Детство является таким этапом в жизни человека, когда формируется здоровье, закладываются личностные свойства и ценности, определяющие качество его будущей жизни. Дети в силу своего социального статуса беззащитны и нуждаются в поддержке и в помощи взрослых. Но в действительности многие дети переживают насилие, становятся свидетелями и жертвами физических, сексуальных и эмоциональных злоупотреблений со стороны взрослых. И чаще всего эти злоупотребления исходят от их самых близких людей, от родителей, которые, казалось бы, наоборот должны их защищать. Проблема насилия над детьми в семье является одной из серьезнейших проблем современного общества. По официальной статистике более 2 млн. детей до 14 лет в России ежегодно подвергаются домашнему насилию в той или иной форме (следует учитывать, что это только зарегистрированные данные, «тихих» жертв учесть невозможно), до 2 500 из них погибают, около 50 тыс. убегают из дома в поисках лучшей жизни. Проблема насилия над детьми существовала всегда, во всех обществах и культурах. Но обсуждение проблем насилия над ребенком, до недавнего времени было своего рода табу. Лишь теперь общество начинает осознавать катастрофические масштабы жестокого обращения. Как и за рубежом, проблему насилия над детьми в нашей стране впервые подняли врачи. Российскими учеными выявлены «сензитивные к насилию» периоды жизни и развития ребенка, когда происходящие анатомо-физиологические, гормональные, эмоционально-личностные и психосоциальные изменения делают его наиболее травмируемым. Это, прежде всего, дошкольный и подростковый возрастные периоды. Для детей, которые подвергаются насилию со стороны родителей, семья играет травмирующую роль и становится источником отрицательного воздействия на ребенка,создает угрозу здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию ребенка. В настоящее время в нашей стране практически не существует системы оказания помощи детям, пострадавших от различных форм насилия. Она переживает только начальный период своего становления, хотя уже имеется уникальный опыт отдельных разрозненных исследований, создания кризисных центров, убежищ и приютов для пострадавших женщин и детей, телефонов доверия. Для претворения в жизнь этих программ необходимы подготовленные кадры. До недавнего времени в России не велась подготовка специалистов, работающих с пережившими жестокое обращение и пренебрежение детьми и их семьями, не было методической литературы и образовательных программ, статистики, опросов общественного мнения. Явления насилия над детьми особенно распространены в определенных социальных группах населения, в семьях «риска», живущих в условиях нищеты, в зонах военных бедствий и катастроф. Следует так же отметить, что российской культуры весьма характерна репрессивная любовь родителей. Это проявляется в применении наказания, когда родители придерживаются мнения, что физическое наказание преломляет неповиновение, гордыню. Родители, которые совершают насилие над собственным ребенком, как правило, не осознают своих психологических проблем, потребностей. Как правило, они не осознают потребностей и своего ребенка. Эти родители любое неповиновение своего ребенка воспринимают как посягательство на родительский авторитет, и спешат своевременно пресечь неповиновение. Педагоги считают, что многие родители, которые склонны к применению насилия в семье, в детстве сами подвергались насилию. Это стало для них стереотипом семейного воспитания. Эти вопросы, как и проблемы, собственно социальной профилактики жестокого обращения с детьми, не входят в учебные программы подготовки специалистов (юристов, психологов, педиатров, психиатров, невропатологов, педагогов), руководящих кадров и политиков, что необычайно важно в русле быстро меняющихся социально - экономических и политических условий для оказания помощи детям. Несмотря на многообразие видов домашнего насилия, выделяется ряд факторов, характерных для всех типов жестокого обращения с детьми дошкольного возраста. Основными факторами, характерными для насилия в семье исследователи выделяют неравенство сил обидчика и жертвы, усиленное экономической зависимостью жертвы. Кроме того, немалое влияние оказывает наличие внешних стрессов, например, тяжелое экономическое положение, неудовлетворительные жилищные условия. Как фактор имеют значение личностные характеристики лица, совершающего насилие по отношению к малолетнему ребенку, например индивидуальная психопатия или неадекватные навыки разрешения конфликтных ситуаций.. Трудно сказать о процентном соотношении женщин и мужчин -виновников физической жестокости. Изучая литературу по данной проблеме, мы обратили свой взгляд на традиционную русскую семью, где издавна использовались физические наказания, которые можно расценить как насилие над ребёнком. Отец, как глава семьи, использовал радикальные способы воспитания, считавшиеся «особыми уроками жизни». В современных условиях физические наказания считаются социально не одобряемыми средствами воспитания, но, тем не менее, имеют место быть. «Шлёпанье», «порка», как меры воздействия, приемлемы как для отца, так и для матери. Мельниченко С. А. приводит данные американских исследований, в которых из 120 опрошенных женщин 61% испытывали чувство раздражения и злости к детям, 8% говорили, что понимают тех, кто бьёт своих детей. По свидетельству указанного автора, матери, наносящие телесные повреждения, не испытывают чувства страха или вины за содеянное. Говоря о проблеме плохого обращения и плохого ухода, исследования указывают на то, что виновниками в этом случае в большей степени являются женщины (60%), чем мужчины (39%). Этот факт объясняется тем, что именно женщины больше времени проводят детьми, именно они больше ухаживают за детьми, следовательно, на женщин и падает обвинение в плохом выполнении своих обязанностей. Статистика показывает, что у детей - жертв насилия- факторы риска значительно возрастают. 1.Дети – жертвы в 10 раз чаще злоупотребляют алкоголем или наркотиками. 2.Дети - жертвы составляют 60- 70% беглецов; 98% детской проституции падает на них. 3.Дети-жертвы в 10 раз чаще совершают попытки суицида. 4.60% детей - жертв страдают от проблем питания. 4.98% индивидов, страдающих от множественных личностных расстройств, имеют историю сексуального насилия в детстве. 5.У 85% пациентов психиатрических клиник выявляется история сексуального злоупотребления в детстве. Асанова Н.К. отмечает, что большинство детей, длительно испытывавших на себе жестокое обращение, хотя бы раз в жизни попадают в больницу, и возможность плохого обращения должна быть рассмотрена в отношении каждого ребенка, у которого в педиатрической практике определяются повреждения. Каков бы ни был мотив насилия, кто бы ни был насильником - отец или мать, важно одно - в семьях, где есть деформированность семейной структуры, тот, кто слабее в физическом или социальном смысле, подвергается эксплуатации, насилию, лишению прав. Анализ изученной литературы позволил нам сделать вывод: при всех разрушительных последствиях насилия, какого бы вида оно не было: физическое, сексуальное, эмоциональное отвержение, психологическое, отношение к нему государства остается снисходительным. Если не удается обнаружить физического вреда - убийства, телесного повреждения, то насильник остается безнаказанным. В России вообще не разработан федеральный закон о предотвращении насилия в семье. Также не ведется и учет жертв домашнего насилия. Не приводятся никакие статистические данные о насилии над детьми в семье даже в ежегодном государственном докладе «О положении детей в Российской Федерации». Нет разделения жертв насилия по половым, возрастным признакам, по видам насилия. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что многие дети не защищены в своей собственной семье от насилия собственных родителей. Наше общество еще морально не готово признать, что оно может обидеть, лишить детства, беспроблемного существования своих собственных детей. Общество еще не готово открыто говорить о проблеме насилия над самым незащищенным слоем населения. Проблема насилия над детьми с недавних пор привлекла внимание педагогов, психологов, но нет единой системы организации деятельности по выявлению и преодолению последствий насилия над детьми.
Список использованных источников
1. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. -М., 2007. -256 с.
2. Маханько А.В. Предупреждение насилия и пренебрежения детьми: исследования и эффективные решения, базирующиеся на междисциплинарном и межсекторном подходе // Социальная работа. -2008
3. Ярская-Смирнова Г.Р., Романова П.В., Антонова Е.П. Домашнее насилие над детьми: стратегии объяснения и противодействия // Социологические исследования. - 2008. - №1. - С.
4. Павленок, П. Д., Руднева, М. Я. Технология социальной работы с различными группами населения : учеб. пособие / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева. – М. : ИНФРА-М, 2010. – 272 с.