Проблема допинга была и остается одной из главных проблем современного, в первую очередь профессионального, спорта. Потому что, несмотря на проводимую борьбу, количество, виды и формы допинга постоянно совершенствуются, их использование спортсменами причиняет вред здоровью спортсменов, искажает реальные спортивные результаты, девальвирует само понятие спорта.
Имеются нерешенные или не до конца решенные вопросы в борьбе с допингом и с позиции права.
«Данная проблема не является до конца решенной с юридической стороны, поскольку узаконенная система наказаний за употребление допинговых препаратов как в международном спортивном движении, так и в отдельных странах либо не является достаточно эффективной, либо отсутствует вообще (в законодательстве ряда стран наказания за употребление допинга не предусматриваются)».
Республика Беларусь является участницей двух основных международных договоров по допингу: Конвенции против применения допинга и Конвенции о борьбе с допингом в спорте.
Можно заметить, что в Беларуси придают на первый взгляд большое значение борьбе с допингом в спорте. Поэтому помимо этих двух международных договоров антидопинговые правила на территории Беларуси регулируются Законом о спорте, Постановлениями правительства, Приказом Минспорта, Инструкцией Минспорта и другими правовыми актами.
Так, в Законе о спорте допингу посвящена отдельная ст. 34, которая именуется «Методы и вещества, запрещенные в спорте. Допинговый контроль». В ней содержатся следующие правовые нормы:
«Не допускается использование спортсменами методов, веществ, способствующих повышению их работоспособности и запрещенных для использования законодательством Республики Беларусь и (или) решениями Международного олимпийского комитета, иных соответствующих международных организаций.
Допинговый контроль - взятие и исследование биопроб спортсменов в целях выявления наличия в их организме запрещенных к применению веществ либо установления использования ими запрещенных методов подготовки к соревнованиям.
К допинговому контролю могут привлекаться спортсмены независимо от их пола, возраста, уровня мастерства и места жительства в порядке и на условиях, которые предусмотрены Медицинским кодексом Международного олимпийского комитета, Всемирным антидопинговым кодексом, иными решениями соответствующих международных организаций.
Допинговый контроль спортсменов - членов национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта проводится за счет средств республиканского бюджета.
Лица, проводящие спортивные мероприятия, обязаны обеспечить условия проведения допингового контроля с соблюдением требований Медицинского кодекса Международного олимпийского комитета, Всемирного антидопингового кодекса, иных решений соответствующих международных организаций и законодательства Республики Беларусь.
Спортсмены, биопробы которых показали использование запрещенных к применению методов, веществ, указанных в пункте 1 настоящей статьи, лица, виновные в применении их спортсменами, а также спортсмены, отказавшиеся от допингового контроля, подлежат лишению права участия в официальных спортивных соревнованиях Республики Беларусь и в спортивных соревнованиях в составах национальных и сборных команд Республики Беларусь в порядке, определяемом Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, а также несут ответственность в соответствии с законодательством.
Спортивные результаты, достигнутые с использованием методов, веществ, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть признаны недействительными лицами, проводящими соревнования».
Как видим, отечественное национальное законодательство не раскрывает даже самого понятия «допинг» и достаточно мягко решает вопросы ответственности. Хотя дефиниция допинга должна быть хорошо знакома каждому спортсмену, спортивному тренеру и врачу, каждому участнику организации по борьбе с допингом. Административной или уголовной ответственности за допинг в Беларуси вообще не предусмотрено.
Изучение опыта антидопингового законодательства различных государств показывает, что национальное правовое регулирование данных вопросов может отличаться от международного аналога, подчеркивая те или иные особенности.
Тем более что Европейская конвенция 1989 г. и предполагает наличие таких особенностей. В ст. 4 названной Конвенции указано, что стороны, т.е. государства - участники Конвенции, «...в зависимости от каждого конкретного случая принимают законы, правовые положения или административные меры ограничения доступности допинга (и в частности, положения, контролирующие перевозку, хранение, импорт, распространение и продажу), а также применения в спорте запрещенных препаратов и методов допинга, и в частности анаболических стероидов».
Поощряет национальное антидопинговое законотворчество и Конвенция ЮНЕСКО 2005 г.: «В целях координации действий по борьбе с допингом в спорте на национальном и международном уровнях государства-участники обязуются придерживаться принципов Кодекса в качестве основы для принятия мер, предусмотренных в статье настоящей Конвенции. Ничто в настоящей Конвенции не препятствует принятию государствами-участниками других мер в дополнение к Кодексу» (ст. 4). А ст. 5 этой Конвенции говорит, в свою очередь, что, «...выполняя обязательства, изложенные в настоящей Конвенции, каждое государство-участник обязуется принимать соответствующие меры. Они могут включать меры в области законодательства, нормативного регулирования, политики или административной практики».
В общепонятном смысле допинг в спорте (англ. doping, от англ. dope - «давать наркотики») означает фармакологические препараты, методы и процедуры, используемые с целью стимуляции физической и психической работоспособности и достижения благодаря этому высокого спортивного результата. При этом нужно заметить временный характер такой стимуляции.
Европейская конвенция 1989 г. дает несколько отличное определение этого термина: «...для целей настоящей Конвенции «допинг в спорте» означает введение спортсменами или применение ими различных видов фармакологических допинговых препаратов или методов допинга» (ст. 2).
Конвенция ЮНЕСКО 2005 г. определяет допинг как случай нарушения антидопингового правила (ст. 2). Такой случай может включать в себя одно или несколько следующих нарушений:
«...1) наличие запрещенной субстанции или ее метаболитов или маркеров в пробе, взятой из организма спортсмена;
2) использование или попытка использования запрещенной субстанции или запрещенного метода;
3) отказ явиться на взятие пробы или неявка на взятие пробы без уважительных причин после получения уведомления в соответствии с действующими антидопинговыми правилами или уклонение иным образом от взятия пробы;
4) нарушение действующих требований, касающихся доступности спортсмена для внесоревновательного тестирования, включая непредоставление требуемой информации о его местонахождении и неявку для тестирования, которое назначается на основании разумных правил;
5) фальсификация или попытки фальсификации на любом этапе допинг-контроля;
6) обладание запрещенными субстанциями или методами;
7) распространение любой запрещенной субстанции или любого запрещенного метода;
8) введение или попытка введения запрещенной субстанции любому спортсмену или применение или попытка применения в отношении его запрещенного метода или же помощь, поощрение, содействие, подстрекательство, сокрытие или соучастие в любой иной форме, связанные с нарушением или любой попыткой нарушения антидопингового правила».
В российском Законе о спорте сформулировано более жесткое отношение даже к попытке допинга. «Допингом в спорте признается нарушение антидопингового правила, в том числе использование или попытка использования субстанции и (или) метода, включенных в перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте (далее также - запрещенная субстанция и (или) запрещенный метод)».
Во Франции применение допинга в спорте вначале расценивалось как уголовно наказуемое деяние. «Закон 1989 г. определил понятие допинга более свободно: он уже не требовал доказательства намерений ни пользователя, ни поставщика. Закон расширил определение допинга, вводя в первой статье различие между допингом людей и животных. Кроме того, Закон санкционировал такие правонарушения, как отказ или попытка отказа пройти исследование на наличие допинга либо выход за пределы административных запретов, определенных в отношении пользователя или поставщика. Наконец, Закон 1989 г. использовал репрессивный государственный аппарат в антидопинговой борьбе, проводимой федерациями».
В Греции «...спортивное законодательство оценивает вопрос допинга двояко, определив его как уголовно-дисциплинарное нарушение морального порядка...
В соответствии с общим уголовным правом допинг расценивается особым спортивным законодательством как незаконное и наказуемое деяние. Использование стимулирующих веществ в спорте, предназначенное для искусственного улучшения спортивных показателей, в качестве незаконного действия включено в состав этих наказуемых деяний. Эти деяния включены в категорию судебно наказуемых проступков, а в качестве наказания за них назначается тюремное заключение. В соответствии с законодательством наказанию подлежат только умышленно совершенные проступки. Спортсмен, использующий подобные вещества, совершает такое деяние намеренно, чтобы добиться результатов, запрещенных законом. С точки зрения спорта в таких случаях происходит искусственное улучшение спортивных результатов, пользователь совершает деяние, приводящее в итоге к вышеупомянутой ситуации...
Для лиц, вводящих спортсмену натуральные или химические вещества или биологические или биотехнологические материалы или применяющих к спортсмену запрещенные методики, чтобы достичь улучшения его спортивного состояния, возможностей и результатов в ходе спортивного соревнования или в преддверии предстоящих соревнований, назначается наказание в виде лишения свободы как минимум на 3 - 5 лет и штраф в размере от 25 000 до 50 000 евро, если это деяние не подлежит более суровому наказанию согласно иному положению. Если спортсмен, получивший их, не достиг совершеннолетия, то закон предписывает лишение свободы на срок от 10 до 25 лет».
В Швейцарии также установлена уголовная ответственность за конкретные деяния с допингом. «Любое лицо, которое с целью использования допинга в спорте производит, приобретает, импортирует, экспортирует, перемещает транзитом, перевозит, распределяет, прописывает к применению, продает, передает или хранит препараты, предусмотренные п. 3 ст. 19 данного Закона, или применяет в отношении третьих лиц запрещенные методы, несет наказание, связанное с лишением свободы на срок от 3 лет и более или в виде денежного штрафа».
Исходя из приведенного анализа законодательства указанных государств, перспективы для совершенствования белорусского спортивного законодательства (в том числе административного и уголовного) имеются неплохие.
В борьбе с допингом не менее важно предусмотреть в национальном трудовом законодательстве (и в ином специальном, например, спортивном), да и в самих спортивных контрактах, возможность расторжения контракта со спортсменом, который нарушает антидопинговые правила. Примеры подобного правового регулирования и практики его применения имеются как на национальном, так и на международном уровне.
Например, Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает в качестве дополнительного основания прекращения трудового договора со спортсменом нарушение спортсменом, в том числе однократное, общероссийских антидопинговых правил и (или) антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями, признанное нарушением по решению соответствующей антидопинговой организации (ст. 348.11).
Опыт рассмотрения спортивных споров ФИФА и CAS позволяет сделать также следующие выводы в отношении применения спортсменами допинга:
- положительный результат допинг-тестов может являться обоснованной причиной для расторжения клубом трудового договора в одностороннем порядке;
- положительный результат допинг-теста не влечет автоматическую недействительность трудового договора; его расторжение требует однозначного волеизъявления футбольного клуба;
- использование футболистом допинга является обоснованной причиной для футбольного клуба в одностороннем порядке расторгнуть трудовой контракт игрока. Более того, игрок будет вынужден выплатить установленную юрисдикционным органом компенсацию.
Кстати, министерству спорта или на уровне Правительства Беларуси следовало бы также принять национальные антидопинговые правила. В российском аналоге дается определение, что собой представляет нарушение антидопинговых правил, регулируются вопросы бремени и критериев доказывания, содержится запрещенный список субстанций и методов, порядок проведения тестирования и обработки результатов, дисциплинарная процедура, санкции, апелляция и иные вопросы.
Весьма значимым для спортсменов и государств, чьи интересы спортсмены представляют, является изменение правила о бремени доказывания факта допинга. Раньше сам спортсмен должен был доказывать свою невиновность в применении допинга.
«Долгое время использование допинга рассматривалось как нарушение, подлежащее безусловной ответственности. Поэтому суд, разрешая споры, связанные с применением спортсменами допинга, как правило, руководствовался принципом презумпции виновности спортсмена. Соответственно данному принципу распределялось и бремя доказывания: спортсмен признавался виновным в применении допинга до тех пор, пока им не было доказано обратное. При этом для установления факта нарушения антидопинговых правил ответчику не было необходимости доказывать, что вследствие применения допинга истцом были достигнуты преимущества в соревновании. Так, в прежней редакции Антидопингового кодекса устанавливалось (ст. 4.4, гл. 2): «Достижение положительного эффекта от применения допинга или его отсутствие не имеет значения. Для того чтобы нарушение антидопинговых правил считалось состоявшимся, достаточно употребления запрещенного вещества». Такая позиция многократно высказывалась и Международным спортивным арбитражным судом в г. Лозанна... При этом не имело никакого значения, как попал допинг в организм спортсмена - без его ведома, насильно или по настоянию тренера. Спортсмен подлежал освобождению от ответственности только в том случае, если имело место одно из двух обстоятельств:
1) проба была подменена;
2) препарат был подсыпан с умыслом.
Кроме того, суд мог прекратить производство по делу за невозможностью доказать вину спортсмена в применении допинга».
В настоящее время правила поменялись радикально. Бремя доказывания возложено на антидопинговую организацию, изменен порядок принятия решения по допингу и его апелляции.
«Новая редакция Антидопингового кодекса существенным образом изменила подход к применению мер ответственности за нарушение требований, установленных в Кодексе. Согласно ст. 3.1 на антидопинговую организацию возлагается бремя предоставления доказательств и обоснование того, что имело место неисполнение требований Антидопингового кодекса. При этом для установления факта неисполнения требований Антидопингового кодекса могут применяться любые доказательства, включая добровольное признание вины спортсменом.
Изменился и механизм принятия решения о факте применения допинга: теперь при рассмотрении любого нарушения Антидопингового кодекса будут учитываться как отягчающие, так и смягчающие вину обстоятельства, степень вины спортсмена, факт добровольного признания вины. По сути, это означает, что в случае, если спортсмен сможет четко объяснить, каким образом запрещенное вещество попало в его организм, а также доказать, что его употребление не преследовало цели улучшить его спортивные результаты, санкции за употребление такого вещества могут быть сведены к минимуму, вплоть до отсутствия дисквалификации...
Кроме того, новая редакция Антидопингового кодекса более четко обозначает право ВАДА на подачу апелляции по любому делу, связанному с применением допинга, напрямую в САС, особенно в случаях нерассмотрения антидопинговой организацией дела в разумные сроки или несогласия с решением об отсутствии факта нарушения антидопинговых правил (ст. 13.3)» .
С учетом широкого применения в Республике Беларусь альтернативных способов разрешения в первую очередь экономических и спортивных споров (переговоров, посредничества, примирительной процедуры или медиации, наличие спортивного третейского суда) небезынтересно будет узнать, что не ко всем категориям спортивных споров эти процедуры применимы. Есть и иные особенности.
В частности, посреднические и примирительные процедуры «...носят неформальный характер, а решения, принимаемые в рамках таких процедур, не могут быть принудительно исполнены. Согласно ст. S2 и S6 Спортивно-арбитражного кодекса Международный арбитражный совет в области спорта принимает Правила посредничества, регулирующие порядок и особенности данной процедуры. Названные правила находятся в приложении VI к Спортивно-арбитражному кодексу. Согласно этим правилам суть процедуры заключается в том, что Стороны на основании мирового соглашения, при посредничестве САС договариваются о мирном разрешении спора, вытекающего из спортивной деятельности. При этом предметом посредничества могут стать только споры, разрешаемые в порядке обычного арбитражного производства. Все споры по дисциплинарным делам, а также споры, связанные с применением допинга, не подлежат разрешению в порядке посреднической процедуры».
Можно только поддержать такое положение, потому что заключать мировое соглашение или применять какие-либо примирительные процедуры по факту применения допинга противоречило бы здравому смыслу.
Есть как минимум еще одно обстоятельство, на которое следует обратить внимание в контексте борьбы с допингом. Это максимальная гласность и открытость, максимальное вовлечение в эти процессы общества, всех заинтересованных, в том числе и через публикации. И это, кстати, не право, а обязанность каждого из государств - участников Европейской конвенции 1989 года. «Стороны обязуются разрабатывать и осуществлять в случае необходимости в сотрудничестве с заинтересованными спортивными организациями и с привлечением средств массовой информации образовательные программы и кампании, показывающие опасность для здоровья, связанную с допингом, и наносимый им ущерб этическим ценностям спорта. Эти программы и кампании обращены как к молодежи в школьных учреждениях и спортивных клубах и их родителям, так и к взрослым спортсменам, спортивным руководителям и деятелям и тренерам. Для лиц, работающих в области медицины, эти образовательные программы подчеркивают важность соблюдения медицинской этики» (ст. 6 Европейской конвенции 1989 г.).
Как показывает настоящий материал, нерешенных вопросов в борьбе с допингом в спорте остается большое количество. Они нуждаются в нашем дальнейшем исследовании и регулировании.