Социально-экономические изменения преобразование последних лет, отразились на изменении системы государственной власти, демократизации страны, наряду с такими изменениями, как укрепление частной собственности развитие и улучшенная работа банковских систем, развитие кредитно-денежных отношений, все эти изменения повлекли за собой оживление существовавших и появление новых негативных явлений в области состояния государственной дисциплины и правового порядка на фоне развития коррупции в органах местного самоуправления и власти, расслоения общества, ухудшение криминогенной обстановки в стране.
Особое беспокойство вызывают коренное изменение преступности в лучшую сторону. Растет уровень организованности, увеличивается сфера деятельности всех преступных структур. За последнее время возросла доля тяжких и особо тяжких преступлений, значительно растет количество новых преступных посягательств. Например, если в 1991-1994г.в кредитной сфере было зарегистрировано только 300 преступлений, то в 1998-1999 годах- уже более 16 тысяч. Только в 1996-1998 гг. в нашей стране зафиксировано больше 2240 криминальных взрывов, обнаружено и изъято свыше 700 взрывных устройств. Огромное количество оружий ближнего и дальнего действия. Около 200 взрывных устройств которые находились на боевом взводе. Все мы помним ужасные по жестокости террористические взрывы жилых домов, аэропортов в Москве, Волгодонске в сентябре 1999г.31 октября 2014 катастрофа А321 над Синайским полуостровом. Все больше и больше происходит подготовленных криминальных деяний, совершаемых с помощью длительной и продуманной деятельности преступников.
В то же время следует сказать об ухудшение результатов работы правоохранительных органов. Так, например, уровень раскрываемости составляет примерно от 46% до 64% по разным видам преступлений, достигает большого срока и производство по уголовным делам, возрастает количество дел, которые возвращаются для дополнительного расследования, не снижается уровень латентной преступности.
Все эти моменты, связанные с не очень хорошей рабой правоохранительных органов связаны, прежде всего, с качественным составом следственных органов. Если рассмотреть на примере, то в 1999 голу 48% следователей МВД имели стаж работы не более трех лет и что очень важно большую часть составляли женщины с высшим неюридическим образованием. Помимо этого низкий уровень раскрываемости связан с чрезмерной перегруженностью следственного корпуса. Огромную роль в этом играет и возросшие интеллектуальные и технические способности преступной среды. Именно улучшением, совершенствованием, приемов и средств сокрытия преступлений объясняется быстрый рост латентных преступлений.
Сокрытие преступления можно понимать как действия направленные на препятствование расследованию путем утаивания каких-либо фактов дела, уничтожение информации, которая поможет вследствие, фальсификации следов преступной деятельности и самого преступника.
В процессе расследования любого дела следует знать и прежде всего, различать виды противодействия (сокрытия), они бывают «внутреннее» и «внешнее». Внутренние противодействия это противодействия, которые могут оказываться теми или иными лицами, которые причастны к расследованию в любых формах: подозреваемые и обвиняемые, специалисты и эксперты, свидетели и потерпевшие. Они могут обладать какой-либо информацией или данными о стремление скрыть, исказить или уничтожить информацию и ее носителей. Внешние противодействие состоит в том, что лицо, которое вообще не участвует в расследовании и никак к нему не причастное связано со следователем служебными, процессуальными или иными отношениями. Субъект внутреннего противодействия воплощает свои замыслы путем сокрытия преступления, давлением, влиянием на следователя, побуждение следователя совершить данное преступление. Субъектами преимущественно являются те люди, которые как бы могут оказать влияние на следователя, это в основном главы каких-то огромных предприятий или сотрудники исполнительной власти. Но еще нужно не забывать о том, что влияние на сокрытие определенных моментов расследования могут оказывать родные, друзья и иные близкие виновного.
Очень опасными могут быть сокрытия преступления, выполненными самостоятельно, а опасные они, потому что об этом скрытие будет знать только один человек и некто не сможет повлиять на него и очень трудно поймать его и обвинить в чем-либо.
Для того чтобы успешно бороться с преступлениями данного характера я считаю нужно принимать следующие меры:
Накопление, обобщение и систематизация накопленных знаний о практики преступной деятельности
Выявление более выраженных признаков сокрытий преступлений и закономерностей ее осуществление
Постоянные проверки в правоохранительных органах, на уровень квалификации и компетентности всех ее работников
Дабы информация не скрывалась или не искажалась, установление в каждом кабинете камер и подслушивающих устройств, соответственно с предупреждением об этом работников
Частые психологические проверки следственных органов на уровень лживости (правда, неправд)
Внедрение специально обученных людей в преступные банды, для того чтобы понять всю суть преступной деятельности изнутри.
Постоянное отслеживание и выявление коррупционных связей преступников, и определение путей поступление их в следственные органы, ведь эта коррупция влияет на само сокрытие этих преступлений
К действиям по сокрытию преступлений следует относить и те, которые преследуют цель реализации полученного преступного результата. В этой группе преступных посягательств одной из центральных мест занимает легализация денег и ценностей, полученных преступным путем. Это относится в первую очередь к деятельности организованных преступных структур. Знание способов легализации является условием успешной борьбы с экономическими и некоторыми другими видами преступлений. Борьба с данным видом преступлений очень тяжела, поэтому каждый человек, который учувствует вследствие, внутри себя должен сам понимать, что нельзя этого делать. У каждого внутри должна просыпаться совесть, когда он совершает противоправное деяние.