Смешанное обучение — это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн. [1, с.15]
В настоящее время в школах преобладает традиционная форма обучения, однако необходимость реализации компетентностного подхода привела к поиску новых форм и методов. В поисках путей решения о повышении качества обучения возникает идея о разработке метода слияния всего лучшего из традиционной формы обучения и использования современных информационных технологий.
На данный момент в школьном образовании существует несколько моделей смешанного обучения: «Ротация», «Перевернутый класс», «Автономная группа», «Смена рабочих зон», «Личный выбор». Эффективность данных моделей подтверждается опытом использования системы НП «Телешкола» (2000-2014 гг.) и LMS «Мобильная Электронная Школа» (с 2014 года) компании «Мобильное Электронное Образование».
Использование технологий смешанного обучения дает значительные преимущества, главным из которых является развитие умений по организации учащимися самостоятельной работы по предмету. Формирование ИКТ-компетентности школьника происходит одновременно с формированием регулятивных универсальных учебных действий, что является актуальной задачей согласно действующим ФГОС ОО.
Смешанное обучение имеет большой потенциал, но на пути его внедрения стоят ряд проблем, требующих решения: необходимость постоянной технической обеспеченности, отсутствие методических рекомендаций по преподаванию в электронной среде, неготовность преподавателей и образовательных учреждений обеспечивать электронное обучение, неготовность информационно-образовательной среды.
Проектирование и реализация смешанного обучения — это актуальная задача современного образования. Практическое решение этой задачи набирает популярность, разрабатываются многочисленные электронные курсы по различным дисциплинам и внедряются в учебный процесс. Основной нерешённой задачей является недостаточность разработки теории и методики использования технологии смешанного обучения.
1. Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение/Открытая школа, Рыбаков фонд. – Москва, 2016.- с.280.