной осанки;

- реализация системы эффективного закаливания;

- создание условий для реализации оздоровительных режимов;

- создание атмосферы психологического комфорта в детском саду;

- обеспечение полноценного питания детей;

- организация взаимодействия с семьей и внешней социокультурной средой.

Теоретические представления о функциях движений в детском развитии и формировании здоровья ребенка сформулированы в трудах Е.А. Аркина, Н.А. Бернштейна, В.М. Бехтерева, А.В. Запорожца, и др.

Движения в любой форме, соответствующие возрастным возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор – этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями. Во время занятий по физическому воспитанию у ребенка повышается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором, существенной стороной действия которого является повышение эмоционального тонуса.

Требования современной педагогики побуждают специалистов к поиску новых подходов к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

В детской практике фитболы используются за рубежом уже около пятидесяти лет, в нашей стране немногим более восьми. Впервые методика фитбол-гимнастики была представлена в 2002 году авторами: кандидатом педагогических наук, доцентом Т.С. Овчинниковой, и кандидатом медицинских наук, доцентом А.А. Потапчук в программе «Двигательный игротренинг для дошкольников», которая была апробирована в течение пяти лет в детских садах города Санкт-Петербурга. В этой программе авторы описали физиологическое воздействие фитболов на организм ребенка и методику проведения занятий, высокая эффективность которых была продемонстрирована в работе с дошкольниками.

Г.В. Каштанова, Е.Г. Мамаева, О.В. Сливина, Т.А. Чуманова в практическом пособии «Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» разработали свою методику и комплексы упражнений по фитбол-гимнастике, которые могут быть использованы в образовательных учреждениях.

Дошкольный возраст характеризуется бурным развитием основных функциональных систем, которые способствуют созданию устойчивого уровня адаптации и состояния здоровья ребенка в течение всего последующего его развития. Различные нарушения опорно-двигательного аппарата, в частности, осанки - наиболее распространенная патология у детей. Одной из причин отклонений в состоянии здоровья является отсутствие должных физических нагрузок на организм, когда в первую очередь страдают ткани мышц и сосудов, снижается их тонус, уменьшается кровоснабжение, питание, в частности, мышц и связочного аппарата спины, которые испытывают основные нагрузки в течение дня. Ухудшает положение не соответствующая росту мебель, слабые навыки правильной посадки, отсутствие или недостаточный контроль за этим в семье. Подобная ситуация влечет за собой задержку роста и развития, ухудшение состояния здоровья, уменьшение адаптационных возможностей детей. Поэтому данные технологии направлены на:

  • коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата;

  • развитие координационных двигательных способностей;

  • овладение базовыми двигательными умениями и расширение двигательного опыта;

  • формирование всесторонней гармонично развитой личности, для которой свойственно ответственное отношение к здоровью.

Структура технологии состоит из нескольких блоков:

1 блок - упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки.

2 блок - игры с сохранением правильной осанки.

3 блок - упражнения при нарушении осанки во фронтальной и сагиттальной плоскости.

4 блок - упражнения при плоскостопии.

Двигательная активность детей дошкольного возраста зависит от возраста, физической подготовленности, состояния здоровья, индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, уровня организации двигательного режима и постановки физического воспитания в условиях детского сада. С этой целью в ДОУ проводится диагностика уровня развития физических качеств, что помогает прогнозировать и корректировать воспитательно-образовательную работу, осуществлять дифференцированный подход, позволяет обеспечить максимальное развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями.

Уникальное сочетание физических упражнений с музыкой, сказкой, проговариванием стихов в фитбол-гимнастике развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия.

На основе коррекционных методик Потапчук А.А., разработаны новые формы физкультурные занятия с использованием фитбол - гимнастики для оздоровления дошкольников.

Оздоровительная работа на физкультурных занятиях по фитбол- гимнастике строится на основных принципах:

  • Доступность - подбор мячей, упражнений и методов организации занятий в соответствии с возрастом и возможностями детей.

  • Постепенность - от простого к сложному.

  • Повторяемость и систематичность занятий - два раза в неделю.

Структура физкультурных занятий по фитбол - гимнастике состоит из трёх частей.

1. Подготовительная часть - разогревание организма и создание положительного эмоционального настроя.

2. Основная часть - физическая нагрузка, в которую входят упражнения:

  • для коррекции различных видов нарушений осанки (сутулая и круглая спина, кругловогнутая спина, плоская, плосковогнутая);

  • для укрепления мышц плечевого пояса и рук;

  • для укрепления мышц брюшного пресса;

  • для укрепления мышц спины;

  • для укрепления мышц тазового дна;

  • для увеличения подвижности позвоночника и суставов;

  • игры с фитболом («пятнашки сидя», «гонки с выбыванием», «перекати поле»).

3. Заключительная часть - расслабление и рефлексия.

За последнее время увеличилось число детей с нарушением речи, со скудным словарным запасом, с недостаточно развитой общей моторикой. Поэтому включаются в фитбол- гимнастику упражнения с элементами логоритмики, которые развивают как общую моторику детей, их физические качества, так и речь и словарный запас детей. Каждое упражнение имеет название, сопроводительный текст в стихотворной форме. Само использование фитбола выступает как оздоровительный фактор, а текст, который проговаривают дети, помогает развитию речи, эмоционально украшает упражнение и позволяет добиться правильного его выполнения.

Упражнения с элементами логоритмики проводятся в основной части физкультурного занятия по фитбол - гимнастике.

На момент начала исследования был проведен анализ физического состояния и развития детей. После чего совместно с воспитателем и инструктором физического воспитания был проработан график работы по оздоровлению детей с помощью фитбола.

Прежде чем приступить к внедрению новых форм физкультурных занятий было подобрано достаточное количество гимнастических мячей. Перед началом организации занятия по фитбол- гимнастике прежде всего представилась детям возможность познакомиться с новым оборудованием - поиграть с мячами. Мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры. Он притягивает к себе, стимулирует фантазию и двигательное творчество. Мяч развивает руки ребёнка, а развитие руки напрямую связано с развитием интеллекта. Фитбол является не только уникальным оздоровительным «тренажёром», но может использоваться как обычный мяч в играх и эстафетах.

На момент прихода на практику данная работа, по оздоровлению детей была продолжена, организовывались физкультурные занятия с внедрением в него фитбол-гимнастики, проводились подвижные игры с элементами фибол-гимнастики. Главной задачей на данном этапе было научить детей садиться и удерживать равновесие на мяче. Этот этап проводился отдельно с каждым ребёнком, страхуя его сбоку или сзади. Особое внимание обращалось на то, чтобы посадка на мяче была правильной, а именно: угол между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой равен 90 градусов, голова приподнята, спина выпрямлена, руки фиксируют мяч ладонями сзади, ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу. Продолжительность прыжков на мяче на первых занятиях не превышала 2-4 минуты, что связано с большой нагрузкой на мелкие мышцы спины.

Занятия проводились с подгруппой 8-10 детей. Продолжительность занятий постепенно увеличивалась от 15-20 до 25-30 минут - в зависимости от возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей. Упражнения дети выполняли в медленном и среднем темпе.

Основным средством в физическом воспитании, используемом в эксперименте, является физические упражнения, которые непосредственно используются на физкультурных занятиях. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональ­ные перестройки организма, что отражается на улучшении пока­зателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эф­фект.

С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств детей, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физи­ческую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья детей в целом.

В нашем случае мы использовали не обычные, стандартные упражнения, а фитбол-гимнастику. Фитбол - большой мяч диаметром 45-75 см - который используется в оздоровительных целях. Благодаря фитбол-гимнастике снижается уровень заболеваемости и повышается уровень физического развития, повышается благотворное влияние на развитие здоровья, а так же положительный эмоциональный настрой детей.

Первое занятие проходило в физкультурном зале, где заранее был подготовлен необходимый инвентарь.

Целью нашего занятия было: Заинтересовать детей подготовительной группы новыми средствами физического воспитания, продолжать укреплять здоровье детей, формировать правильную осанку, двигательные умения и навыки, развивать тактильную и мелкую моторику рук, цветовосприятие, координацию ножных мышц, воспитывать интерес и желание выполнять физические упражнения.

Во время разминки дети были недостаточно активны, без особого интереса включались в ход занятия, но, увидев мячи, у детей появился явный интерес. После того как все дети получили свои мячи перешли к основной части занятия, непосредственно, к самой фитбол-гимнастики. Сесть на мяч с первого раза получалось не у каждого ребенка, а самым сложным для них было сохранять правильную осанку и равновесие. Примерно, уже к 4-5 упражнению детям стало легче совладать с мячами, некоторые, уже сохраняли равновесие и осанку.

В заключительной части занятия были проведены игры-упражнения в сухом бассейне. По окончанию занятия у детей сохранился положительный эмоциональный настрой и бодрое настроение.

Для закрепления полученных детьми навыков проводились подвижные игры с элементами фитбол-гимнастики. Дети с интересом принимали участие в данных играх. С каждым разом каждый из детей стремился показать чему он научился. Игры подбирались всегда разные, с разным сюжетом и разними элементами фитбол-гимнастики для того, что бы осуществлялась большая физическая активность детей и не пропадал их интерес.

Следующее занятие проводилось так же в игровой форме. «Путешествие на остров Здоровья»

Целью данного занятия было: психологическое раскрепощение каждого ребенка, развитие ритмичности и пластики движения, развитие восприятия, внимания, памяти, приучать детей координировать речь и движения, укреплять различные группы мышц (мышцы рук и плечевого пояса, брюшного пресса, спины и таза, ног и свода стопы), формировать и укреплять осанку.

На данное занятие дети шли уже с большим интересом. Положительный эмоциональный настрой сохранялся на протяжении всего занятия. Несмотря на усталость, дети старались выполнить каждое упражнение как можно лучше. Более сильные дети оказывали помощь другим детям, показывали, как правильно нужно выполнить упражнение, как правильно сесть. Кроме обычных мячей на некоторых занятиях использовались массажные мячи в заключительной части занятия, которые способствуют укреплению организма, разминке мышц спины, плечевого пояса, снятия напряжения с позвоночника. К концу года, когда уже проводились последние занятия дети спокойно и с легкостью держали равновесие сидя на мячах, сохраняли правильную осанку на протяжении всего занятия, активно участвовали во всех играх с элементами фитбол-гимнастики.

Еженедельно проводилось знакомство детей с комплексом упражнений на фитболах. В конце месяца проводилось итоговое занятие, которое имело свой сюжет, например: «В поисках сокровищ», «Подводное царство», «Лесные приключения». Упражнения имеют названия, которые соответствуют сюжету занятия по фитбол -гимнастике.

Так же в течение всего года организовывалась работа с воспитателями, проводилось анкетирование в котором приняли участие все воспитатели дошкольного учреждения, в общем в анкетирование приняли участие 8 воспитателей. Целью анкетирования было, выявить насколько хорошо организуется здоровьесберегающая деятельность в дошкольном учреждении. Так же проводились различные виды работы с педагогами - это семинары, консультации «Современные тенденции оздоровительной деятельности», «Фитбол – гимнастика для коррекции осанки дошкольников», «Основные упражнения на фитболе», «Как выбрать безопасный фитбол?», «Базовые упражнения». Целями проведенных консультаций было повышение знаний педагогов о фитболе, правильности его организации, приводились примеры базовых упражнений, которые можно использовать в работе с дошкольниками. В ходе консультаций использовались презентации, на которых наглядно можно было увидеть правильность выполнения упражнений, правильную посадку детей на мячи, составлялись памятки с сайтами, где можно найти подробную информацию о фитболе. Была проведена деловая игра с педагогами «Значение и использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ». В данной игре принимало участие две команды педагогов по 4 человека. В ходе игры были проверены и систематизированы знания педагогов по здоровьесберегающим технологиям. В данный вид работы воспитатели включились с интересом, активно принимали участие. Каждой из команд было подготовлено сообщение по видам массажа и фитболу. В игре было 8 заданий: отгадывание кроссворда, составление игр по фитболу, составление задач к оздоровительным играм и др.

В конце года проведен контрольный этап эксперимента для подтверждения эффективности проделанной работы.

Исследование показало, что увеличилось количество дошкольников с гармоничным физическим развитием с 52,2% до 60,9%, но, тем не менее, ниже среднего показателя по детскому саду на 12%. Дошкольники с резко дисгармоничным физическим развитием перешли в группу с дисгармоничным физическим развитием. Процесс изменения общей картины физического развития произошёл в связи с развитием мышц груди, спины и живота, что дало более высокий показатель окружности груди (Рис. 1)

Рисунок 1. Распределение дошкольников по уровням гармоничности физического развития (%)

Коррекционная работа была эффективна при кифатической и сутулой осанке, что исправляется развитием мышц спины и живота. 2 ребёнка (8,8%) с лордотической осанкой имеют слабые мышцы груди и для них необходима более длительная коррекционная работа. 1 (4,3%) ребёнок имеет асимметричную осанку, которая корректируется не только с помощью здоровьесберегающей технологией, а требует специальный комплекс лечебной гимнастики с общим массажем мышц спины и груди (Рис. 2).

Рисунок 2. Распределение дошкольников по уровням гармоничности физического развития (%)

Возможности дыхательной системы в течение года повысились. С высоким уровнем в два раза, со средним уровнем на 13%. Особенно ярко проявились изменения в ЖЕЛ у девочек (Рис. 3).

Рисунок 3. Распределение дошкольников по уровням развития ЖЕЛ в динамике эксперимента (%)

Физические качества изменились также в сторону увеличения показателей, особенно это проявилось в таком показателе как гибкость (Табл. 1).

Таблица 1

Распределение дошкольников по уровням развития физических качеств

в динамике эксперимента

Показатели

Уровни

Сила

Ловкость

Гибкость

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

Высокий

2

8,7

5

21,7

4

17,4

4

17,4

2

8,7

6

26,1

Средний

13

56,5

14

60,9

14

60,9

17

73,9

17

73,9

17

73,9

Низкий

10

34,8

4

17,4

5

21,7

2

8,7

4

17,4

0

0

Анализ проделанной работы показал, что оздоровительный эффект фитбола при оптимальной и систематической нагрузке укрепил мышечный корсет у детей, что привело к исправлению и формированию правильной осанки, повышению гармоничности физического развития, повышению функциональных возможностей дыхательной системы и физических качеств дошкольников. Дети стали более гибкими, ловкими, подвижными, улучшилась координация движений. Использование упражнений на фитболах с элементами логоритмики тоже дали положительный результат. У детей стала более развита речь и обогатился словарный запас. Новая форма физкультурных занятий стимулирует двигательную активность детей, повышает интерес, снижает утомление и даёт положительный эмоциональный заряд, что приводит к эффективному процессу обучения двигательным умениям и навыкам.

Список литературы

1. Валошина, Л.А. Организация здоровьесберегающего пространства [Текст] / Л.А. Валошина // Дошкольное воспитание.-2004.-№1.- С.114-117.

2. Екжанова, Е.А. Особенности организации физического воспитания в дошкольных учреждениях [Текст] / Е.А. Екжанова // Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях.-2007.-№7.-С.66-69.

3. Казакевич, Н.В. Фитбол-гимнастика, как средство развития координационных способностей у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.В. Казакевич, С.В. Кузьмина.- СПб.РГПУ им А.И.Герцена, 2011.-167с.

4.Казина, О.Б. Весёлая физкультура для детей и их родителей. Занятия развлечения, праздники, походы [Текст] / О.Б. Казина.-Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг 2005. – 140 с.

5. Кочеткова, Л.В. Оздоровление детей в условиях детского сада. [Текст] / Л.В. Кочеткова. – М: ТЦ Сфера 2005. – 112с.

13

Просмотров работы: 563