ОРНАМЕНТАЛЬНОСТЬ В КОСТЮМЕ СТАРООСКОЛЬЯ (КОН. XIX – НАЧ. XX ВВ. ) - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОРНАМЕНТАЛЬНОСТЬ В КОСТЮМЕ СТАРООСКОЛЬЯ (КОН. XIX – НАЧ. XX ВВ. )

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Народная одежда Староосколья Белгородской области (бывшие Курская и Воронежская губернии) является своеобразной неотъемлемой разновидностью общерусского национального костюма с присущими ему характерными особенностями.

Традиционный костюм края был достаточно разнообразен, в первую очередь это относится к женскому костюму. В Осколье бытовали почти все основные комплексы женской одежды, выделенные этнографами на территории России: поневный и сарафанный комплексы, с домотканой юбкой (андараком) и «парочка» (кофта-юбка).

Важной особенностью костюма была ее исключительная декоративность, которая достигалась сочетанием тканей разного качества и цвета, вышивкой, узорным ткачеством и кружевоплетением. Причем, украшения одежды всегда имело определенное назначение и смысл, связанные с верованием и мировоззрением наших предков.

Во все времена в костюме главным этническим элементом являлся орнамент.

Орна́мент (лат. ornamentum - украшение) – узор, основанный на повторение и чередование составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов, архитектурных сооружений, произведений пластических искусств (главным образом прикладных).

Большое влияние орнамента на современную моду обусловило актуальность нашего исследования, цель которого – изучение орнаментации костюма Староосколья и прогнозирование модных тенденций использования орнамента в качестве принта для оформления текстильных материалов. Принт – это изображение (рисунок, надпись или фотография), нанесенное определенным способом на ткань (вышивка, прямая печать на ткани, термотрансфер), бумагу или другую поверхность.

История возникновения орнамента

Происхождение орнамента доподлинно неизвестно. В нём запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу или религиозного содержания. В орнаменте, особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение, запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру. Со временем мотивы теряли свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и архитектоническую выразительность. Большое значение в генезисе и дальнейшем развитии орнамента имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира, помогающим осмыслить упорядоченность и стройность действительности. Не только ритм, свойственный многим процессам жизнедеятельности человека и природным явлениям, но и другие закономерности, несомненно, были отражены в орнаментальных мотивах: закон равновесия, когда одно может быть равно множеству, тройственность мира, невероятно значимое явление в мироощущении древних, присутствующая в орнаментальном знаке, имеющем центр, среднюю часть и периферию.

Возникновение орнамента уходит своими корнями вглубь веков, впервые его следы запечатлены в эпоху палеолита. В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему, поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране. Ключевое место в орнаменте занимает символ-знак, используемый в его повторяющихся элементах (рапорте). Для каждого народа свойственно использование в орнаменте собственных символов, отражающих представления о мире, принятые той или иной культурой.

Виды орнаментов

По характеру композиции:

- ленточным;

- центрическим;

- окаймляющим;

- геральдическим.

По используемым мотивам орнаменты классифицируют как:

- антропоморфный орнамент, где в качестве мотивов применяются женские и мужские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека;

- растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр.;

- геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато-пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные специфически орнаментальные мотивы - меандр и т. п.);

- зооморфный, или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных.

Узор

На Руси издревле говорили вместо слова «орнамент» – «узор». Это слово образнее и глубже, так как корни этого слова хорошо проглядываются. Узор – узреть – зреть. И здесь по Далю есть два смысла:- зреть (зрею) вызревать, поспевать, дозревать, созревать, назревать; спеть, приходить в зрелость, доходить, наливаться. Хлеб в поле зреет, яблоки зреют. Зренье, выспеванье набивной на ситцах краски, которой нужно время, чтобы дойти, дозреть; - зреть (зрю), зирать и зревать на что или что, глядеть, смотреть; видеть; понимать, постигать; зреть в корень, то есть постигать суть.

«Узреть» означало дойти, созреть, постигнуть суть. А для украшения существовало слово «украс». И часто на узоры говорили – «украсы», видимо, подчёркивая внешние свойства узора (красивые, украшающие, пробуждающие красоту узоры).

Применение орнамента в костюмах Староосколья

В узорах вышивки отразились представления местных жителей об окружающем их мире, природе, жизни, глубокая вера в добро и мечты о лучшей доле. Известно, что в южнорусской вышивке Белгородской области основным является многоцветный орнамент геометрического характера. Многие элементы геометрического орнамента были символами солнца, воды, женского начала, выражали идею роста. На многочисленных образцах вышивки нашего края наблюдается буйство красок, их сочность и яркость, тяготение к красному цвету.

Использование в вышивке в качестве основного красного цвета является не случайным. В древности красный цвет был символом солнечного света и тепла, знаком добра и красоты. В качестве узорных элементов использовались знаки – символы. Чаще всего это были ромб, круг, крест, квадрат – символы солнца; линии: прямая – земля, волнистая – вода, крутой завиток – знак птицы (рис. 1).

Рис. 1. Варианты вышивки, используемой в костюме Староосколья

Лучшие образцы народной вышивки – драгоценное достояние и наследие местной традиционной культуры. Бережно сохраняют и развивают эти традиции старооскольские мастера декоративно-прикладного творчества, дизайнеры одежды нашего времени.

Использование в современной одежде образцов народной вышивки в качестве принта обуславливается тем, что это является одним из эффективных инструментов дизайнеров одежды в создании новых моделей.

Национальный принт можно считать классикой, т.к. дизайнеры усовершенствовали его до такой степени, что он уместен как в офисе, так и в торжественной обстановке.

Заключение

Наши предки через узоры передавали и постигали Мир вокруг, Суть его, Любовь и Красоту. Кроме того, они знали, что необходимо защищать обережной символикой края одежды (подол, края рукавов, ворот), места швов и жизненно важные места (голова, сердце и.т.д.), так как через эти участки идёт обычно воздействие иных сил.

Вышивкой орнаментов и узоров не только оберегались, но и гармонизировали себя с пространством, выбирая определённые символы и узоры под конкретное место и время. Эту великую мудрость мы, в большинстве своём, почти забыли и постигаем её вновь.

Причины все возрастающего интереса дизайнеров к фольклору основаны на особенностях развития современного общества, когда важным направлением его развития становится возвращение к истокам культуры, возвращение культурных традиций и ремёсел. Особенно остро данная тенденция ощутима в различных областях дизайна, где излюбленным стилистическим решением стало использование этнических элементов.

Список используемой литературы

1. Емельянова М.И. Эволюция русской народной одежды Оскольского края (2-я половина XIX - начало XX века).- Старый Оскол, 2007 г.

2. Беликова Т.П., Емельянова М.И. Живые родники Староосколья: Народная традиционная культура. - Старый Оскол, 2003 г.

3.https://ru.wikipedia.org/wiki/%DHYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82"0HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82"%HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82"9HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82"E%DHYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82"1HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82"%HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82"80HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82"%DHYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82"0HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82"%BD%DHYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82"0HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82"%BHYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82"0HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82"%DHYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82"0HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82"%BC%DHYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82"0HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82"%BHYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82"5HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82"%DHYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82"0HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82"%BD%DHYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82"1HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82"%HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82"82

Просмотров работы: 500