ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗЫСКАНИЯ ПРОСРОЧЕННОЙ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗЫСКАНИЯ ПРОСРОЧЕННОЙ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Важной частью системы управления финансами любого предприятия является управление дебиторской задолженностью. Ведь именно дебиторская задолженность является одним из основных активов предприятия, влияющих на его финансовую устойчивость и ликвидность.

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой смежную часть менеджмента оборотных активов и маркетинговой политики предприятия. Данный вид деятельности преимущественно направлен на расширение объема реализации продукции, оптимизацию общего размера задолженности и обеспечение своевременной инкассации [1].

По данным Росстата дебиторская задолженность российских предприятий стремительно растет на протяжении последних 17 лет. Общий размер дебиторской задолженности российских предприятий на конец 2015 года составил 35736 млрд. рублей. В связи с ростом дебиторской задолженности (ДЗ) повышается и просроченная ДЗ. Её величина на конец 2015 года составила 2276 млрд. рублей или 15,7% от общей суммы ДЗ. Темп роста просроченной ДЗ в 2015 году составил 12,9% [2]. Проблема роста ДЗ и просроченной ДЗ, а также эффективного управления ДЗ охватывает подавляющую часть предприятий, включая небольших индивидуальных предпринимателей и даже самые крупные банки.

Наиболее конструктивным решением рассматриваемой проблемы является использование информационных технологий. Рынок IT-технологий предоставляет широкий спектр продуктов для решения подобных задач.

Из предлагаемых программных продуктов можно выделить решения, интегрированные в системы управления бухгалтерией (1С: Бухгалтерия). Данное обеспечение в основном предоставляет функционал для отслеживания и классификации (по срокам и суммам) ДЗ.

На следующей ступени находятся системы по управлению дебиторской задолженностью. Данные решения эффективны тем, что могут работать в совокупности с биллинговыми (бухгалтерскими) системами, позволяя анализировать ДЗ предприятия в различных аналитических разрезах (1С–Раус: Управление дебиторской задолженностью [3], ПАРУС–Предприятие 8 [4]). Более специализированные и узконаправленные системы обладают функционалом по рассылке уведомлений, формированию документации и контролю своевременности принятия мер по предотвращению образования ДЗ (Модуль претензионно-исковой работы «ПИР» [5]).

При наличии просроченной дебиторской задолженности необходимо задуматься о внедрении эффективной системы управления. Данные информационные системы предназначаются для проведения анализа портфеля задолженности, его сегментации, оценки рисков, принятия стратегии, отслеживания результатов принятой стратегии и мониторинга показателей по дальнейшему погашению задолженности. При реализации вышеперечисленных операций, система осуществляет выбор наиболее подходящей функции для представителей различных целевых групп задолжников (рассылка SMS и e-mail сообщений, телефонный звонок, личная встреча и т.д.). Примером таких систем выступает программное обеспечение фирмы CRIF Clever The collection Lever [6] и программный комплекс Netris Debt Collection.

В современных условиях каждая организация должна осуществлять эффективное управление ДЗ. Особенно это актуально для предприятий, непосредственно работающих с финансами. От результата управления ДЗ и другими денежными средствами зависят перспективы развития предприятия, сопровождающиеся улучшением финансовых показателей, увеличением числа клиентов и партнеров.

В заключении стоит отметить, что рынок IT-технологий в сфере управления ДЗ непрерывно развивается: появляются новые продукты, направленные на решения как общих, так и специализированных задач. Использование на предприятии программных продуктов для управления ДЗ позволяет существенно сократить время принятия управленческих решений и повысить их обоснованность. Кроме того, улучшается возможность исследования персональных данных должников в режиме реального времени. Оперативно осуществляется необходимый анализ выявления целевых групп при формировании конкретных мероприятий по работе с дебиторами, а также происходит автоматизация процесса составления требуемой документации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Управление дебиторской задолженностью [Электронный ресурс] : Электронная библиотека FictionBook.ru – Режим доступа : http://fictionbook.ru/static/trials/02/77/20/02772005.a4.pdf.

  2. Финансы [Электронный ресурс] : Федеральная служба государственной статистики – Режим доступа : http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/finance/#

  3. 1С – Раус: Управление дебиторской задолженностью [Электронный ресурс] : Актив–Регион – Режим доступа : http://www.active-region.ru/uploads/PDF/products_current/1C/Rarus_debit.pdf.

  4. Модуль «Управление финансами» Руководство пользователя [Электронный ресурс] : ПАРУС Информационные системы – Режим доступа : http://www.parus.com/docs/reestr/pp-8-1.pdf.

  5. Система управления дебиторской задолженностью [Электронный ресурс] : Платформа – Режим доступа : http://www.data-platform.ru/files/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%9F%D0%98%D0%A0.pdf.

  6. Модель повышения эффективности взыскания просроченной задолженности [Электронный ресурс] : IV Международный форум «Вся банковская автоматизация 2017» – Режим доступа : http://abaforum.ru/i/editor_upload/files/ak_collections_optimization_15oct2014.pdf.

  7. Просроченная задолженность организаций [Электронный ресурс] : Федеральная служба государственной статистики – Режим доступа : http://www.gks.ru/free_doc/new_site/finans/graf_zadol.htm.

Просмотров работы: 375