Наркомания затрагивает все сферы человеческой жизнедеятельности, препятствует духовному, эмоциональному, интеллектуальному развитию личности в связи с тем, что человеческое сознание сужается до удовлетворения только одной потребности – поиска и приема наркотиков. Наркоман представляет опасность для общества различными формами девиантного поведения, вытекающими из факта приобретения наркотиков и их употребления. Распространение наркомании приводит к социодеструктивным функциям в обществе и представляет прямую угрозу для социальной структуры.
Человек, попадая в наркотическую зависимость, со временем утрачивает фундаментальные качества суверенной личности. Он не в полном объеме выполняет или вообще перестает выполнять ранее присущие ему социальные роли. Для него становится главным одно: приобретение и употребление наркотиков. Эта страсть ведет его по жизни, определяет его поступки, поведение, настроение, помыслы. Наркотическая зависимость управляет человеком и во многом часто решает его судьбу, лишая его способности контролировать свое поведение, изменяя всю систему потребностей и его интересов. Даже разрозненные данные официальной статистики дают основание утверждать, что на территории нашей страны уже развился достаточно мощный нелегальный наркобизнес. И это обстоятельство вызывает обоснованную тревогу не только в нашей стране, но и за рубежом. Так, на Втором Всемирном конгрессе «В ХХI в. без наркотиков. Мировое сообщество – нет наркотикам», состоявшемся 26 июня 2003 г. отмечалось, что согласно данным Международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом, потенциальная емкость российского наркорынка оценивается в 9–10 млрд. долл., а его рентабельность достигает 500 %. Причем около 50 % ежегодного оборота этого рынка – 2,5 млрд. долл. – приходится на детей, подростков и молодежь, приобретающих наркотики.
В Советском Союзе, а также в Российской Федерации долгое время молодежная наркомания не являлась объектом внимания как со стороны государства, так и научной общественности. Но ситуация изменилась, начиная с 2000 г., когда в нашей стране было взято под наблюдение и впервые установленным диагнозом «наркомания» более 11 тыс. подростков. По данным Госкомстата России за последующие 5 лет число детей, больных наркоманией уже увеличилась более чем в 5 раз.
По сведениям сотрудников Центра социологических исследований Минобразования и науки РФ, суммарные расходы несовершеннолетних и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет на приобретение наркотических средств, алкогольных напитков и табачных изделий уже в 2003 году составили 251 млрд. 278,9 млн. руб. или 8 млрд. 816,7 млн. долл. США. С учетом вышеприведенных сведений о затратах молодежи на приобретение спиртных и табачных изделий в том же году на наркотики приходится 3 млрд. 649,3 млн. долл. США, почти в 2,5 раза больше на каждую группу вышеназванных источников аддиктивности отдельно. И это соотношение остается практически неизменным на протяжении последних лет за исключением растущих расходов и на спиртное, и на наркотики по многочисленным причинам и, в первую очередь, за счет увеличения численности потребителей. Поэтому вполне обоснованным является мнение о том, что незаконный оборот наркотиков достиг масштаба национального бедствия. Годовой же доход наркобизнеса, по данным российских экспертов, составляет четверть годового бюджета России. Мы, естественно, ориентируемся на данные отечественных специалистов. Но даже, может быть, заниженные сведения означают, что в стране идут два финансовых потока. Один работает на все общество, а другой — на небольшую группу людей, поэтому наркоденьги, никогда не превратятся в зарплату, пенсии, пособия, стипендии, не обернутся вкладами в жилье, науку, культуру, образование, здравоохранение, призрение малолетних сирот, беспомощных стариков и т.д.
Употребление наркотиков стало не просто массовым, а приобрело характер пандемии, то есть повальной эпидемии, способной охватить все население, если на ее пути не поставить серьезных преград и, в первую очередь, в сфере производства и распространения наркотиков, о масштабе которых можно судить, например, по объему изъятых сотрудниками Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков в России в 2006 г. – более 92 т. В этом же году правоохранительными органами было выявлено 212019 преступлений в этой сфере.
Сколько всего наркоманов в нашей стране, да, впрочем, и в мире, определить сложно. В России система учета складывается следующим образом. Медики учитывают обратившихся к ним за помощью. В правоохранительных органах учитываются те, кто совершил какие-либо противоправные действия, связанные с наркотиками. Таможенники и пограничники своими методами отслеживают и регистрируют лиц, связанных с распространением наркопродукции, включая контрабандный ввоз ее из разных стран. Синтезируют эти показатели социологи, в том числе, социологические службы при управленческих органах страны и регионов. Во многих городах России в последнее десятилетие стали проводиться опросы населения для выявления факторов употребления-неупотребления наркотиков, отношения к проблеме наркомании. Правда, войти в доверие к употребляющим наркотики не так просто, но у опытных социологов это получается. И тогда, если группы людей для опроса подобраны правильно (в социологии это называется «выборкой»), полученным результатам можно доверять.
Обратимся к медицинским показателям. За период, например, с 1985 по 1995 г. число зарегистрированных наркоманов в России возросло в 5 раз. В последующие годы, вплоть до 1999 г., число регистрируемых с диагнозом «наркотическая зависимость», т.е. наркомания, ежегодно увеличивалось в полтора-два раза. По официальным данным Минздрава РФ, в 1998 г. только обратившихся за медицинской помощью, чтобы избавиться от наркозависимости, насчитывалось около 250 тысяч человек. В первой половине 1999 г. таковых насчитывалось уже более 400 тысяч. Эти цифры, конечно, не отражают реальной ситуации. Согласно экспертным заключениям, в том числе, и экспертов Минздрава РФ, число лиц, обращающихся за медицинской помощью, соотносится с истинным числом больных наркоманией как 1 к 10.
Анализируя комплекс показателей, эксперты пришли к выводу, что на начало 1999 г. в России было свыше 2,5 млн. наркоманов «со стажем», т.е. принимающих наркотики 2—3 года и более. Это один из самых высоких показателей в Европе как по абсолютным данным, так и по темпам прироста наркозависимых граждан. Но это лишь вершина айсберга, основная часть которого от прямого наблюдения скрыта, и вычислить ее можно, лишь применяя комплекс дополнительных показателей.
Следует также отметить еще одну тревожную тенденцию среди лиц, употребляющих наркотики: увеличение доли женщин. Так, если в конце 1980 гг. в СССР среди употребляющих наркотики женщины составляли 6,8 %, то в 2007 г. в отдельных регионах России она достигла 14 %, а доля женщин, совершивших преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, составила в 2005 г. – 27 %, в 2006 г. – 24 %, в 2007 г. – 23 % по отношению к осужденным за эти преступления мужчинам.
В России гораздо быстрее, чем в других странах происходит переход от разного рода псевдонаркотиков к собственно наркотикам. Опрос группы начинающих наркоманов показал, что на это уходит не более месяца. Им, особенно подросткам, довольно скоро приедается «легкая дурь», и они переходят на «тяжелую». Они еще не понимают, что попросту привыкают к наркотикам и испытывают неодолимую тягу к ним. Научно определенной разницы между «легкими» и «тяжелыми» наркотиками нет. Но такое разграничение принято и у потребителей наркотиков, и у распространителей наркопродукции. Поэтому мы применим этот термин условно, лишь для обозначения роста численности лиц, уже зависимых от сильнодействующих наркотиков, таких, например, как героин. Так, в 1997 г. среди больных опийной наркоманией, находившихся на стационарном лечении в Московском НИИ наркологии (среди пациентов этого НИИ жители всех регионов России), героинозависимые больные составляли меньше 30 %. Через год этот показатель поднялся до 75 %, т.е. число больных героиновой наркоманией возросло в 2,5 раза. Эта тревожная тенденция сохраняется и в настоящее время. Подавляющее большинство наркоманов составляли лица в возрасте до 30 лет. Эти показатели ярко отражают общую тенденцию роста темпов наркотизации страны.
Эта тенденция сохраняется и в настоящее время. Так, рядом аналитиков отмечается:
рост опийной наркомании, героиновая «эпидемия» угрожающих масштабов. В частности, в 2006 г. спрос на препараты конопли и героина составил 71,8 % рыночного спроса, курение и внутривенное потребление наркотиков составляли 74 % (от потребления наркотиков всеми основными способами);
снижение доли употребления «легких» наркотиков и рост высококонцентрированных препаратов, вызывающих привыкание после 3–4 раза. При снижении в общем объеме изъятых наркотических средств доли марихуаны и соломки мака на 4,6 %, удельный вес гашиша и опия вырос в 2,5 раза, кокаина – в 10 раз, героина – в 23 раза;
увеличение распространения синтетических наркотиков;
увеличение употребления наркотиков внутривенно.
Подводя итоги, можно отметить, что наркомания разрушает все слои общества. Молодое поколение, в отличие от людей старшего возраста, не имеет жизненного опыта, труднее адаптируется к изменившимся условиям. Ситуация усугубляется тем, что социальные институты, призванные содействовать социализации личности, сами развиваются недостаточно интенсивно. Определенная, нередко значительная часть молодежи, употребляющая наркотики, провоцируется к противоправным действиям дезорганизацией ряда сфер общественной жизни, размытостью, а зачастую и циничным попранием нравственных норм и ценностей власть «имущими».