ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Европейский Суд по правам человека - это международный судебный орган, который начал свою работу с 1959 года. За время своей работы он приобрел статус одного из наиболее авторитетных органов по защите прав человека.

Правовой основой деятельности Европейского Суда является Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая была принята рядом европейских государств 4 ноября 1950 года.

Предметом рассмотрения Европейского Суда по правам человека являются межгосударственные дела, а также жалобы отдельных лиц.

Российская Федерация ратифицировала Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод Федеральным законом от 30 марта 1998 года. Этот международно-правовой документ вошел в правовую систему России, что предусматривается Конституцией РФ. Конституция Российской Федерации предоставляет отдельным гражданам, а также различным общественным организациям право защиты своих прав в суде. Поэтому данное право распространяется на обращение граждан России в Европейский Суд по правам человека в случае нарушения прав и свобод, гарантированных Европейской Конвенцией.

До принятия изменений в Конвенцию по правам человека, предусмотренных дополнительным Протоколом № 11 в ноябре 1998 года, в европейском Суде была сложная система принятия жалоб. К тому же работа европейского Суда шла не постоянно, а проходила в форме сессий. Большую часть работы по работе с жалобами выполняла Комиссия Европейского суда и кабинет министров. Согласно Протоколу № 11 Европейский Суд по правам человека начал работать на постоянной основе. К тому же он теперь является органом, который сам выполняет судебную функцию, предусмотренную конвенцией.

В состав Европейского Суда входят судьи от каждого государства – участника Конвенции. Все судьи избираются по результатам голосования на Парламентской Ассамблее Совета Европы. Избрание судей происходит на 6-летний срок. Список для избрания формируется из кандидатов, которые выдвигаются от стран, входящих в Конвенцию. Все члены Суда представлены как субъекты в личном качестве, по определению, они не являются представителями интересов какой-то конкретной страны. Права человека, их защита – вот назначение и интерес каждого судьи.

В компетенцию Европейского Суда входят вопросы, связанные с толкованием и применением положений Конвенции к тем жалобам, которые связаны с межгосударственными отношениями и отношениями между отдельным человеком, группой граждан (их объединениями) и государством. К Европейскому Суду может обращаться Кабинет Министров для получения консультативных материалов. Все же основной частью работы Суда является рассмотрение индивидуальных жалоб.

Поэтому обратим внимание на правила подготовки и подачи обращения в Европейский Суд по правам человека. По принятым правилам работы европейского суда, он принимает не все жалобы. Происходит правовая экспертиза жалобы, должна быть обоснована её приемлемость. Выделяются следующие условия приемлемости жалобы для рассмотрения в Европейском суде:

- нарушено одно из прав, которые названы в Конвенции или в протоколах к ней;

- человек обращается за защитой своего, а не чужого права (но в некоторых случаях с жалобой могут обратиться родственники);

- человек исчерпал все внутренние средства правовой защиты;

- жалоба подана в течение шести месяцев с даты вынесения окончательного решения по делу;

- жалоба не является по существу аналогичной ранее рассмотренной в Европейском Суде по правам человека и не является предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования жалоба не является анонимной.

На этом этапе отсеивается большая часть поданных жалоб. Однако если жалоба была принята к рассмотрению, вероятность победы очень высока.

Для того чтобы жалоба была коммуницирована (на языке Европейского Суда - принята), она должна быть правильно подготовлена и пройти первичную экспертизу (отсев) в Секретариате Суда. Необходимо обосновать жалобу, соблюсти формальные критерии приемлемости с учетом вынесенных ранее судом решений в контексте правовых позиций.

В работе с жалобами граждан разных государств, Европейский Суд по правам человека руководствуется, в первую очередь, положениями Конвенции. Что касается норм законодательств отдельных стран, то они для Суда имеют вторичное значение. Российские юристы сталкиваются с ситуациями, когда рассуждения Европейского Суда по правам человека основываются не столько на формальном соблюдении прописанных в законе процедур, а на реальном нарушении прав человека. Причем, Европейского Суда по правам человека, сам факт нарушения прав и свобод устанавливает на основе своей собственной системе критериев.

Жалоба может быть предметной, если в ней зафиксировано нарушение прав и свобод, гарантированных Конвенцией, а также случаи, которые предусмотрены дополнительными протоколами. Правовой смысл юрисдикции Европейского Суда заключен в правовых основаниях деятельности Суда на основе положений Конвенции. Европейский Суд не имеет права рассматривать те жалобы, которые не касаются нарушения прав, зафиксированных в европейской Конвенции.

При составлении жалобы заявитель обязан ссылаться и указывать на конкретные статьи Европейской Конвенции, которые, по мнению заявителя, имели место быть нарушенными. Если указывается нарушенное право, которое не оговорено в Конвенции, то Европейский Суд по правам человека такие жалобы не рассматривает.

Кроме того, факт ратификации Европейской Конвенции по защите прав и свобод человека, является правовым основанием принимать и рассматривать жалобы против этих государств. Если государство не ратифицировало Конвенцию, то против него нельзя подавать жалобу. Кроме того, могут встречаться ситуации, когда государство ратифицировало Конвенцию, но не ратифицировала дополнительный протокол, то против такого государстве невозможно принимать решение по тем позициям, которые оговорены в данном протоколе.

Если событие, о котором идет речь в жалобе, произошло до подписания государством Конвенции или дополнительного протокола (протоколов), то Европейский суд такую жалобу рассматривать не будет. К примеру, в нашем случае, защита права россиян на социальное и пенсионное обеспечение в европейском суде может происходить только по случаям, датированным после 5 мая 1998 года.

Существенным моментом является то обстоятельство, что в жалобах должны отражаться случаи нарушения прав человека, за которые несут ответственность органы публичной власти России. Это касается органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Если в жалобе фигурируют в качестве ответчиков частные лица или организации, не являющиеся структурами публичной власти, то Суд не имеет права принимать такую жалобу к рассмотрению.

Согласно статье 34 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения со стороны государств-участников Конвенции (они называются в Конвенции Высокими Договаривающимися Сторонами) их прав, признанных в данной Конвенции или в Протоколах к ней.

В жалобе заявитель должен указать свое имя, место жительство, место и дату рождения, род занятий. Обращения в Европейский Суд по правам человека по правам человека не должны быть анонимными, такие обращения не будут рассматриваться Европейским Судом по правам человека.

Компетенция Европейского Суда по правам человека имеет право:

- рассматривать индивидуальные и межгосударственные жалобы, поданные в Европейский Суд по правам человека против одного или нескольких государств-членов Совета Европы или против Европейского союза;

- признавать факт того, что было нарушено то или иное право заявителя;

- присудить выигравшему заявителю справедливую компенсацию;

- толковать Конвенцию о защите прав человека и основных свобод;

- рассматривать запрос комитета министров Совета Европы по вопросу о том, не нарушило ли государство-ответчик своё обязательство по исполнению постановлений (решений) Европейского суда по правам человека;

- давать толкование ранее вынесенному постановлению по запросу Комитета Министров Совета Европы;

- выносить Консультативные заключения о толковании Конвенции о защите прав человека и основных свобод, по вопросам, не связанным с рассмотрением дел.

- устанавливать факт того, что какое-либо нарушение в определенном государстве носит массовый характер из-за системной проблемы, в связи с чем предписывать этому государству предпринять меры по исправлению этого недостатка;

Европейский Суд выносит три основных вида решений:

- решение о неприемлемости, оформленное в виде письма, адресованного заявителю;

- окончательное решение по делу, в переводе на русский, именуемое постановлением; только в этом документе Европейский Суд может признать нарушение прав человека.

- решение о неприемлемости или приемлемости жалобы в виде отдельного мотивированного документа, в переводе на русский, именуемого собственно «решением»;

Очень часто граждане, получая от Секретариата Суда ответ, думают, что их жалоба зарегистрирована и считают, что суд принял их жалобу к производству и готов его рассмотреть. Это неправильный вывод. Суд готов рассмотреть жалобу только после тщательного изучения (если все критерии соблюдены) в результате этого исследования примет положительное решение по вопросу о приемлемости или частичной приемлемости. На все это уходит около 2-3 лет.

Решения суда являются окончательными и не подлежат обжалованию. Эти решения являются обязательными для государств – участников, но сами решения не будут автоматически отменять противоречащее ему решение суда государства. Государство обязано принимать все необходимые меры для приведения правового состояния в соответствие с требованиями Конвенции. Ответ на вопрос о том, как сделать это, должно дать само государство. Например, можно возобновить судебный процесс, чтобы принять решение о выплате денежной компенсации или изменения порядка правового урегулирования. Если само дело или нарушение исключает возможность принять конкретных мер, то на основании статьи 50 Конвенции, необходимо надлежащим образом компенсировать ущерб.

Таким образом, Европейский суд по правам человека стал правовой реальностью для стран – членов Совета Европы. Решения, принятые по жалобам против России, могут способствовать изменению правовой ситуации в нашей стране.

Список использованной литературы:

1. Декларация прав и свобод человека и гражданина. Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920-1. [Электронный ресурс] URL: http://moskv.ru/laws/fulltext/show/id/2 (дата обращения: 23.03.2016).

2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 8 января 2001 г. – № 2. – ст. 163.

3. Протокол №11 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод «О реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией» (Страсбург, 11 мая 1994 г.).

4. Абдрашитова В.З. Прецедентный характер решений Европейского Суда по правам человека // Московский журнал международного права. 2015. – № 9.

Просмотров работы: 918