ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Кононова А.А. 1
1Московский городской педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность темы исследования. Проблема формирования самостоятельного школьника, который может сам применять имеющиеся знания в незнакомой обстановке, может самореализоваться в любой сфере жизнедеятельности, всегда рассматривалось как одна из основных задач образования. Такая задача не является новой для педагогики. Любой ребенок стремится быть самостоятельным, но не умеет или не может ее проявить преднамеренно. Проблема исследования обусловлена необходимостью развития у младших школьников самостоятельности и недостаточной степенью разработанности методики проведения работы над ней.

Наблюдение на уроках в начальных классах показывает, что младшие школьники в большинстве случаев обращаются за помощью к учителю при выполнении новых для них заданий, а учитель объясняет это недостатком методического обеспечения, помогающего решить данную проблему. Так в результате экспериментальной работы с учащимися 3 «А» класса в количестве 24 человек были определены уровень самостоятельности школьников и критерии, влияющие на его формирование.

Экспериментальное исследование проводилось на уроках окружающего мира в 3 этапа:

1. Констатирующий;

2. Формирующий;

3. Контрольный.

Целью констатирующего эксперимента являлось определение исходного уровня самостоятельности учащихся. Для этого учащимся была предложена анкета, состоящая из 6 вопросов:

1. Часто ли берешь книги в школьной библиотеке?

2. Стал бы ходить в библиотеку чаще, если бы учитель советовал интересные книги?

3. Читаешь ли дополнительную литературу к уроку сам?

4. Интересно ли тебе проводить исследования на уроках?

5. Проводишь научные опыты дома?

6. Часто ли ты эксперементируешь?

После проведения анкетирования были получены результаты, на основании которых была построена гистограмма, представленная на рисунке 1.

Рисунок 1 – Уровень сформированности самостоятельности младших школьников

По результатам анкетирования видно, что дети проявляют интерес к познанию окружающего мира на уроках, но не проявляют инициативу в самостоятельном познании. Для последующего определения формирования самостоятельности был организован формирующий эксперимент. На протяжении трех месяцев, ученикам 3 «А» класса были рекомендованы интересные книги для прочтения, предложены интересные опыты, которые по желанию возможно провести дома. Дети не охотно читали книги, но с удовольствием выполняли представленные опыты. Рекомендованные книги и число школьников, которые взяли их для прочтения, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Рекомендованные книги

Название книги, автор

Число учеников, которые взяли книгу

1

Рей Гибсон, Дженни Тайлер «Делай и играй. Веселые игры»

14

2

Ольга Таглина «Секреты живой природы»

5

3

Татьяна Томилова «Как работает мое тело»

9

4

Ольга Першина «Приключения Проши»

4

5

Гавриил Троепольский «Белый Бим Черное ухо»

3

Увеличение интереса к самостоятельному проведению опытов возросло после того как учащиеся поделились между собой эмоциями и полученными результатами проведенных опытов, что представлено на гистограмме (рисунок 2).

Рисунок 2 – Число учащихся, которые отреагировали на предложенные опыты

На заключительном контрольном этапе была выявлена динамика изменения сформированности самостоятельности у школьников. Для этого в конце четверти учащимся была предложена анкета первоначальная анкета с первого этапа эксперимента. Результаты представлены на гистограмме, представленной на рисунке 3.

Рисунок 3 – Уровень сформированности самостоятельности младших школьников после экспериментального исследования

Анализируя данную гистограмму можно сделать вывод, что систематические рекомендации литературы, интересных опытов повысило самостоятельность школьников. Учащиеся начали проявлять заинтересованность в углублении своих знаний, школьники заинтересовались в самостоятельном проведении опытов.

В результате проделанной работы было выявлено, что для знакомства с окружающим миром, его познания, ориентации в нем, а также упорядочивания собственного опыта необходимо, чтобы школьники в процессе обучения использовали знания, полученные в ходе выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Таким образом, младшему школьнику должны быть созданы все условия для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание. Ведь исследование – главный способ осмысления мира.

Просмотров работы: 417