ПСИХОЛОГИЯ ТОЛПЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПСИХОЛОГИЯ ТОЛПЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Psychology crowd Pilic PG Student, University College FG Bove OSU Russian Federation, Orenburg, Russia. Pershin TS scientific adviser teacher of the highest category of University College FG Bove OSU Russian Federation, Orenburg, Russia. Психология толпы Я говорил пред хладною толпой Языком Истины свободной, Но для толпы ничтожной и глухой Смешон глас сердца благородный. А. С. Пушкин  

Термин «толпа» вошел в социальную психологию в период мощного революционного подъема масс в конце XIX-начале XX в. Под толпой психологи в то время понимали, главным образом, слабо организованные выступления трудящихся против эксплуататоров. Австрийский психолог, психиатр и мыслитель, создатель системы индивидуальной психологии Альфред Адлер отмечал: «Разрушение означает для масс освобождение от обстоятельств, воспринимаемых как невыносимые, и которые представляются поэтому предпосылкой к улучшению».

В настоящее время существует множество определений толпы, о ней говорят и упоминают не только психологи и социологи, но и писатели, поэты, художники.

Толпа —бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания – такое определение дает Мокшанский.

Весьма образное определение толпы дал Г. Лебон: «Толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые в разные стороны, а затем падающие на землю».

Я. Щепаньский основываясь, прежде всего, на социологических признаках, полагал, что толпа - это «временное скопление большого числа людей на территории, допускающей непосредственный контакт, спонтанно реагирующих на одни и те же стимулы сходным или идентичным образом».

Согласно другому, психологически более точному определению Ю. А. Шерковина, толпа — это прежде всего «контактная внешне не организованная общность, отличающаяся высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующих крайне эмоционально и единодушно».

Представление о толпе обычно рождается из личного опыта людей. Практически каждый либо бывал в толпе, либо видел ее поведение со стороны.

В толпе проявляется примитивные, но сильные импульсы и эмоции, не сдерживаемые никакими этическими или организационными нормами.

Б. Ф. Поршнев писал: «Толпа — это иногда совершенно случайное множество людей. Между ними может не быть никаких внутренних связей, и они становятся общностью лишь в той мере, в какой охвачены одинаковой негативной, разрушительной эмоцией по отношению к каким-либо лицам, установлениям, событиям. Словом, толпу подчас делает общностью только то, что она «против», что она против «них»».

Один из героев У. Фолкнера так воспринимал толпу, собравшуюся у тюрьмы, где держали негра, обвинявшегося в убийстве белого. Он видел перед собой «бесчисленную массу лиц, удивительно схожих отсутствием всякой индивидуальности, полнейшим отсутствием своего "я", ставшего "мы", ничуть не нетерпеливых даже, не склонных спешить, чуть ли не парадных в полном забвении собственной своей страшной силы...».

Французский исследователь Г. - Лебон выделил деперсонификацию как закономерность, характерную практически для любой толпы и обусловливающую поведение ее членов: «..каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности».

Толпа не однородна. Ученые, делая аэрофотоснимки разных массовых сборищ, пришли к выводу, что толпа собирается по принципу: ядро, периферия. Там, где находится ядро толпы, влияние наиболее сильно, так как аккумулирует эффект заражения. На периферии толпа более разряженная, и влияние заражения снижается.

Для наглядности вспомним толпу поклонниковна рок концерте, наверняка вы замечали, что чем ближе к сцене, тем ряды плотнее, накал эмоций больше, это ядро. Чем дальше от сцены, тем толпа более разряжена и более спокойна, это периферия. Зная этот феномен, для управления толпой, лучше всего использовать именно периферию.

Условно можно выделить некоторые виды толпы:

- окказиональная толпа (от англ., occasion - случайность) - скопление людей, собравшихся поглазеть на неожиданное происшествие, например, наавтомобильную катастрофу;

- конвенциональная толпа (от англ., convention - условность) собирается по поводу заранее объявленного события (рок концерт, футбольный матч);

- экспрессивная толпа (от англ., expression - выражение), ритмически выражающая ту или иную эмоцию: радость, энтузиазм, возмущение. Речь идет о людях, скандирующих лозунг на митинге, громко поддерживающих любимую команду или клеймящих судью на стадионе;

- агрессивная (от англ. аggressive - напористый) - толпа, эмоциональная доминанта которой ярость, злоба;

- паническая толпа (от англ. panic - переполох, тревога) - толпа объята ужасом, стремлением каждого является избегание реальной или воображаемой опасности.

Психологические свойства толпы можно рассматривать с нескольких сторон: когнитивной, эмоционально-волевой, темпераментной, моральной.

В когнитивной сфере толпа - неспособна к осознанию, так каквступает в действие неуправляемый стадный инстинкт, особенно когда ситуация экстремальная или нет лидера. «Нельзя создать человека, поставив овцу на задние ноги. Но можно создать человеческую толпу, поставив на задние ноги стадо овец», - отмечал Макс Бирбом.

Толпа не рассуждает и не обдумывает. Она принимает или отбрасывает идеи целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям. З.Фрейд говорил об этом как о «гипнотической сущности толпы» или «психозе толпы». Она не переносит ни споров, ни противоречий. Толпа не отделяет субъективное от объективного. Будучи консервативной, толпа питает глубокое отвращение ко всем новшествам и испытывает безграничное благоговение перед традициями. Психологическое заражение способствует образованию в толпе особых свойств и определяет их направление. Человек склонен к подражанию. Мнения и верования распространяются в толпе путем заражения.

Приведем простой пример, вы только что вошли и не слышали шутку, однако общее настроение захватывает, и вы тоже от души смеетесь вместе со всеми. Передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне от группы к индивиду и есть принцип заражения, или по научному циркуляционная реакция.

Добавим, что феномен эмоционального заражения не является однозначно негативным или позитивным фактором. Он может сопровождать любое массовое мероприятие, например, концерт твоей любимой рок группы, совместный просмотр фильма, дружеское застолье, игру в Counter Strike и т.п.

Феномен заражения используют и политические деятели, и шарлатаны. Достаточно вспомнить хотя бы деятельность известных финансовых пирамид. Я. Щепаньский писал: «Этот "гипноз" действует сильнее или слабее в зависимости от характера стимулов, вызывающих реакцию толпы, от конкретной общественно-исторической ситуации, в которой собралась толпа, и от индивидуальных черт ее членов».

Механизм распространения паники основан на том же феномене заражения. Истории известен случай, который описывал Назаретян в своих работах. В Первой мировой войне немцы применяли газы - страшное оружие, против которого был бесполезен опыт бывалых солдат, и предсмертные мучения от которого превзошли все виденное ими ранее. Это вызвало чрезвычайную напряженность в войсках. Зафиксированы случаи, когда газов не применяли, но кому-то из солдат что-то казалось, и испуганный крик "Газы!" обращал в бегство целые батальоны.

Формой психологического заражения является азарт болельщиков на стадионах, трудовой энтузиазм, чувство огромной силы и единения на митингах политических партий.

Выделяют ряд условий действия такого «гипноза».

Во-первых, это предварительно существующие устойчивые установки и убеждения.

Во-вторых, это убеждения и склонности, соответствующие лозунгам, побуждающим толпу к действиям.

В-третьих, это молодой возраст и отсутствие достаточного социального опыта.

В-четвертых, это низкий уровень умственного развития и недостаточная развитость интеллектуальных элементов психики, отсутствие привычки анализировать свое поведение, недостаточно сильная воля, нетвердость социально-политических взглядов, отсутствие устойчивых убеждений.

Для эмоционально-волевой сферы толпы характерен эмоциональный резонанс – люди, не просто соседствуют друг с другом, а заражают окружающих эмоциями и сами заражаются от них.

Толпе знакомы только простые и крайние чувства. Различные импульсы, которым повинуется толпа, могут быть великодушными или злыми, героическими или трусливыми, но они всегда настолько сильны, что никакой личный интерес, даже чувство самосохранения, не в состоянии их подавить.

Экстремистская сила толпы направлена на разрушение. Ханна Арендт: «Толпа хочет войти в историю даже ценой разрушения».

Инстинкты разрушительной свирепости дремлют в глубине души почти любого индивида. Поддаваться этим инстинктам опасно для изолированного индивида, но находясь в безответственной толпе, где ему обеспечена безнаказанность, он может свободно следовать велению своих инстинктов. Толпа никогда не дорожит своей жизнью во время возмущения.

У толпы отсутствует критическое отношение к себе и присутствует «нарциссизм» — «мы» безупречны, во всем виноваты «они». «Они» отливаются в образ врага.

Личный интерес очень редко бывает сильным двигателем в толпе, в то время как у отдельного человека он стоит на первом месте. Ещё и безответственность порождает нередко невероятную жестокость агрессивной толпы, подстрекаемой провокаторами.

В темпераментальной сфере психологические особенности толпы проявляются в физической активности - стремление немедленно превратить в действия внушенные идеи и диффузности - отсутствие ясных целей, что порождает — ее легкую превращаемость из одного вида в другой. Томас Карлейль: «Никто не знает, как поступит Толпа, тем более — она сама». Такие превращения часто происходят спонтанно. Знание их типичных закономерностей и механизмов позволяет умышленно манипулировать поведением толпы в авантюристических целях либо в целях сознательного предотвращения ее особо опасных действий.

В моральной сфере толпа может иногда демонстрировать очень высокую нравственность, возвышенные проявления: самоотверженность, преданность, бескорыстие, самопожертвование, чувство справедливости.

Толпа нуждается в религии, так как все верования усваиваются ею лишь в том случае, если они облечены в религиозную оболочку, не допускающую оспаривания. Верования толпы всегда имеют религиозную форму. Хадж – паломничество к священным местам в Мекке и ее окрестностях. Это единственный столп ислама, который совершается строго в определенное время по календарю Хиджры и только на территории Мекки. При исполнении хаджа необходимо соблюдать определённую последовательность действий. Хадж с точки зрения Ислама – одно из лучших деяний для мусульманина. Что же на самом деле происходит в Мекке? Для стороннего наблюдателя это событие представляет собой массовое поклонение, происходящее каждый год. От массовой давки на ежегодном паломничестве в Мекку в Саудовской Аравии, в этом году погибли более 700 человек и пострадали не менее 850. К сожалению, это не первая подобная трагедия. Хадж ежегодно привлекает миллионы паломников со всего мира и включает в себя несколько сложных ритуалов, следовательно, это всегда потенциально опасное событие.

Существует компьютерное моделирование толпы, которое в будущем позволит лучше понять поведение толпы и разработать симуляторы, которые могут сделать подобные мероприятия более безопасными, тем самым избежать катастроф, подобных происшедшей на нынешнем хадже.

А как же ведёт себя индивид в толпе? В толпе индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть ему совершенно не свойственны, если он пребывает в изолированном состоянии:

Прежде всего, это ощущение собственной анонимности. Затерявшись в «безликой массе», поступая «как все», человек перестает отвечать за собственные поступки. Это создает ложное ощущение независимости от организационных связей, которыми человек, где бы он ни находился, включен в трудовой коллектив, семью и другие социальные общности.

В толпе исчезает, растворяется сознательная личность, внушенные идеи характерны для индивида в толпе. И. Губерман - советский прозаик, поэт, получивший широкую известность благодаря своим афористичным и сатирическим четверостишиям, так охарактеризовал толпу:

«Толпа людей — живое существо:И разум есть, и дух, и ток по нервам,И даже очень видно вещество,Которое всегда всплывает первым»

Состояние единения - в толпе индивид чувствует силу человеческой ассоциации, которая влияет на него своим присутствием. Например, человек не может оказать, без ущерба для собственной безопасности, помощь жертве при враждебном отношении к этой жертве самой толпы.

Состояние гипнотического транса в которое впадает человек, пробыв некоторое время среди действующей толпы, напоминает состояние загипнотизированного субъекта. Он уже не осознает своих поступков. Британская писательница и литературный критик Вирджиния Вулфтонко подметила: «Большие сообщества людей — существа невменяемые».

Индивид в толпе приобретает сознание неодолимой силы, благодаря одной только численности. Это сознание позволяет ему поддаться скрытым инстинктам. В толпе он не склонен обуздывать эти инстинкты именно потому, что толпа анонимна и ни за что не отвечает.

В толпе всякое действие заразительно до такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу толпы. Человек оказывается способен на это лишь тогда, когда он составляет частицу толпы. Он безответствен – в толпе у человека полностью утрачивается чувство ответственности, практически всегда являющееся сдерживающим началом для индивида.

У индивида пробуждается социальная деградация – становясь частицей толпы, человек как бы опускается на несколько ступеней ниже в своем развитии. В изолированном положении — в обычной жизни он, скорее всего, был культурным человеком, но в толпе — это скорее варвар (существо инстинктивное). «Когда сто человек стоят друг возле друга, каждый теряет свой рассудок и получает какой - то другой», - так определяет состояние человека в толпе Фридрих Ницше. Ему вторят высказывания других авторов: «У толпы много голов и ни одного мозга» (Томас Фуллер) и Антонио Поркья: «Сто человек вместе — сотая часть человека».

«Чтобы влиться в толпу, вовсе не обязательно выходить на улицу – достаточно, сидя дома, развернуть газету или включить телевизор», - заметил Уистен Хью Оден. Но нужно понимать различие между физической толпой, где люди просто находятся в одном месте и психологической толпой, где людей в физическую толпу объединяет общая цель.

Иван Иванович Лажечников дал совет как не уподобляться толпе, сохранять свою индивидуальность и не терять здравый смысл: «Мудрый не покоряется безрассудной воле толпы, а сам дает ей направление».

«Всякое многочисленное сборище, из каких бы людей оно ни состояло, есть не что иное, как толпа. А когда ты имеешь дело с толпой, ни разум, ни здравый смысл сами по себе никогда ни к чему не приводят: надо обращаться исключительно к страстям этих людей, к их ощущениям, чувствам и к тому, чем они, очевидно, интересуются. Когда все эти люди собираются вместе, у них нет способности к пониманию, но у них есть глаза и уши, которым следует польстить, которые надо увлечь…», - отмечал Ф. Честерфилд

Список использованных источников:

1 Психология масс: учебное пособие /Д.В. Ольшанский, Я. Щепаньский, Г. Лебон и, 3. Фрейд, Б. Ф. Поршнев, Ю. А. Шерковин.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.novsu.ru/

2 Психология толпы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyfactor.org/

3 Душа толпы. Социальная психология: Хрестоматия. / Г. Лебон. – М.: Флинта, 2000. – 42–43 с.

4 Информационная война. Психология толпы / Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru-ci.ru/Psikhologia_Tolpy.html

5 Психология толпы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://v-zhizni.ru/tolpa.php

6 Толпа / Ф. Честерфилд. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D0%BF%D0%B0

7 Цитаты и афоризмы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://citaty.su/

6

Просмотров работы: 1026