ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Касумова Х.М. 1, Некрасова О.А. 2
1БУ ВО ХМАО-Югра СурГПУ
2БУ ВО ХМАО-ЮГРА СурГПУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Приоритетным направлением развития системы государственной помощи детям с особыми нуждами является создание оптимальных условий для их обучения и воспитания, прежде всего – создание общей безбарьерной образовательной среды и реализация интеграционного подхода.

У детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) социализация приобретает особое значение, так как создает реальные возможности для коррекции и компенсации нарушенных функций, обеспечивает приобщение ко всему, что доступно нормально развивающимся сверстникам. Вместе с тем, как показывают многочисленные наблюдения и специальные исследования, дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают существенные трудности при вхождении в общество.

Исследования показывают, что особенности данной категории детей препятствуют спонтанному складыванию отношений и взаимодействий со сверстниками.

Социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста характеризуется своеобразием, которое оказывает неблагоприятное влияние на становление их взаимоотношений с взрослыми и сверстниками и делает необходимым определение специальных условий и содержания коррекционной помощи, направленной на усвоение социального опыта и развитие системы социальных связей.

Социальная адаптация – это процесс эффективного взаимодействия личности с социальной средой. Необходимо отметить, что социальная адаптация представляет собой начальную стадию социализации личности, которая совпадает с периодом детства. На этой стадии происходит вхождение ребенка в мир людей: овладение элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями, усвоение простых форм деятельности. Это побуждает исследователей к разработке инновационных проектов, моделей, форм, содержания образования, поиску новых эффективных технологий в оказании индивидуальной помощи каждому ребенку.

В системе дошкольного образования к настоящему времени складывается устойчивая тенденция к интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в среду нормально развивающихся сверстников.

Сегодня инклюзивное образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями и нормально развивающихся сверстников. Организация психолого-педагогического сопровождения интегративного процесса можно рассматривать как одно из основных условий и составляющих успешности интеграции [3].

Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний. Отличие инклюзивного образования от интегративного заключается не только в адаптировании образовательной среды к индивидуальным особенностям ребенка и доступности образования для всех, но и в использовании ресурса взаимопомощи, взаимоподдержки, взаимообучение [4].

Так, например, Н.Н. Малофеев и Н.Д. Шматко считают, что система сопровождения детей с ОВЗ в условиях специального и общего образования является необходимым условием интеграции, которая призвана помочь таким детям адаптироваться к современным социальным условиям и сформировать в обществе толерантное отношение к ним [4].

Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в условиях инклюзии - это процесс взаимосвязанной деятельности всех субъектов образования, целью которого является обеспечение эффективного взаимодействия ребёнка с ограниченными возможностями здоровья с социальной средой, способствующего его самоопределению, самоактуализации, самоутверждению, саморазвитию.

Идея об эффективной организации психолого-педагогического сопровождения всех участников инклюзивного образования базируется на основе следующих положений [1]:

  • рассмотрение видового многообразия сопровождения в качестве основы его проектирования и реализации в практической деятельности образовательных учреждений;

  • построение логики процесса сопровождения на основе определения взаимосвязанных этапов: стратегии, тактики и технологии;

  • разработка конкретных технологий, адекватных методов, приемов и средств применительно к условиям вышеназванных образовательных учреждений;

  • совершенствование процесса сопровождения социальной адаптации воспитанников в условиях развития интегративной деятельности образовательных учреждений.

Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные образовательные учреждения.

При таком подходе объектом сопровождения выступает образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс), предметом деятельности является система отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой, их развитие, коррекция, восстановление.

Выделенные ключевые позиции позволяют определить следующие принципы сопровождения участников образовательного процесса в условиях инклюзивного образования [2]:

  • гуманизации содержательно-процессуальных сторон образовательного процесса;

  • комплексного, междисциплинарного подхода к решению любой проблемы развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

  • личностной направленности целостного процесса сопровождения;

  • вариативности программ и подходов в учебной и воспитательной работе;

  • многообразия видов индивидуальной и коллективной деятельности с учетом интересов и возможностей как детей с ограниченными возможностями здоровья, так и детей с нормальным психофизическим развитием;

  • профессионализма и компетентности педагогов, действующих в режиме интеграции;

  • содружества, сотворчества педагогов, родителей, воспитанников в организации учебно-воспитательного процесса, его индивидуализации и дифференциации;

  • позиции специалистов системы сопровождения «на стороне ребенка», защите его интересов и прав;

  • гарантии непрерывного сопровождения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе;

  • учета региональных особенностей, социокультурной и экономической ситуации, сложившейся в локальном социуме.

В целом успешность процесса сопровождения зависит от ряда условий [3]:

  • раннего выявления и ранней социально-психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии детей;

  • наличия необходимого программно-методического и кадрового обеспечения в дошкольных и школьных образовательных учреждениях общего типа;

  • дифференцированного построения учебно-воспитательного процесса, высокой вариативности, гибкости учебного плана и образовательных программ; применения в рамках учебно-воспитательного процесса специальных приемов и методов коррекционно-реабилитационной работы, их разумного чередования;

  • формирования и поддержания благоприятных межличностных отношений в детском коллективе, а также между педагогами и детьми, педагогами и родителями;

  • жесткого соблюдения требований охранительного педагогического режима (конструирование щадящей организации режима учебной работы и рационализация отдыха детей, предупреждающие возможность перегрузки учебными занятиями);

  • архитектурной приспособленности и материально-технической оснащенности образовательных учреждений с учетом особенностей развития детей с ограниченными возможностями;

  • законодательного закрепления механизмов реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, совокупность этих условий будет способствовать созданию и функционированию эффективной системы сопровождения инклюзивного образования детей, реализации их реабилитационного и интеграционного потенциалов.

Среди основных общих задач психолого-педагогического сопровождения в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья можно выделить [2]:

  • предупреждение возникновения возможных проблем развития ребенка;

  • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

  • разработки индивидуальных образовательных маршрутов;

  • психологическое обеспечение образовательных программ;

  • формирование адекватной самооценки;

  • охрана и укрепление физического и психологического здоровья;

  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов;

  • формирование толерантного отношения в обществе к лицам с ограниченными возможностями.

В зависимости от ступени инклюзивного образования содержание психолого-педагогического сопровождения имеет свою специфику [1].

На этапе начального школьного образования — определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе в условиях инклюзии, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитии творческих способностей.

На этапе обучения в основной школе — сопровождение перехода подростка с ограниченными возможностями здоровья в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения.

На этапе обучения в старшей школе - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения.

При этом особое внимание необходимо уделять переходным этапам в развитии и образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, что предполагает выделение уровней сопровождения [3].

Уровень класса (группы). На данном уровне ведущую роль играют тьютор, классный руководитель, учителя, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития в условиях инклюзии. Основная цель их деятельности - предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций в процессе взаимодействия с участниками образовательного процесса, развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций.

Уровень учреждения. На данном уровне работа ведется педагогами- психологами, учителями-логопедами, педагогами–дефектологами, социальными педагогами (в оптимальном варианте объединенными в службу, консилиум и т. д.), выявляющими проблемы в развитии интегрированных детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками.

Возможным вариантом является сопровождение образовательною процесса специалистами ППМС-центра на основе договора с образовательным учреждением. Специалист сопровождения принимает участие в разработке образовательной программы учреждения, программы развития, проектировании системы управления, проводит экспертизу и анализ планов учебной и воспитательной работы и т.д.

Профилактическое направление. Цель деятельности специалистов в рамках этого этапа работы - предупреждение возможного неблагополучия в психическом развитии воспитанников: психофизических нагрузок, эмоциональных срывов и т.д. Создание максимально благоприятных условий для гармоничного развития личности ребенка.

Диагностическое направление. Специалисты сопровождения (педагог- психолог, социальный педагог, педагог, учитель-логопед, педагог- дефектолог, медицинские работники выявляют особенности развития ребенка (каждый в сфере своей компетенции) сформированности у него определенных новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и др.

Консультационное направление. Специалисты сопровождения оказывают помощь всем участникам инклюзивного образовательного процесса в решении возникших проблем и проблем, выявленных в процессе работы с ребенком. Также предполагается консультирование детей и воспитателей по результатам диагностики и социологических исследований.

Коррекционно-развивающее направление. Коррекционно-развивающая работа с детьми должна осуществляться на основе теории интеграции образования, личностно-ориентированного подхода, на принципах научности, системности, учета структуры дефекта, компенсаторных возможностей каждого ребенка. Особое внимание уделяется обогащению и расширению конкретного чувственного опыта, знаний, формированию коммуникативных умений. Развивающие занятия стимулируют формирование познавательных процессов - памяти, внимания, мышления, речи, а также способствует становлению интересов детей в условиях инклюзивного образования.

Социально-развивающее направление. Ориентировано на создание развивающей среды в учреждении, развитие склонностей, способностей, интересов интегрированных детей.

Таким образом, организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации инклюзивного образования при соблюдении всех условий организации обеспечить эффективное взаимодействие «особого» с социальной средой, способствующего его самоопределению, самоактуализации, самоутверждению, саморазвитию.

Список литературы:

  1. Алехина С.В. Организация образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации.// МГПУ – М, 2012. – С.82.

  2. Игровые технологии в комплексной работе с «особым» ребенком. Сб. науч.-метод, материалов / Под ред. А.К). Белогурова, О.Е.Булановой, Н.В.Поликашевой. - М.: «Федеральный институт развития образования», 2013. -275 с.

  3. Коротовских Т.В., Некрасова О.А., Спирина А.В. Формирование психологической готовности будущих педагогов к реализации инклюзивного образования // Инновации и инвестиции. - 2015. - №3. – С. 156 – 159.

  4. Назарова Н.М. Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М, 2000. –519 с.

Просмотров работы: 1642