ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОВЗ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОВЗ

Пудовкина Н.А. 1, Некрасова О.А. 1
1БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном обществе тема толерантности стала одной из наиболее актуальных и востребованных. Она содержит множество проблем, обсуждается на различных уровнях, рассматривается в разных аспектах. Определение и понимание самого феномена «толерантности» приобретает особый смысл как необходимый начальный период в планировании и развертывании деятельности гражданского общества по укоренению его основных принципов. Известно, что общество в своем историческом развитии выступало сложноорганизованным организмом, характеризующимся многохарактерностью и многоструктурностью, включающим разные этносы, политические и социокультурные организации. Стоит отметить, что отношения между этими общностями определялись как различными притязаниями, вызывающими конфликты, войны, так и меняющимися потребностями в объединении, союзе.

Проблема формирования толерантности волновала многих ученых: Р.С. Буре, С.А. Козловой, Л.А. Парамоновой, С.В. Петериной и т.д., исследующих особенности воспитания дошкольников, многие десятилетия.

Все они отмечали, что толерантность (или терпимость) это стремление и способность к установлению и поддержанию единства с людьми, отличающимися в некотором смысле от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых суждений. Толерантность является трудным и редким достижением, так как фундаментом сообщества является родовое сознание. Мы объединяемся в одной общности с людьми, имеющими взгляды, интересы и убеждения, схожие с нашими, или с людьми, разговаривающими на том же языке, что и мы, имеющими ту же культуру, относящимися к той же этнической группе, что и мы. На протяжении всей человеческой истории главным, что объединяло людей в сообщества, было общность языка и чувство этнического сходства. Но, с другой стороны, у людей вызывают страх или агрессию «другие» – те, кто отличается от на нас. Различия между людьми могут быть на разных уровнях: биологическом, культурном или политическом [2].

К великому сожалению, в настоящее время мы видим, что дети с нормальным уровнем психофизического развития не готовы принять детей с ОВЗ. Существует проблема негативного отношения к детям ОВЗ, поэтому формирование у старших дошкольников толерантного отношения к таким сверстникам является одной из главных задач нравственного воспитания на современном этапе. Отношение к детям, имеющим ОВЗ, чаще всего бывает пренебрежительным или безразличным, ровесники порой не умеют общаться, играть, участвовать с ними в совместной деятельности. Именно в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей умение ориентироваться на огорчения, затруднения сверстников, оказывать им действенную помощь, проявлять сочувствие [1].

Необходимость этой работы обусловлена возрастными и индивидуальными особенностями старших дошкольников. С одной стороны, им характерна активность, любознательность, инициативность, а с другой стороны, у них наблюдается слабо развитая произвольность поведения, им присуща эмоциональность, импульсивность, эгоцентричность. Кроме того, в старшем дошкольном возрасте начинают отчетливо проявляться негативные явления, которые относятся к разряду нетерпимости: агрессивность, конфликтность, насмешки, угрозы, запугивание, изгнание, отчуждение, бойкот, превосходство над другими, стремление утвердиться любыми способами. Это приводит к нежелательным поступкам по отношению к сверстникам, особенно с ОВЗ. Итак, мы видим, что формирование толерантного отношения у дошкольников к ровесникам затруднено в силу возрастных особенностей и ограничено опытом детей [3].

Несмотря на то, что педагоги проводят занятия, рассказывают сказки, рассказы в которых повествуется о доброте, о понимании, терпимости к другим, а на экранах телевизоров показывают великолепно снятые мультфильмы, фильмы, социальные ролики, еще многие дети, неимеющие психофизических отклонений, не готовы принять детей с ОВЗ, что в свою обостряет необходимость формирования толерантного отношения [1].

Данный факт подтверждается и в результате проведенного нами исследования, которое имело цель изучить уровень сформированности у старших дошкольников толерантного отношения к детям с ОВЗ. Исследование проводилось среди детей старшего дошкольного возраста образовательных учреждений г. Сургута, Сургутского района. Всего в исследовании принимали участие 113 человек [4].

В процессе исследования были проведены: опросник «Изучение толерантности детей дошкольного возраста по отношению к детям с ограниченными возможностями», методика «3 улицы» (А. Ю. Пасторовой, В. Ю. Ивановой), «Рисунок человека» (по тесту «Рисунок человека» К. Маховер).

С помощью опросника «Изучение толерантности детей дошкольного возраста по отношению к детям с ограниченными возможностями» исследовался уровень сформированности когнитивного компонента толерантного отношения у детей старшего дошкольного возраста к сверстникам с ОВЗ.

По результатам опросника можно увидеть, что только 20 % детей имеют достаточно полные представления о детях с ОВЗ. Они хорошо информированы о правилах поведения в обществе таких детей, стараются понять их эмоции и желания; проявляют интерес к взаимодействию с ними, хотят оказать им помощь и готовы к выстраиванию взаимоотношений. Самыми яркими и часто встречающимися ответами были: «Я хорошо вижу и слышу. Я могу бегать, прыгать и петь, танцевать. А эти дети не могут. У них не слышат ушки. Наверно, они глухие. Некоторые дети не могут ходить, только ездить на специальной коляске», «Если ребенок не видит, то нужно помочь ему перейти туда, куда он хочет, подать ему игрушки, стульчик» и т.д.

Большинство детей: 65 % детей показали средний уровень сформированности толерантного отношения к детям с ОВЗ. Эти дети имеют фрагментарные представления о детях с ОВЗ. Они мало информированы о правилах поведения с такими детьми, лишь частично понимает их эмоции и желания, проявляет фрагментарный интерес к взаимодействию. Кроме того, у них не появляется желание помогать таким детям, готовность к выстраиванию взаимоотношений с такими детьми нестабильна. Популярным ответом на вопрос был следующий: «Этот мальчик катается на коляске, ходит с палочками и т.д.», «У нас во дворе есть такой мальчик, который заикается. Я его не очень понимаю, поэтому я не хочу с ним играть» и т.д.

Среди детей, которым предлагались диагностические задания, были и те, которые показали низкий уровень сформированности толерантного отношения к детям с ОВЗ: 15 % детей. У детей данной категории не сформированы представления о детях с ОВЗ. Дошкольники не смогли ответить на вопросы о детях с ОВЗ, изображенных на рисунках. Они не информированы о правилах поведения в обществе таких детей, не понимает их эмоции и желания. Отсутствует интерес и желания вступать с ними в контакт. Эти дети не готовы к выстраиванию взаимоотношений с детьми с ОВЗ. Можно было встретить следующие ответы: «Я не хочу играть с этим ребенком» и т.д.

С помощью методики «Рисунок человека» (по тесту «Рисунок человека» К. Маховер) мы хотели определить эмоциональный интерес к ребенку с ОВЗ, какими дошкольники видят такого ребенка, как воспринимают его. По результатам видно, что 35 % дошкольники нарисовали ребенка-инвалида в черном цвете/ только спиной/ вообще нет ребенка/ печального/ плачущего, а обыкновенного ребенка в радужных красках и веселого. В основном это такие дошкольники, которые не когда не общались с детьми с ОВЗ, бояться их или просто не знают или не хотят общаться с ними. 65% детей нарисовали таких детей в радужных красках, улыбающихся, некоторые даже без особых отличий от обыкновенных детей. Они не выделили значимых различий между обычным и особым ребенком. Такие дети имеют опят общения с такими детьми, воспринимают их равными и хотят с ним дружить, помогать.

С помощью результатов методики «3 улицы » (А. Ю. Пасторовой, В. Ю. Ивановой) предполагалось оценить психологическую дистанцию, на которую дошкольники готовы «приблизить» ребенка с ограниченными возможностями здоровья в различных условиях (играть вместе, сидеть вместе, дружить, жить по соседстве).

Дошкольники которые не общались с детьми-инвалидами, и не знают хотят они общаться или нет с ними в основном отдаляли себя от них. А те, кто общался или воспринимают таких детей равными себе, наоборот приближали к себе.

Таким образом, выясняется, что отсутствии реального опыта взаимодействия у дошкольников с детьми с ограниченными возможностями здоровья влияет на их восприятие, может возникнуть негативизм, страх к таким детям, тем самым увеличиться психологическая дистанция, барьер принятия. Этого процесса не будет наблюдатся, если дошкольник, неимеющий психофизические отклонения будет регулярно общатся с детьми с ограничеными возможностями здоровья.

Подводя итоги нашего исследования можно, сделать вывод, что результаты исследования показали низкий уровень сформированности у старших дошкольников толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Это говорит о том, что необходимо формировать и закреплять устойчивые отношения к детям с ОВЗ, устраняя при этом негативное отношение к ним. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в общении, психологической поддержке и не должны чувствовать себя непринятыми современным обществом. Одной из основных задач работников ДОО является – научить детей дошкольного возраста толерантно относиться друг к другу. Эта задача выполнима при условии поэтапно организованной работы и приложении достаточных усилий со стороны всех участников образовательного процесса.

Кроме того, полученные результаты показывают, что регулярный опыт непосредственного взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья и их семьями позволяет и детям и взрослым формировать более благожелательные и гуманные отношения к ним. В иных условиях никакая работа по формированию толерантного отношения не уберегает детей с самого младшего возраста от незаметного усваивания негативного и дистанцированного отношения к людям с ОВЗ.

Список литературы:

  1. Алехина, С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография [Текст] / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина. –Красноярск, 2013. –С. 71 -95

  2. Колесникова, О.А. Витагенный опыт как средство умственного развития дошкольников / О.А. Колесникова // дис. … канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2002. – 185.

  3. Чуйкова, И.В., Некрасова, О.А., Коротовских, Т.В. Изучение уровня сформированности толерантного отношения дошкольников к детям с овз в условиях инклюзивного образования/ И.В. Чуйкова, О.А. Некрасова, Т.В.Коротовских // European Social Science Journal. 2017. № 1.

  4. Овсянникова, О.А. Формирование толерантного отношения дошкольников к сверстникам средствами искусства / О.А. Овсянникова// автореф. дис. … канд. пед. наук.– Екатеринбург, 2003. – 28 с.

Просмотров работы: 698