В процессе формирования общества выделилось множество социальных институтов, например: политические, научные и образовательные и т. д. Для удовлетворения потребностей человека в общении формируется институт средств массовой информации.
СМИ – это система органов, занимающихся сбором, обработкой и хранением информации, а также передачей информации необходимой аудитории.
Можно выделить:
Классические СМИ: - такие как газеты, журналы, книги.
Современные СМИ: - Интернет, телевидение, радио.
До появления письменности, печатного станка, для передачи информации использовалась устная речь, рисунки. Но только с появлением письменности и печатного дела, стало возможным передавать информацию неопределенно большому кругу лиц, в неопределенно большом количестве, а также оставить во времени описание культуры.
В результате этих событий возникли массовые аудитории – собрание людей, получающие необходимую информацию не отдельно, а как члены социальной группы. В этом и выражается суть СМИ – предназначение информации для общества, а не для отдельного человека. В общем, СМИ можно назвать как сложную, очень активно развивающуюся систему, изучаемую во многих гуманитарных науках: журналистике, культурологи, социологии. СМИ выполняет большое количество функций.
Главная функция СМИ является информационная функция, также называемая функция сообщения. Она выполняет роль донесения информации о событиях в обществе и мире. Сутью этой функции является очень значимой в современном мире, так как позволяет оперативно обеспечивать информацией людей. Эта функция реализуется посредством новостных материалов в Интернете, на телевидении и прессе.
Сама функция сообщения делиться на функцию удовлетворения социальных потребностей в получении информации касающейся событий, которые могут повлиять на жизнь общества ( политика, экономика, оборона страны и т. д.). Освещение этой информации может привлечь к ней внимание общественности, политических деятелей, организаций, которые могут повлиять на данные события. Это может вызвать поддержку со стороны людей, может вызвать критику, в зависимости от принятых мер и последствий. Таким образом, СМИ, могут привлечь внимание к какой-то либо актуальной проблеме, и найти пути решения этой проблемы.
Другой функцией сообщения, является функция удовлетворения потребностей в информации отдельного человека, то есть получение необходимой информации, которая актуальна для него сейчас, соответствует его интересам. Выполнение этой функции помогает человеку быть в курсе событий различных сфер жизни, на пример спортивной или культурной жизни.
Из-за большого влияния на жизнь общества, СМИ прозвали « четвёртой властью». И действительно, средства информации играют большую роль во всех сферах жизни современного общества – политической, экономической, духовной и других. Поэтому на СМИ налагается определенный перечень ограничений, касающихся следованию этическим нормам, праву на частную жизнь, сведения, составляющие государственную тайну.
Помимо выше перечисленных функций СМИ, выполняют также идеологическую, коммуникативно-когнитивную, функцию критики и контроля.
Идеологической функцией СМИ, является видение обществом событий, которые представляются в выгодном политическом и культурном виде. Другими словами влияние на мышление человека, формирование особого сознание и ценностей.
Когнитивно – коммуникативная функция СМИ заключается в том, что посредством языка СМИ формируется определенное видение мира, осуществляется контроль и регулирование общественных масс.
Образовательная функция заключается в распространении знаний и повышение уровня образования.
Функции критики и контроля, заключается в даче юридической и нравственной оценки событиям и людям. В демократическом государстве и обществе, СМИ могут опираться и на закон, и на общественное мнение.
Отдельно я хотел бы отметить функцию воздействия, управления и манипуляции, которые также могут выполнять средства массовой информации.
Роль СМИ очень высока – они помогают узнавать самую последнюю и актуальную информацию о событиях в стране и за рубежом, оценивает и комментирует информацию, доносит её до целевой аудитории. В наше время СМИ является, пожалуй, главным способом получения информации для большинства людей, и как следствие, основным инструментом управления общественным мнением. Сейчас информационные технологии очень плотно проникли во все сферы нашей жизни: отдых, работу, образования, здравоохранение и др. СМИ очень универсальный и гибкий инструмент, который можно приспособить под любую конкретную ситуацию и цель, чем и пользуются, к примеру, предприниматели в целях продвижения своих товаров или политики для политической агитации. Несмотря на развитость современного общества, пропаганда и навязывание мнения со стороны СМИ – обычное дело. Это навязывание происходит по многим причинам: доверие СМИ «на слово», незнание об альтернативных источниках информации, технические средства обработки информации(монтаж).Иногда, не требуется искажать факты, достаточно лишь преподнести их в нужном свете.
Известны случаи, когда из – за ложной информации в СМИ разорялись банки, компании , предприятия. Всё это так называемые «информационные войны» - пропаганда, дезинформация, манипулирование сведениями, искажение правды. Цели такой войны могут быть самыми разными: от контроля общества и общественного мнения, до организации войны.
Выделяют три основные цели «информационной войны» – это контроль информационного пространства, проведение информационных акций ( такие акции могут нести характер , к примеру, дестабилизирующих обстановку в стране), контроль социальных групп.
Широко использовать информацию и СМИ как средство воздействия, начали во время ПМВ. Это были печатные средства воздействия, листовки, разбрасываемые английским солдатам над позициями немецких войск. Такой незатейливый способ борьбы с противником дал неожиданно эффективный результат, и страны Атланты, ближе к концу войны организовали центр по морально – психологическому разложению вражеской немецкой армии. К работе в этот центр были приглашены журналисты, психологи.
Пропаганда играла важное значение у руководящих структур нацистской Германии. Гитлер считал, что пропаганда « подобна артподготовке перед атакой пехоты». Народ необходимо сначала деморализовать, и лишь после этого переходить к вооруженным действиям. Ведущий пропагандист Третьего Рейха Геббельс, выработал теорию пропаганды, принципами которой, являются:
Умственное упрощение;
Ограничение и «очистка» необходимой информации;
«вдалбливающее» нужной информации населению и военнослужащим;
Нагнетание, при помощи эмоционального воздействия.
И действительно, нельзя отрицать то, что немецкая пропаганда показала весьма высокую эффективность во время ВМВ. Некоторые военные кампании в Европе, немцы выигрывали даже без стрельбы, к примеру, оккупация Австрии и Чехословакии.
Советский Союз в период войны также активно включился в информационную войну. Советские военные специалисты разработали собственные приемы и методы организации и проведения актов информационной борьбы. Для этого активно использовались немецкие СМИ, такие как радио. К примеру, во время радиопередачи «вклинивались» якобы «правдивые» сообщения. Выражавшие необходимую точку зрения. Для усиления эффекта такой радиопередачи имитировался голос, какого либо из руководителей нацистской Германии.
После окончания ВМВ, «информационная война», показала свою эффективность во многих вооруженных конфликтах. Наиболее широко известно применение такой войны во время Вьетнамской войне. Так, в период вооруженного конфликта, было организованно непрерывное телевизионное и радио вещание на территории Вьетнама с целью эмоционального воздействия и сломления воли к сопротивлению ( известно о 250 000 человек, перешедших на сторону АЮВ, или сложивших оружие). Пропаганда велась на вьетнамском языке, а также использовались самые разнообразные приемы психологического воздействия – плачь женщины или ребёнка, похоронная музыка, крики. Несмотря на поражение американских войск в данном конфликте, пропагандистская война была признана успешной, а её методы проведения и организации применяются до сих пор.
Наиболее широкое распространение информационная война получила в период Холодной войны. В послевоенный период, задача борьбы с СССР, получившим на международной арене большой авторитет за победу над нацистской Германией, у стран Запада вышла на первый план. В первые восемь лет после окончания ВМВ, США провели программы реформы пропагандистской системы, результатом которой стало учреждение Информационного Агентства Соединенных Штатов. Эффективность работы этой структуры этой структуры советские политические деятели и руководители силовых структур смогли ощутить уже в середине и конце 50х годов. Отсутствие подобной системы пропаганды и органов ответственных за нее привели к распаду СССР и укреплению доминирующего положения США в мире.
На данный момент используется несколько методов организации информационного воздействия на человека:
- навязывание стериотипов, или « навешивание ярлыков» - суть этого метода заключается в выработке ассоциации о низменности каких то людей и поступков. Данный метод может применяться для очернения репутации человека, организации, государства;
–« перенос ценностей» – суть этого приема заключается в распространении авторитета того что ценится людьми, на то что преподносит им источник информации;
– «ссылка на человека» – ссылка на человека с высоким авторитетом в обществе или государстве, с целью установки доверительных отношений;
– « перетасовка» - предоставление только положительных или отрицательных фактов, при умалчивании противоположных. Используется для показа привлекательности или непривлекательности какой либо точки зрения. Идеи и т.д.;
– « обратный эффект» - выброс в СМИ большого количества отрицательной информации, которая вызывает жалость, а не осуждение;
– «контраст» – одна информация подается на фоне другой;
– «провокация» – целенаправленное создание событий, которые могут послужить необходимыми информационными поводами;
– «половина информации»- выставляется лишь часть правдивой информации;
–«принуждение» - использование слов и лозунгов, принуждающих к действиям;
–« неодобрение со стороны общества» - используется с целью создания видимости осуждения события обществом;
–« опровержение» - это полное опровержение пропаганды с другой стороны;
– «игнорирование» - этот метод применяется для игнорирования негативной информации с другой стороны.
Существует множество других приемов организации воздействия, например, монополия на вещания в СМИ, подмена источника информации или его скрытие, фальсификация информации о каких либо процессах в обществе и государстве, с целью вызова недовольства у граждан ( например другой стороной для выработки стериотипов по отношению к другой стороне, опираясь на которые, можно проводить какие либо действия).
Отдельно стоит вспомнить « Окно Овертона». Суть этого метода заключается в том, что совершенно чуждые обществу идеи, которые вызывают в нем осуждение или презрение, при помощи СМИ представляются как абсолютно нормальные и естественные.
Наиболее точно методы организации информационной войны сформулировал в своих статьях Игорь Панарин, доктор политических наук и действующий член Академии военных наук. При создании этого доклада, мною были взяты за основу его статьи.
Подводя итог, можно сказать о том, что СМИ зачастую используется как средство воздействия, нежели как орган передачи информации о каком либо событии в мире и обществе, информировании и образовании людей. Стоит заметить, что информационная война показала свою эффективность, позволяя к примеру. Контролировать общество или даже посеять вражду между государствами. Во многом действенность этого метода ведение борьбы связана со скрытым характером действия информационного оружия, отсутствия представлений об организации и проведении информационной борьбы. Важно также отметить, что в последние годы этим способом скрытой информационной борьбы пользуются многие страны и организации по отношению к нашей стране, ведь информационное воздействие по характеру не уступает обычному оружию.