ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В СИСТЕМЕ СРЕДСТВ ИСПРАВЛЕНИЯ, ОСУЖДЕННЫХ В КАЗАХСТАНЕ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В СИСТЕМЕ СРЕДСТВ ИСПРАВЛЕНИЯ, ОСУЖДЕННЫХ В КАЗАХСТАНЕ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ

Кузнецов Н.В. 1, Кумарова А.Б. 1, Жамулдинов В.Н. 1
1Павлодарский Государственный Педагогический Институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В контексте рассматриваемой проблемы необходимо отметить, что Казахстан с 30-х годов 20-го столетия стал страной исправительных лагерей, и сюда стали отправлять для отбывания наказания преступников и т.н. «врагов народа» со всего Советского Союза.

Последствия этой политики таковы, что в местах лишения свободы побывал каждый 35-й гражданин Казахстана, каждый 18-й в возрасте от 18 до 50 лет, каждый 9-й мужчина в одном поколении. Каждая 9-я семья имеет в своем составе ранее судимого [1, с.10].

Проблема состоит в том, что в вышеуказанных исправительных учреждениях содержится значительное число осужденных, которое имеют тенденцию к росту. Об этом свидетельствуют такие факты: на 1 июля 2008 года в учреждениях УИС республики содержалось 49 198 осужденных и 8803 следственно – арестованных, что 4162 человека больше, чем за аналогичный период прошлого года [2, с.4]

Нельзя не отметить и то, что в исправительных колониях Республики Казахстан около 80% (а в воспитательных колониях 100%) от общего контингента составляют лица в возрасте до 30 лет. Представители этой категории осужденных - люди с незавершенным процессом социализации, предполагающей усвоение разнообразных социальных ролей, приобщение к системе социальных связей. Особенно остро проблема постпенитенциарной реабилитации стоит перед освобождающимися из колонии женщинами и несовершеннолетними, в том числе освободившимися из мест лишения свободы по амнистии.[3, с. 22]

На основе изложенного следует заметить, что без создания комплексной системы постпенитенциарной реабилитации, решающей основные проблемы ресоциализации лиц, освободившихся после отбывания срока наказания, говорить о профилактике рецидивной преступности не представляется возможным. В этой связи профессор Чукмаитов Д.С. в Концепции развития уголовно-исполнительного законодательства Республики Казахстан на 2007-2015 годы указывает о назревшей необходимости: - разработать целевую государственную программу на среднесрочную перспективу « О социальной адаптации лиц, содержащихся под стражей и освобожденных из мест лишения свободы» [4, с. 325].

Конституция Республики Казахстан определила Казахстан какдемократическое, светское, правовое и социальное государство, где высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь и достоинство. [5, с. 4].

После обретения независимости наше государство впервые приступает к формированию собственной законодательной базы, важнейшим структурным элементом которой становится разработка правоприменительной основы. Первым юридическим документом, кодифицировавшим нормы исполнения наказания осужденных, стал принятый 13 декабря 1997 г. новый Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан, который вступил в действие с 1 января 1998 года.

Особенность данного кодекса состоит в том, что он регламентирует деятельность не только органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы, но и деятельность органов исполняющих наказания не связанных с лишением свободы.

В статье 2 УИК указано, что «целями уголовно-исполнительного законодательства Республики Казахстан являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденных, предупреждение совершение новых преступлений как осужденными, так и иными лицами».[6]

При этом в статье 7 УИК законодатель впервые дает понятие исправления осужденных как формирование у него правопослушного поведения, позитивного отношения к личности, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития.

Из сказанного следует, что исправление осужденных можно определить как воспитательный процесс, который осуществля­ется с целью социализации личности, т.е. формирования у чело­века определенных свойств, качеств и навыков. Заметим, что исправление осужденных это не обычная социализация, а ее ресоциализация (исправление), предполагающая изменение личности, формиро­вание у осужденного социально позитивных качеств, необходи­мых для правопослушного поведения, причем цели ресоциализации совпадают с целями наказания. Это, на наш взгляд, является осо­бенностью воспитательного процесса.

Кроме того, по нашему мнению, к особенностям воспитательного процесса следует отнести и то, что он осуществляется, как правило, в условиях пребывания личности в социально-негативной среде, а нередко и в кримино­генной обстановке.

Особенность воспитательного про­цесса осужденных отбывающих наказания в виде лишения свободы заключается и в том, что его продолжительность строго ог­раничена в приговоре суда сроком отбывания наказания.

Следует учитывать также и то, что многие вопросы, связанные с реализацией указанного процесса, регулируются нормами уголовно-исполнительного законодательства Республики Казахстан.

Добавим также, что для исправления осужденных согласно требованиям норм УИК Республики Казахстан применяется средства исправления, некоторые из которых присущи только местам лишения свободы.

Говоря о средствах исправления, следует сказать, что они указаны в части 2 статьи 7 УИК, а именно: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно-полезный труд, получение начального, основного среднего, общего среднего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.[6].

При этом, законодатель в статье 7 УИК впервые указывает, что общественное воздействие является одним из основных средств исправления осужденных.

Необходимо заметить, что перечисленные в статье 7 Уголовно - исполнительного кодекса РК (УИК) средства исправления осужденных требуют некоторых смысловых пояснений; поскольку большинство из них не имеет в УИК определений, предполагается, что их смысл знаком и понятен субъектам, применяющим эти средства. К примеру, такие средства исправления, как получение общего образования и профессиональной подготовки, не требуют особых пояснений.

Как видно из анализа норм УИК Республики Казахстан из всех средств, указанных в статье 7 УИК, только для двух законодатель формулирует определение - режима и воспитательной работы. Причем смысл категории воспитательная работа (ч.1ст.105 УИК) во многом повторяет понятие исправления осужденных, и только ей непосредственно вменяется формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение образовательного и культурного уровня.

Вместе с тем, несколько усложнено современное понимание такого средства исправления, как общественно полезный труд, - применительно к тем проблемам, которые решают сейчас производственные предприятия исправительных колоний. Однако на наш взгляд, сложнее других все же обстоит дело с определением содержания такого средства исправления, как общественное воздействие.

Как уже отмечалось выше, к числу основных средств исправления осужденных новое уголовно-исполнительное законодательство Республики Казахстан относит общественное воздействие, под которым, видимо, подразумевается оказываемое на них исправительное воздействие со стороны различных субъектов общественности. Ранее общественное воздействие рассматривалось в качестве одного из принципов исправитель­но-трудового законодательства и деятельности органов и учре­ждений, исполняющих уголовные наказания. Поэтому был на­коплен богатый опыт его применения. Хорошие результаты да­вала, например, шефская работа трудовых коллективов пред­приятий, учреждений, учебных заведений, которая проводилась как во время отбывания осужденными наказания, так и после их освобождения при проведении мер, направленных на ресоциализацию освобожденных. В последние годы эффективность деятельности общественно­сти в сфере исполнения наказания резко снизилась. Неэффек­тивно работают общественные наблюдательные комиссии и комиссии по защите прав несовершеннолетних, редко осуществляется шефство трудо­вых коллективов над исправительными учреждениями, практи­чески прекращена работа общественных воспитателей несовер­шеннолетних и т.д.

В то же время не вызывает сомнения необходимость и полез­ность привлечения различных субъектов общественности к ис­правлению осужденных. И это вселяет уверенность в том, что по мере укрепления государства и пра­вопорядка эта работа будет расширяться. Тем более, что в последние годы появились новые формы и субъекты этого воздействия, в особенности в отношении осужденных, от­бывающих наказания в местах лишения свободы. Вновь возрождаются попечительские советы при воспитательных ко­лониях; все более активно вовлекаются в этот процесс служите­ли различных религиозных конфессий. К местам лишения сво­боды интерес проявляют благотворительные фонды, которые оказывают помощь осужденным не только во время отбывания наказания, но и после их освобождения, а также пресса, депута­ты и т.д. Что, в конечном счете, приводит к одному: на практике вырабатываются новые формы и методы общественного воздействия на осужденных.

Под общественным воздействием, законодатель, предположительно, имеет в виду деятельность общественных организаций и формирований, участвующих в процессе исправления осужденных. В таком понимании упоминаются общественные организации и формирования и в международных нормативных актах. В частности, в статье 61 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными говорится, что «…общественные организации следует… привлекать всюду там, где это возможно, к сотрудничеству с персоналом заведений в целях возвращения заключенных к жизни в обществе. При каждом заведении следует иметь социальных работников, заботящихся о поддержании и укреплении желательных отношений заключенного с его семьей и могущими принести ему пользу социальными организациями» [7, с. 15].

Нельзя не отметить и то, что в п. 1.2 Стандартных минимальных правил также сказано, что следует поощрять «более активное участие общественности в осуществлении правосудия…в обращении с правонарушителями…» [7, с. 221].

Заметим, что определение термина «общественное воздействие» имеет важное значение, так как позволяет раскрыть сущность этого правового понятия. Для правильного понимания сути общественного воздействия необходимо уяснить социальную природу этого явления. В русском языке по словарю Даля прилагательное «общественный» - означает: обществу присвоенный, к нему относящийся. [8, с. 14].

«Воздействие» (по словарю русского языка) – это действие, оказываемое кем -, чем -, на кого -, что-либо: влияние [9, с. 96].

В энциклопедическом словаре правовых знаний указано, что «под общественным воздействием понимается: применение мер воспитательного характера общественными организациями и трудовыми коллективами к лицам, допускающим отклонения от норм социалистического общежития». [10, с. 434]

Таким образом, можно сказать, что «общественный» - означает – проявляемый, выражаемый обществом, общественностью по отношению к кому-либо, выражающий, учитывающий потребности, запросы общества.

Следует отметить, что в юридической литературе понятие общественного воздействия дается редко, неполно, с указанием только лишь на одну из его сторон. В частности В.А. Елеонский писал, что: «воспитательное влияние на осужденных, исходящее от общественности, можно в широком смысле слова определить как общественное воздействие». [11, с. 185]

А.П. Закалюк определяет понятие общественного воздействия следующим образом: « …общественное воздействие как проявление общественного мнения…народа (общества) о нетерпимости правонарушений и преступности, выражающееся в суждениях и действиях…общественности, способствующих правовой ориентации личности, стимулированию добровольного ( осознанного) соблюдения ею правовых норм, обеспечению их выполнения общественными формами, средствами и методами, предотвращению правонарушений и преступных проявлений,… правонарушителей». [12, с. 105]

Интересно мнение Баранова Ю.В. о цели воздействия на осужденных. По его мнению, «мы по инерции первоначально приходим к выводу о воздействии на лицо со стороны с целью его возвращения в общество, изменения асоциальных установок, системы ценностных ориентаций, восстановления общественно полезных связей и отношений. Но воздействие со стороны на любой объект природы приводит к возрастанию в нем хаотической составляющей. Мы можем лишь пробудить у осужденного желание менять свои установки, ориентиры, строить новые отношения или корректировать старые». [13, с. 192]

На наш взгляд, содержание категории «общественное воздействие» шире понятия «меры общественного воздействия». Мы считаем, что суть понятия общественного воздействия следует рассматривать, в первую очередь в социологическом и социально-психологическом плане и только потом рассматривать его в юридическом аспекте.

Объясняется это общественной природой человека, которого необходимо рассматривать в неразрывной взаимосвязи с той социальной средой, где протекает его жизнь, которая формирует, развивается его как личность.

В то же время, в рамках микросреды люди объединены общими целями и интересами, близко знают и постоянно общаются друг с другом, непосредственно взаимосвязаны и оказывают друг на друга влияние, в особенности в условиях изоляции людей от общества. Поэтому особое значение в воздействии на личность имеет микросреда и социальная группа.

Таким образом, личность в процессе социальной жизни находится с одной стороны под воздействием всего общественного уклада, включающий все сферы жизнедеятельности общества и государства, и с другой стороны находится под непосредственным воздействием микросреды, где и формируются ее социальные черты, возможности развития, направления и характер деятельности, образцы и система мышления и поведения. Названная двуединая структура общественной среды позволяет представить себе два уровня социальной значимости личности.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что вышеуказанное нами представление о социальном взаимодействии личности и среды было бы неполным и искаженным, без учета роли и значения личности в социальных отношениях.

Следует заметить, что личность в системе социальных отношений не только объект воздействия, но и субъект формирования этих отношений, по существу она представляет собой самостоятельный своеобразный уровень социальной оценки.

Нельзя не отметить и того, что особый характер отношений личности с социальной средой в том и состоит, что они затрагивают интересы обеих «сторон», и поэтому небезразличны для них и вызывают обоюдное взаимодействие. Здесь необходимо учитывать, что воздействие социальной среды, в особенности микросреды, осуществляется на личность через сознание последней. При этом следует учесть, что данное взаимодействие происходит не автоматически по схеме «стимул – реакция», а трансформирует и перерабатывает ее, сообразуясь с собственным социальным опытом, творчески воспринимает и создает новый образ, соответственно этому личность строит свое поведение, воздействуя на социальные отношения. Эту диалектику социального детерминизма хорошо выразил С.Л. Рубинштейн, отметив, что «детерминация любого человеческого действия и самое свершение его происходят заодно. Поэтому закономерная детерминация распространяется на человека, на все, что он делает, на любые его сознательные действия, и вместе с тем человек сохраняет свободу действий: никакое предопределение не тяготеет над ним»[14, с. 284-285].

Следовательно, мы можем сказать, что в социологическом аспекте отношения личности выступают всегда как взаимоотношения, поэтому одностороннее представление о социальной среде и личности, как о причине и следствии, в корне неверно.

Таким образом, раскрытие сущности и механизма общественного воздействия, осуществляемого для формирования правомерного поведения личности, следует искать в материалистическом объяснении социального детерминизма, который проявляется на трех уровнях: общественной среды; непосредственного социального окружения; внутреннего мира человека и его особенностей личности.

На наш взгляд, включение личности в систему общественных требований, по существу, и происходит в виде взаимодействия с социальными группами микросреды, в том числе коллективами и другими общностями, которые образуют его непосредственное социальное окружение. В этом плане, мы считаем, не являются исключением и “коллективы осужденных, формы их коллективного и индивидуального поведения, которые могут быть реализованы в существенно извращённых формах, под воздействием условий содержания” [15, c. 5], а в целом, уголовно-преступной среды в исправительных колониях.

Вместе с тем, следует учесть, что в условиях любого государства действие конкретных причин антиобщественного поведения человека, в том числе и преступлений, сказывается, главным образом, в определенной микросреде. Именно здесь ощущается отставание социального развития некоторых общностей и социальных групп. В таких социальных группах особенно отчетливо проявляется слабость социального контроля, противоречивость и неоднородность группового сознания, что выражается в сохранении взглядов, жизненных ценностей, нравов, традиций, отрицательно влияющих на неустойчивых членов общества, толкающих нравственно незрелых и слабых из них на совершение правонарушений. Заметим также, что в такой микросреде как правило, находятся и те негативные объективные условия и обстоятельства, которые способствуют совершению различного рода антиобщественных поступков и преступлений.

На основании вышеизложенного мы считаем, что общественное воздействие для достижения эффекта в обеспечении правомерного поведения и предупреждения правонарушений следует развивать, прежде всего, в общностях и социальных группах, находящихся в непосредственном социальном окружении, и избирать его проявления, специфические для этих общностей. В этой связи мы полагаем, что государство и общество, решая задачи формирования нравственно здоровой личности с правомерным поведением, должно не ограничиваться воздействием, оказываемым на личность общественной средой в целом, а всячески стремится к повышению профилактической активности социальной микросреды и общностей, в первую очередь, трудовых коллективов и общественных организаций.

Рассматривая данную проблему, нельзя не отметить и того, что любая социальная система заинтересована в осуществлении своих потребностей и интересов. Для достижения указанных ценностей общество устанавливает определенный порядок, который, также как и средства, их удовлетворения, закрепляется в социальных нормах, в том числе в нормах права и морали. Члены общества при этом заинтересованы в их соблюдении и принимают меры к реализации их предписаний, используя для этого свои институты, и, при этом, присущие для данного государства средства и методы общественного воздействия в форме контроля за их выполнением.

Кроме того, общественное воздействие с помощью своего социально-психологического механизма обеспечивает сплочение групп и соблюдение норм правомерного поведения, а также служит средством общественного контроля.

Следует особо отметить, что личность как элемент социального взаимодействия не может не считаться с социальными условиями, нормами, требованиями. В то же время личность обладает определенной свободой, ограниченное правда определенными границами правовых норм. Авторитетный и сейчас в западном мире известный социолог К.Маркс, рассматривая отношения, возникающие между обществом и личностью в сфере, урегулированной правом, писал, что «юридически признанная свобода существует в государстве в форме закона»[16, с. 62].

Следовательно, можно сказать, что при взаимодействии государства и сообщества людей, также как и личности, юридически признанная свобода предполагает как для государства, так и для граждан обязанность совершать конкретные действия или, наоборот, воздерживаться от подобного поведения.

В то же время, свобода личности в формировании такого общественно необходимого поведения, как правопослушное, в значительной мере зависит от степени овладения личностью моральными и правовыми нормами, а также от уровня ее социального развития в целом.

Нельзя не отметить и того, что по мере развития гражданского общества, составляющих его компонентов, по мере социализации личности возрастают ее социальные возможности и способности, в целом растет ее свобода, следовательно, расширяется и поле ответственной деятельности – социальной ответственности. Общественное воздействие, формируя ответственное (сознательное) отношение у членов общества к выполнению своей социальной роли, осуществляет контроль за этим, а также коррекцию поведения тех, кто уклоняется от выполнения своей социальной роли и обязанности. Коррекция в сфере правопорядка выполняется общественным воздействием, конечно, присущими для него средствами и методами, главным образом, за счет поощрения правомерного и осуждения противоправного поведения.

Следует еще раз отметить, что общественное воздействие выполняет, либо участвует в выполнении функции укрепления правопорядка. Это предполагает повышение правосознания социальных групп и правового сознания личности, формирование системы правомерного поведения на основе достижения осознания членами общества его социальной ценности, воспитание у них добровольного, осознанного, а далее и привычного соблюдения норм, правового регулирования такого поведения. Также выполнение подобной функции обеспечивает присущими общественному воздействию средствами формами и методами предупреждение и пресечение правонарушений, общественной ответственности за их совершение, исправление и воспитание лиц, допустивших правонарушения. Оказывая в названной сфере влияние на формирование и укрепление правовых отношений, их регулирование, рассматриваемое общественное воздействие частично само подвергается правовому регулированию и соответствующей регламентации в правовых нормах. Все это определяет его как юридическое понятие, делает общественное воздействие в указанной сфере предметом рассмотрения правовых наук.

В юридическом аспекте общественное воздействие существует и играет свою предупредительную роль независимо от конкретных форм и методов приложения действий общественности. К тому же, общественное воздействие не является содержанием чего-либо, а само передает содержание общественного сознания и мнения.

Рассматривая специфику осуществления функций общественного воздействия в правовой сфере, следует отметить, что в результате взаимодействия нравственного и правового сознания развитие последнего, а следовательно, и раннее предупреждение правонарушений и преступных проявлений начинаются в сфере, отражаемой нравственным сознанием, благодаря чему расширяется поле целенаправленного формирования правомерного поведения. В этой сфере общественное воздействие выполняет функции регулятора.

Общественное воздействие, способствующее предупре­ждению правонарушений, осуществляется в значительной степени в сфере общественных отношений, регули­руемых правом. В этой области, как было упомянуто выше, оно выполняет либо участвует в выполнении функций укрепления правопоряд­ка и повышения правосознания социальных групп и правового уровня сознания личности. Общественное воздействие также участвует в формировании системы правомерного поведения, воспи­тания у них добровольного, осознанного соблюдения правовых норм. Заметим также, что общественное воздействие осуществляется присущими средствами, формами и методами предупреждения и пресечения правона­рушений, а также исправления лиц, допустив­ших правонарушения.

В то же время, оказывая влияние на форми­рование и укрепление правовых отношений, их регули­рование, рассматриваемое общественное воздействие час­тично само подвергается правовому урегулированию и соответствующей регламентации в правовых нормах. Все это придает ему правовое значение, настоятельно требует определить его понятийную и содержательную характеристику, что в целом делает общественное воздействие в указанной сфере предметом рассмотрения правовых наук. При этом следует констатировать, что юридическое определение такой социальной категории, как общественное воздействие, должна основываться на более общей фи­лософской, социологической и социально-психологиче­ской его характеристике.

Участвуя в регулировании отношений в сфере действия права, общественное воздействие переносит в нее определенные закономерности, свойственные ему в регулировании неправовых (прежде всего моральных) отношений. Характеризуя специфику данного процесса, профессор П.Е. Недбайло еще в 1960 году отмечал, что это «делает правовое регулирование более эффективным, свидетельствует о повышении нравственных стимулов реализации права» [17, с. 21-22].

Таким образом, можно сказать, что под общественным воздействием как одним из основных средств исправления осужденных понимается совокупность форм и методов исправления осужденных, применяемых субъектами общественного воздействия.

На наш взгляд, отклонения от социального эталона поведения свободной личности и гражданина мо­гут иметь место в силу самых разнообразных факторов и обстоятельств, к примеру, слабое знание социальных ценностей или недооценка их значения, ограниченность социального опыта личности, ошибка в выборе жизненных ценностей и т.д.

В этой связи, как нам кажется, для снижения уровня преступности в той или иной стране и обществе необходимо предпринимать следующие действия:

- формирование общественного правосознания и общественного мнения, отражающие потребности и интересы общества путем своевременного доведения до членов общества содержания морально-нравственных и правовых норм;

- раскрытие содержания и социальной ценности норм, регулирующих правопорядок;

- формирование общественного мнения о недопустимости и вредности правонарушений и преступлений;

- повышение уровня правовой культуры и правосознания личности, формирование стойких взглядов и убеждений в пользу правомерного поведения;

- участие системы мер общественного воздействия в общественном поощрении (одобрении) правомерного поведения и порицании противоправного (преступного) поведения, общественный контроль за соблюдением правопорядка;

- участие общественности в воспитательном процессе по исправлению правонарушителей и преступников.

Что касается общественного воздействия на осужденных, то, на основе вышеизложенного, следует сказать, что здесь общественное воздействие имеет свои особенности, которые можно условно разделить на «внешнее» и «внутреннее» воздействие:

Это условное деление связано тем, что факторы, оказывающие влияние на процесс формирования личности различны. Следует заметить, что исправительные учреждения, огороженные высоким забором и охраняемые солдатами внутренних войск, представляют собой государство в государстве. Вся жизнедеятельность как администрации учреждении, так и осужденных, регламентируются нормативными актами, отклонение от которых считается нарушением законности или правил режима отбывания наказания и влекут за собой соответствующие санкции.

В то же время, вся жизнедеятельность исправительных учреждений существенно отличается от внешнего мира в силу самых различных факторов, начиная от организации производства и заканчивая составом и социально-психологическим обликом осужденных. В такой ситуации, под воздействием самых различных обстоятельств, в том числе под «внутренним» воздействием коллектива осужденных формируется личность осужденного. К сожалению, во многих случаях, в процессе отбывания наказания с осужденными происходят негативные перемены: меняются внешность (походка, осанка и т.д.), их взгляды, потребности, жизненные цели. А поскольку задача исправительных учреждений как раз и состоит в исправлении осужденных, возникает вопрос: как и каким образом добиться их исправления, если под воздействием всей совокупности окружающих факторов у них формируется отрицательные социально-психологические свойства?

На наш взгляд, исправление осужденных в условиях изоляции возможно, если правильно организовать общественное воздействие.

Следует отметить, что эффективность «внутреннего» и «внешнего» общественного воздействия на лиц, отбывающих наказания, во многом зависит от умелого сочетания различных форм участия общественности в этой работе.

Принимая это во внимание, необходимо отметить, что реализация такого исправительно-воспитательного средства, как общественное воздействие, в уголовно-исполнительной деятельности в действующем Кодексе на порядок ниже, чем в исправительно-трудовом кодексе 1970 года и ранее действовавших нормативных актах. Это можно объяснить тем, что, в нормах УИК РК, ограничено до минимума число субъектов общественного воздействия, здесь речь идет только о создании общественной наблюдательной комиссии, попечительского совета при воспитательных колониях и самодеятельных организациях осужденных, приговоренных к лишению свободы.

Возникает резонный вопрос: а где же многочисленные общественные объединения, выступающие субъектами гражданского общества? К сожалению, нормы УИК не позволяют привлекать общественные объединения к процессу исправления осужденных.

Рассматривая общественные объединения как потенциальных субъектов общественного воздействия, следует отметить, что общественные объединения также имеют целый ряд взаимосвязанных признаков, отграничивающих их от такого правового института как общественное воздействие. Правильное, научно-обоснованное определение предмета общественных объединений имеет большое теоретическое и практическое значение для создания и деятельности общественных объединений. Оно обеспечивает создание и функционирование таких общественных объединений, которые соответствуют положению личности в обществе и государстве, его правовому статусу, его индивидуальным и коллективным интересам и запросам, характеру их взаимоотношений с гражданским обществом и государством. Неправильное или неполное определение и представление о предмете общественных объединений, может привести к созданию объединений, имеющих те или иные черты незавершенности конструкции и недостатки в сфере деятельности. Общемировые основы и тенденции существования и развития общественных объединений, сформировавшиеся на основе совместных усилий мирового сообщества, ныне закреплены в таких важнейших международных актах, как Всеобщая Декларация прав человека (1948), Международный Пакт о гражданских и политических правах (1966).

В Международном Пакте о гражданских и политических правах, в статье 22, посвященной вопросам ассоциации отмечается: «Каждый человек имеет права на свободу ассоциаций с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защита прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции…» [18, с. 230].

В этих статьях определяются величайшие принципы организации и деятельности ассоциаций (общественных объединений), из которых вытекает само понятие общественных объединений. Согласно этим статьям, общественными объединениями (ассоциациями) являются такие объединения, которые создаются самими членами общества, добровольно, свободно, без вмешательства государства, без принуждения извне, для защиты своих интересов. Такое понимание общественных объединений служит основой для определения понятия общественных объединений в каждой стране, в том числе в Казахстане.

В наиболее полном виде определение общественных объединений дается в статье 5 Закона «Об общественных объединениях» от 31 мая 1996 года.[19, с. 234]

Принимая во внимание все вышеуказанное, следовало бы определиться с более четким пониманием сути общественных объединений.

Прежде всего, необходимо особо отметить такие черты общественных объединений, как добровольность и самостоятельность объединений. Что предполагает добровольность вступления в объединения, выхода из них, свободу их деятельности, которое не допускает какого-либо принуждения ни в решении вопросов объединения, ни в самой их деятельности, независимость деятельности общественных объединений и от государства, и от иных общественных объединений.

Ввиду важности этих признаков общественных объединений, они указаны в нормах и положениях вышеупомянутых международных актов в качестве основополагающих черт общественных объединений, а также они закреплены в Конституции Республики Казахстан и в Законе «Об общественных объединениях».

Таким образом, общественные объединения это объединения, которые созданы членами общества в порядке добровольности для свободной, независимой деятельности. Они создаются и действуют для реализации и защиты политических, экономических и культурных прав и свобод, как указывается в статье 5 вышеуказанного закона.

Применительно к нашей теме, мы рассматриваем общественные объединения, прежде всего, как основу для организационно-правового оформления потенциально- возможных субъектов общественного воздействия, по нашему мнению, только оформившись как общественное объединение, и получив государственную регистрацию, субъект общественного воздействия может приступить к определенной деятельности. В нашем случае, общественное объединение, равно субъект общественного воздействия может взаимодействовать с исправительными учреждениями уголовно-исполнительной системы. В связи с этим для придания общественным объединениям статуса субъектов общественного воздействия необходима законодательная регламентация их деятельности.

Таким образом, хотелось бы подчеркнуть важность социальных функций общественного воздействия, выполняемых в системе взаимодействия социальной среды и личности в области поведения последней, а также уместность правовой характеристики общественных объединений, в соотношении с такой правовой категорией, как общественное воздействие.

На наш взгляд общественное воздействие как социальное явление обладает следующими признаками: его деятельность обеспечивается общественным мнением, выступает в определённых организационно-правовых формах от имени институтов гражданского общества, его материальным выражением являются меры воздействия: убеждение, одобрение и осуждение. Объектом общественного воздействия являются общественные отношения, деятельность должностных лиц и граждан, направленная на исправление осужденных. Совокупность отмеченных признаков общественного воздействия подчеркивает главное – негосударственный характер их деятельности. Кстати, указанный признак присущ всем субъектам общественности, выступающим от имени гражданского общества.

Все это позволяет сделать следующие выводы:

- термин «общественное воздействие» необходимо рассматривать применительно к осуществлению этого воздействия в трех основных звеньях системы «социальная среда - личность» (среда, личность, их взаимодействие);

- общественное воздействие, рассматриваемое нами в данном исследовании, является, прежде всего, важным средством обеспечения правопорядка, как в рамках всего общества, так и в микросреде, то есть и в условиях отбывания наказания осужденными в местах лишения свободы;

- общественное воздействие выступает, на наш взгляд, как инструмент удовлетворения социальных потребностей оно доводит до членов социальных групп содержание и значение норм права и морали, регулирующих поведение, при этом способствуя включению личности в систему этих норм, усвоению их социальной ценности.

Указанные положения дают возможность обозначить границы обусловленности противоправного и преступного поведения. Следствием чего становится значительное снижение уровня преступности в обществе и государстве, правда при определенных условиях.

- общественное воздействие может выступать в различных формах. В современной практике взаимодействия исправительных учреждений с общественностью определились наиболее приемлемые формы: общественные объединения, организации, конфессии, общественные наблюдательные комиссии, попечительские советы, родительские комитеты и самодеятельные организации осужденных;

- кроме того, в настоящее время в практической деятельности органов и исправительных учреждений по исполнению уголовных наказаний необходимо различать следующие виды общественного воздействия:

1.Общественное воздействие на лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.

2. Общественное воздействие на лиц, осужденных к лишению свободы.

Таким образом, проведенный нами анализ показывает важность и значимость общественного воздействия не только как правовой категории, но оно также не менее важно в качестве морально-нравственной и философской категории. Кроме того, изучение общественного воздействия также осуществляется более узкими разделами социологии и этики, а также социальной психологией и криминологией.

Проведенный анализ позволил сделать вывод: главная социальная роль общественного воздействия состоит в достижении привычного правомерного поведения, соблюдении правовых норм и моральных правил.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Посмаков П. Тюремный синдром. – Алматы: ТОО Баспа, 2001. – 32 с.

2 Абельдинов Н. Премьер в главном офисе УИС // Исполнение наказаний. – 2008. - № 08 (69). – 60 с.

3 Ескендиров А.А. Проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних осужденных: учебное пособие. – Алматы, 2008. – 148 с.

4 Чукмаитов Д.С. Концепция развития уголовно – исполнительного законодательства Республики Казахстан на 2007 – 2015 годы. Теоретические проблемы развития системы законодательства РК: тенденции и перспективы // Сборник материалов Международной научно – практической конференции от 12.04.2007 года. Издание 2-е дополненное. – Астана, 2007. – T.1. - C. 325-330.

5 Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. - Астана: Елорда, 2008. - 56 с.

6 Уголовно – исполнительный кодекс Республики Казахстан 1997 г. – Алматы: ЮРИСТ, 2003. – 84 с.

7 Минимальные стандартные правила обращения с заключенными // London SW 90 PU. – 1993, февраль. – 48с.

8 Даль В.И. Толковый словарь великорусского языка / под ред. К.В.Виноградова., Худ. О.А. Андронова. - М.: Русский язык, 1981. - Т.2. - 779 с.

9 Словарь русского языка / сост. С.И. Ожегов. - М.: Гос.изд. ин. и нац. Словарей, 1952. – 848 с.

10 Энциклопедический большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. – М.: Инфра, 1999. – С. 434-435.

11 Елеонский В.А. Система средств исправления и перевоспитания осужденных к лишению свободы // Актуальные проблемы научной организации исправления и перевоспитания осужденных. Материалы Всесоюзной научно – практической конференции. – Рязань, 1973. – 384 с.

12 Закалюк А.П. Общественное воздействие и предупреждение правонарушений. – Киев: Издательство «Наукова Думка», 1975. – 198 с.

13 Баранов Ю.В. Проблемы стадий ресоциализации осужденных к лишению свободы (вопросы теории и практики) // Реализация уголовной ответственности: история, современность и перспективы; Материалы Международной научно – практической конференции. – Костанай: КЮИ КУИС МЮ РК, 2005. – 354 с.

14 Рубинштейн С.А. Бытие и сознание // Человек и мир. - СПб.: Питер, 2003.-512 с.

15 Айдосов С. Б. Общественный мониторинг пенитенциарных учреждений // Методология и методика исследования: Практическое руководство для неправительственных организаций. – Алматы: Раритет, 2004. – 164 с.

16 Маркс К. и Энгельс Ф. 2-е издание. - М.: Политиздат, 1954. – 698 с.

17 Об усилении роли общественности в укреплении социалистического правопорядка // Материалы республиканской конференции. – Харьков, 1961. – С. 21-22.

18 Права человека. Основные международные документы // Сборник документов. – М.: Международные отношения, 1989. – 230 с.

19 Закон Республики Казахстан «Об общественных объединениях» от 31 мая 1996г. // Ведомости Парламента РК, 1996. - № 8 – 9. – 234 с.

Просмотров работы: 2273