ФОРМИРОВАНИЕ ИМЕДЖЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ ИМЕДЖЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Николаева А.А. 1, Чебанов К.А. 1
1ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современный период развития России обозначил необходимость обновления основных приоритетов в системе подготовки специалистов социальной сферы. В новой концепции образования сформулированы требования подготовки квалифицированных кадров, с учетом многообразных профессиональных качеств, социальных функций и ролей в обществе. К изменению и обновлению квалификационных требований и характеристик современных педагогов неизбежно приводит модернизация образования. Основой продуктивного функционирования педагога выступаю общие и специальные профессионально-педагогические компетентности. 

Понятие профессиональной компетентности педагога предполагает единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Профессиональная компетентность – понятие, соответствующее требованиям времени и помогающее адекватно действовать в постоянно меняющейся ситуации. К педагогу предъявляются новые требования, так как он должен быть профессионально гибким, мобильным, способным адаптироваться к происходящим переменам.

Компетентность в области взаимодействия характеризуется знаниями о природе социальных влияний, и наиболее важной чертой межличностной компетентности выступает имиджевая компетентность, которая отражает умение устанавливать и поддерживать определенные представления о себе. Это умение зависит от нескольких факторов: развитой эмпатии и рефлексии; разнообразного репертуара поведения; обладания определенным межличностным ресурсом, чтобы применять нужную тактику в соответствующих ситуациях.

Важным востребованным профессиональным качеством, повышающим эффективность педагогической деятельности, становится профессиональный имидж, как важная компетенция каждого педагога. Формирование профессионального имиджа является трудоёмким процессом, а также результатом самопознания и саморазвития.

Имидж – это инструмент, который помогает выстраивать отношения с людьми, а имидж педагога – это сложившийся стереотип образа в представлении обучающихся, коллег, социального окружения.

В развитии личностно-педагогического имиджа и индивидуального стиля педагогической деятельности приоритетным считается становление личностного имиджа.

Имидж связан как с внешним обликом человека, так и с его внутренним содержанием, а, следовательно, для того, чтобы сформировался имидж, недостаточно восприятия характеристик образа, так как к этому образу должно возникнуть определенное отношение, мнение и определенная оценка.

Нами имидж охарактеризован как отношение к образу и мнение об этом образе. Имидж любого специалиста, а в особенности педагога, должен соответствовать требованиям времени и общества. Одним из первых в нашей стране заниматься проблемами построения имиджа стал В.М. Шепель, который выделил качества, способствующие успешному формированию позитивного профессионального имиджа.

Первая группа - «умение нравится другим людям» (коммуникативные характеристики человека, определяющие его способность в установлении контактов с другими людьми; умение сопереживать, понять другого человека).

Вторая группа - качества, которые характеризуют личность с точки зрения образования и воспитания (моральные ценности, психологическое здоровье, стрессоустойчивость, умение не создавать и умело разрешать конфликтные ситуации).

Третья группа - профессиональный и жизненный опыт и интуиция личности.

Имидж для педагога важен не в меньшей степени, чем для любого другого специалиста. Именно имидж влияет на формирование представлений, установок, ценностей обучающихся.

Имидж работников вуза оказывает положительное влияние на формирование имиджа будущих выпускников, так как профессиональный имидж преподавателя вуза - это интегральная характеристика, которая включает в себя совокупность внешних и внутренних индивидных, личностных, индивидуальных и профессиональных качеств педагога и способствует эффективности педагогической деятельности.

Наиболее востребованными студенческой аудиторией выступают следующие качества педагога вуза: доброжелательность; справедливость; отзывчивость; уравновешенность; ответственность; разумная требовательность; тактичность; внимательность; жизнерадостность; чувство юмора.

Обучающиеся хотят видеть педагогов профессионалами, объективными в оценке знаний и людей; знающими свой предмет и умеющими доступно и интересно преподнести материал; целеустремленными; творческими; небезразличными к происходящим событиям и к каждому студенту. По мнению студентов преподаватель должен обладать четкой дикцией, грамотно поставленной речью, приятным немонотонным голосом. Внешний вид преподавателя является его визитной карточкой, что требует аккуратности в одежде и макияже, опрятности, строгости и делового стиля в одежде, наличия неброских украшений, ухоженных волос и рук.

Достаточно негативно оцениваются такие имиджевые характеристики преподавателей как: вспыльчивость, раздражительность, несправедливость, безответственность, предвзятость, безразличность, неаккуратность, алчность, застенчивость.

Таким образом, имиджевая компетентность, становятся важным компонентом продуктивного взаимодействия, условием эффективности педагогической деятельности. Каждый преподаватель должен обладать ярко выраженной рефлексией, т.е. осознавать, какими качествами он обладает и какие требования предъявляет ему студенческая аудитория и коллеги, а также прилагать усилия по изменению имиджа и его улучшению.

Построение имиджа достаточно сложный процесс, требующий специальной организации. Этот процесс развивается по определенным законам и технологиям.

Обобщая мнения исследователей по проблеме формирования имиджа преподавателя нами сделан вывод, что это длительный процесс, на эффективность которого оказывает влияние ряд условий:

1) развитие у преподавателей жизненных ценностей и установок;

2) осознание преподавателем необходимости формирования позитивного имиджа;

3) проявление собственной активности при работе над имиджем;

4) знание требований студенческой аудитории к личности и деятельности преподавателя;

5) выявление начального уровня развития качеств, составляющих позитивный имидж преподавателя;

6) овладение педагогом приемами самопознания, а также навыками проектирования индивидуального имиджа;

7) соблюдение принципа систематичности при формировании имиджа;

8) соблюдение принципа многообразия форм и методов работы по формированию и коррекции имиджа.

В странах Запада компетенции разрабатываются и предъявляются в первую очередь работодателями и обществом в виде некоторых специфических ожиданий, связанных с профессиональной деятельностью выпускника. Уровень соответствия индивидуальных показателей ожиданиям работодателя и общества выступает основным показателем компетентности.

В отечественной педагогике исследованию содержания и особенностей компетентностного подхода посвящены работы многих ученых, анализ которых позволяет сделать следующие выводы:

1. Прообразом современных представлений компетентностного подхода считаются идеи общего и личностного развития, сформулированные в контексте психолого-педагогических концепций развивающего и личностно-ориентированного образования.

2. Компетентностный подход является отражением потребности общества в подготовке специалистов и выпускников, которые обладают не только определенными знаниями, но и сформированными умениями применять полученные знания для решения определенных задач в различных условиях.

3. Компетентностный подход позволяет привести образование в соответствие с потребностями рынка труда, реализовать заказ работодателей на подготовку компетентных специалистов.

Рассматривая деятельность по созданию различных имиджей как разновидность профессиональной деятельности, и трактуя имиджевую компетентность педагога как вид профессиональной компетентности мы находим данное понятие в работах Е.Б. Перелыгиной, которая рассматривает ее как «особое комплексное качество субъекта, представляющее собой способность и готовность к деятельности по созданию продуктивного имиджа и его целенаправленной коррекции в ходе интерсубъектного взаимодействия, направленной на оптимизацию имиджа».

Для конкретизации данного понятия необходимо, прежде всего, определить структуру данной компетентности и раскрыть содержание ее компонентов. Учитывая, что компетентность – это не только владение компетенцией, но и личностное отношение человека к предмету деятельности, мы выделили следующие компоненты имиджевой компетентности: мотивационный, когнитивный, деятельностный. Дадим содержательную характеристику каждого компонента.

Мотивационный компонент является базовым для формирования всех остальных компонентов имиджевой компетентности педагога, поскольку успех имиджмейкинга, как и любой другой деятельности, прежде всего, обусловливается соответствующей направленностью личности на нее, т.е. наличием соответствующих имиджмейкингу мотивов, потребностей, интересов, ценностных ориентаций и установок.

Ценностные ориентации - это осознанное понимание педагогом профессиональной и личностной значимости имиджа, ориентация педагога на гуманистические ценности (любовь и уважение к человеку, отношение к нему как высшей ценности, принятие других такими, какие они есть, позитивное отношение ко всему и др.) как определяющие в системе профессионально-ценностных ориентаций.

Мотивационный компонент кроме ценностных ориентаций включает в себя: интерес педагогов к имиджмейкингу; потребность в овладении знаниями и умениями в области педагогической имиджелогии; мотивацию на творческое их использование при решении профессиональных задач, которые в целом отражают потребность в профессиональных достижениях; потребность в самопознании; мотивацию достижения успеха.

Таким образом, мотивационный компонент, выполняя стимулирующую функцию, фиксирует интерес педагога к имиджмейкингу, его мотивацию на овладение имидж - технологиями, методами и приемами, а также установку на развитие своей имиджевой компетентности.

Когнитивный компонент, выполняя информационную и ориентационную функции, включает в себя имиджелогические знания теоретического и методического характера.

Интересы, потребности, мотивы, ценностные ориентации и имиджелогические знания педагога проявляются в его личностных качествах и имиджеобразующих умениях, которые образуют деятельностный компонент имиджевой компетентности педагога.

Вышеизложенное позволяет рассматривать имиджевую компетентность как важнейшую составляющую профессиональной компетентности и определить ее как интегративное качество личности педагогов, имеющее сложную системную организацию и выступающее как совокупность, взаимодействие и взаимопроникновение мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов. Степень сформированности этих компонентов отражает готовность и способность педагогов эффективно осуществлять имиджмейкинг, совершенствовать свой опыт в данной деятельности и расширять его границы.

Список использованной литературы:

  1. Апраксина, М.В. Имидж воспитателя дошкольного учреждения как педагогическая проблема : дис. ... канд. пед. наук / М.В. Апраксина. – М., 2000. - 134 с.

  2. Бозаджиев, В.Л. Имидж педагога : учеб. пособие / В.Л. Бозаджиев. – Челябинск : Изд-во «Фрегат», 2004. – 232 с.

  3. Вербицкий, А.А. Компетентностный подход в образовании: проблемы и условия реализации / А.А. Вербицкий // Байкальский психологический и педагогический журнал. – 2006. – №1-2 (7-8) . – С. 25-35.

Просмотров работы: 545