В современных условиях развития России большое внимание стало уделяться вопросам, касающимся развития институтов гражданского общества, укрепления вертикали государственной власти, подъема отечественной экономики. Проблемы же гармонизации взаимодействия общества с исконной средой его обитания - природой постепенно оказались на втором плане. Однако их решение непосредственно связано с состоянием среды обитания человека.
Проблематика экологического правопорядка достаточно широка. Она не только затрагивает реализацию экологических прав личности, но и охватывает те области, которые на первый взгляд прямого отношения к ней не имеют. Совершенно права исследователь Л.В. Ращупкина, полагающая, что «в условиях глобального экологического кризиса создается угроза не только реализации прав личности на благоприятную окружающую природную среду, но и реализации иных прав, прежде всего права на жизнь. Крупномасштабная экологическая катастрофа может привести к тому, что не только экологические, но и другие права личности утратят свой смысл».
В настоящее время необходимо учитывать, что проблема правопорядка в экологической сфере стала носить определяющий характер по отношению к другим элементам целостной системы правопорядка в обществе, поэтому правовая регламентация отношений в той или иной сфере должна осуществляться с учетом их взаимной детерминированности. Только комплексный подход обеспечит должный правопорядок во всех сферах общественной жизни.
Сегодня научным изучением правового регулирования экологических проблем занимаются различные исследователи - специалисты в области аграрного, земельного, экологического, административного права, представители уголовно-правовой науки и другие.
Нельзя не отметить и тот факт, что различные экологические проблемы, в частности вопросы правопорядка в экологической сфере, стали тщательно анализироваться не только в рамках той или иной отрасли юридической науки, но и на уровне общей теории права. И это вполне объяснимо, так как проблема экологического правопорядка настоятельно требует междисциплинарного, интегрированного решения.
В настоящее время в российском обществе и государстве наблюдается несоответствие между потребностью в устойчивом правопорядке в стране и отсутствием обобщенных теоретических моделей для оценки состояния, динамики механизмов и тенденций его развития, поэтому необходимость проведения подробного научного анализа правопорядка в экологической сфере налицо.
Как видим, вышеуказанная проблема является весьма актуальной и в практическом, и в теоретическом отношении. Исследование правопорядка в экологической сфере как неотъемлемой части правопорядка в российском обществе и в то же время явления, обладающего определенной спецификой, и сейчас требует к себе пристального внимания со стороны ученых.
Вполне очевидно, что до сих пор «в правосознании признание необходимости защиты самой природы, вне связи с защитой интересов личности, общества и государства, не стало доминировать».
Наиболее ценным фактором правопорядка в той или иной сфере общественных отношений является наличие их правовой регламентации. В связи с этим при изучении экологического правопорядка возникает необходимость обращения к анализу генезиса правового регулирования взаимодействия человека и общества с окружающей природной средой.
Так, в дореволюционной России охрана природных ресурсов, как и в других древних или средневековых государствах, осуществлялась в первую очередь через защиту прав собственности экономических, военных и налоговых государственных интересов. Что касается регулирования использования природных ресурсов и охраны природы, то оно проводилось бессистемно и весьма фрагментарно.
В советский период особенности развития правового регулирования природопользования и охраны природы в стране проявились прежде всего в том, что вплоть до 80-х годов XX столетия в развитии законодательства экологической сферы доминирующим был природоресурсный подход.
Проблема охраны природы от загрязнения оценивалась в это время как санитарная, а не как экологическая. При регулировании охраны атмосферного воздуха и вод учитывались главным образом интересы охраны здоровья людей, а не всех живых организмов.
В конце 80-х годов прошлого века официально были признаны ключевые причины резкого ухудшения состояния окружающей среды в государстве. Они заключались в следующем: слабом правовом регулировании природопользования и охраны окружающей среды, несовершенной организации государственного управления в этой сфере, наличии «остаточного» принципа финансирования природоохранной деятельности, отсутствии у предприятий экономических стимулов к рациональному использованию природных ресурсов и охране природы от загрязнения.
Основным же общим недостатком экологического законодательства советского периода было отсутствие в нем «работающего» механизма обеспечения реализации норм. Срочно требовались новые подходы к правовому регулированию природопользования и охраны окружающей среды, о чем свидетельствовали низкая эффективность законодательства, истощение природных богатств, постоянное ухудшение качественного состояния окружающей среды и многие другие факторы.
Анализ современного законодательства показывает, что в последние годы в правовой политике Российского государства обозначилась тенденция к признанию в качестве приоритетных ценностей тех свойств окружающей среды, которые связаны с обеспечением жизни, здоровья людей. Однако нынешний законодатель по-прежнему еще далек от осознания необходимости защиты самой природы, и соответственно экологическое законодательство, призванное адекватно отразить факт этого осознания, все еще проходит стадию становления.
Итак, правопорядок в экологической сфере - это неотъемлемая часть правопорядка в российском обществе. Охрана природы и рациональное использование ее богатств возведены в нашей стране в ранг конституционных принципов, полная реализация которых стала общегосударственной проблемой. Государство взяло на себя экологическую функцию и провозгласило в ст. 42 Конституции РФ право каждого на благоприятную окружающую среду, а также достоверную информацию о ее состоянии. Государство, гарантируя возмещение возможного ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, создало аппарат для реализации экологической функции.
Правоохранительная форма обеспечения экологической безопасности должна носить организационный, государственно-властный характер. В ее осуществлении принимают участие различные государственные органы, каждый из которых имеет соответствующую компетенцию и выполняет те обязанности, которые возложены на него государством.
Экологическая безопасность и экологический правопорядок теснейшим образом связаны с общественной безопасностью и общественным правопорядком. Поддержание и контроль за их соблюдением осуществляют правоохранительные органы. Прежде всего речь идет о прокуратуре и органах внутренних дел (ОВД).
Нельзя не отметить, что, как и все проблемы, касающиеся охраны окружающей природной среды, экологическая функция в деятельности вышеуказанных органов представляет собой новое явление. «Под экологической функцией правоохранительных органов понимается их деятельность по применению природоохранного законодательства, выявлению причин экологических правонарушений и разработка мер по их предупреждению и устранению».
Одной из немногих отраслевых и функциональных структур, выполняющих многообразные экологические функции, является Министерство внутренних дел Российской Федерации. Органы внутренних дел призваны обеспечивать взаимодействие с территориальными органами Госкомэкологии, Минздрава России и другими. Роль органов внутренних дел в борьбе с экологическими правонарушениями определена соответствующими нормативно-правовыми документами. Функции ОВД весьма полно были отражены в Приказе Министра внутренних дел РФ от 12 июля 1993 г. «О мерах по улучшению природоохранной деятельности в МВД России» (Положение о МВД РФ утверждено Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г. № 1039).
В области охраны окружающей природной среды ОВД занимаются предупреждением и пресечением экологических правонарушений; совместно с Минздравом РФ надзирают за соблюдением санитарных правил содержания территорий населенных пунктов; оказывают содействие в осуществлении мер по охране и защите от загрязнения природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства; контролируют и направляют работу пожарных подразделений других министерств и ведомств, определяют порядок совместной работы пожарных организаций страны; производят регистрацию, учет и надзор за техническим состоянием автотранспортных средств; осуществляют ведомственную охрану объектов природы; обеспечивают проведение мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов.
Функции органов внутренних дел в сфере охраны природы и рационального использования природных ресурсов условно подразделяются на две группы: функции, выполняющиеся МВД РФ, как органом, наделенным надведомственными контрольно-надзорными полномочиями в обозначенной области; функции, реализующиеся МВД РФ в процессе производственно-хозяйственной деятельности своих подразделений.
Заметим, что для решения вопросов, которые касаются обеспечения экологической безопасности, крайне необходимо эффективное взаимодействие всей правоохранительной системы. Опасность от экологических правонарушений и преступлений в первую очередь состоит в том, что объектом их посягательств является стабильность окружающей среды.
Судебные органы должны сосредоточить свое внимание на обеспечении правильного применения действующего законодательства.
Прокуратуре как органу надзора и контроля необходимо применять достаточно суровые меры к предприятиям, нарушающим нормы эколого-охранного законодательства.