МУЗЫКОТЕРАПИЯ, КАК МЕТОД ЛЕЧЕНИЯ БОЛЕЗНЕЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МУЗЫКОТЕРАПИЯ, КАК МЕТОД ЛЕЧЕНИЯ БОЛЕЗНЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Изучая научные журналы, я встретила цитату великого русского врача, Владимира Михайловича Бехтерева: «Коль скоро мы знаем, что музыка является властительницей наших чувств и настроений, мы вправе ожидать, что она по решению врача может и должна создавать определенное настроение, где нужно ослабить лишнюю возбудимость, в других случаях перевести больного из грустного состояния в хорошее настроение, в третьих случаях подействовать соответствующим образом на дыхание и кровообращение, устранить усталость и придать членам физическую бодрость». Меня заинтересовала эта цитата, так как моя жизнь связанна с музыкой с ранних лет. Я всегда чувствовала на себе силу музыки, она может вызывать самые разные эмоции: радость, восхищение, любовь, чувство счастья и спокойствия, а иногда даже чувство грусти.

Музыкотерапия – психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психику человека. Музыкотерапия является системой психосоматической регуляции функций организма человека, при этом происходит одновременное влияние акустических волн, организованных в музыкальную структуру, на психоэмоциональную, духовную сферу человека и непосредственно на поверхность тела и внутренние органы.

Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и вегетативной сфере. Ритмы отдельных органов человека всегда соразмерны. Между ритмом движения и ритмом внутренних органов существует определенная связь. Ритмические движения представляют собой единую функциональную систему, двигательный стереотип. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма в более строгой компактности и экономичности энергетических затрат.

Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки – ритма. Тональности – показало их способность вызывать состояние, адекватное характеру раздражителя: минорные тональности обнаруживают депрессивный эффект, быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают, диссонансы возбуждают, консонансы успокаивают.

Меня поразило, что Авиценна лечил музыкой психически больных. Гиппократ исцелял ею бессонницу и эпилепсию. Римский лекарь Гален рекомендовал использовать музыку как противоядие от укусов змей, Эскулап — при эмоциональных расстройствах. Древнекитайские же врачи полагали, что музыкой вообще можно вылечить любые болезни и даже выписывали музыкальные рецепты для воздействия на тот или иной больной орган.

Особенную роль в развитии музыкотерапии принадлежит парижской школе профессора Альфреда Томатиса, обратившего внимание на фантастическую целебную эффективность музыки Моцарта, ее способность стимулировать интеллект и исцелять человека даже от неизлечимых болезней. Антонио Менегетти (Италия) разработал основы онтопсихологической музыкотерапии, направленной не только на исцеление, сколько на профилактику болезни, с помощью комплексного действия через пение, звук, танец.

Первые научные труды, исследующие механизм влияния музыки на человека, появились в конце XIX начале XX столетия. В работах В.М.Бехтерева, И.М.Догеля, И.Р.Тарханова и др. появляются данные о благоприятном влиянии музыки на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение, газообмен. а смену эмпирическому этапу использования музыки пришел этап экспериментально-физиологических исследований. Под руководством В.М.Бехтерева в 1913г. в России было основано «Общество для определения лечебно-воспитательного значения музыки и гигиены». Первое упоминание о применении музыкальной терапии в журнале Американской музыкальной ассоциации датировано 1914 годом. В 1918г. Колумбийский университет разработал первый курс «Музыкотерапии», который вела Маргарет Андерсен, музыкант из Великобритании.

Постепенно была осознана необходимость разработки академических программ подготовки профессиональных музыкотерапевтов.

Постепенно накапливаются научные данные, подтверждающие знания древних о том, что музыка — самый могущественный источник энергий, которые влияют на человека. Примеры музыкотерапевтического воздействия — многократно подтвержден факт: ре-мажорная соната Моцарта останавливает приступы эпилепсии и даже избавляет от нее; — газета «Факты» от 28 апреля 2006 г рассказывая об опыте Казатинского реабилитационного центра для тяжелобольных детей (ДЦП, синдром Дауна, генетические заболевания), сообщает, что «12-летняя Аня, страдающая ДЦП, благодаря занятиям музыкой научилась ходить, танцевать и стала победителем четырех международных эстрадных конкурсов»; — знаменитый французский актер Жерар Депардье избавился от заикания за 3 месяца, ежедневно слушая по совету врача музыку Моцарта. — бразильские ученые провели эксперимент, в котором приняли участие 60 пациентов, страдавших различными нарушениями зрения.

На сегодняшний день, Музыкотерапия применяется для реабилитации после инфарктов, черепных травм, для облегчения болей. В психиатрии музыкой лечат неврозы и некоторые формы шизофрении. Музыкотерапия помогает в адаптации людям с физическими нарушениями – слепым и немым, а также является незаменимым средством для застенчивых людей. С помощью музыкальной терапии они учатся самоконтролю, коммуникации с другими.

Выводы. Таким образом, ретроспективный анализ позволяет говорить о том, что музыка, сопровождая человечество на протяжении всей эволюции развития, имела огромное значение не только в духовно-нравственном и эстетическом воспитании человека, но и его лечебно-оздоровительном восстановлении, при этом выполняя функции музыкотерапии, она определяла, по высказыванию древних философов, порядок во всей Вселенной, в том числе и нарушенную в человеке гармонию души и тела.

Литература

1. Петрушин, В.И. Задачи музыкальной психологии и психотерапии в современной России / В.И. Пет- рушин // Музыкальная психология и психотерапия. – 2011. – №3. – С. 4–14.

2. Кривцун, В.П. Музыкальная тропа здоровья как инновационная форма оздоровления лиц среднего и пожилого возраста / В.П. Кривцун, Д.Э. Шкирьянов // Мир спорта. – 2009. – №1. – С. 53–61.

3. Петрушин, В.И. О принципе моделирования эмоций в музыке / В.И. Петрушин // Музыкальная пси- хология и психотерапия. – 2008 – №1 – С.40–54.

4. Рапацкая, Л.А. Технологии музыкотерапии как средство общего оздоровления детей с задержками психического развития / Л.А. Рапацкая, М.Н. Бученкова // Вестник КГУ им. Некрасова. – 2010. – №4. – С. 235–240.

5. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. - М., 1998

Просмотров работы: 473