НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ "КАК ПО ГОРКАМ, ПО ГОРАМ. . . " КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ "КАК ПО ГОРКАМ, ПО ГОРАМ. . . " КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ

Просвирина А.А. 1, Кварталова Н.А. 1, Овсянникова Н.А. 1
1ГПОУ "Киселёвский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Народный танец чрезвычайно богат и разнообразен. Искусство танца родилось в глубокой древности. Издавна человек привык в движениях передавать волнующие его чувства. Языком танца может быть раскрыт духовный мир человека, показано его отношение к труду, к людям, к различным событиям. Актуальность данного направления диктует реальность налицо – это нежелание детей и молодёжи сохранять и утверждать исконные культурные народные традиции, наблюдается отрыв юного поколения от культурных корней. Важным этапом подросткового возраста является процесс формирования самосознания. Именно в это время формируется осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Отношение к своему осознанному бытию способствует формированию определенного представления о себе самом, о своих способностях и возможностях. Важным становится вопрос о смысле жизни, своем месте в мире людей

Изучение традиционной культуры способствует развитию духовного мира человека, формирует его художественный вкус. Одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса является художественно - эстетическое и культурное развитие, приобщение к миру танца, знакомство с различными направлениями, историей и географией танца. Народная танцевальная музыка развивает и внутренне обогащает. Подросток включен в многообразие художественных видов деятельности. Он поет, танцует - это помогает проявлению индивидуальных способностей, в том числе музыкальных и танцевальных. Высшим проявлением способностей является талант. Возможность выразить свои чувства в танце, внимательно слушая музыку, в огромной степени способствует эмоциональному, духовному, физическому развитию детей. Сочетание духовного и физического необходимо для развития личности ребенка.

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, подростков к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образовательного, разносторонне развитого современного человека, любящего свой народ и уважающего культурные народные традиции.

Вид проекта: творческий, долгосрочный

Продолжительность: 9 месяцев

Участники: дети, родители, педагог

Цель проекта:

Приобщение детей к народным традициям в процессе постановки народно-сценического танца «Как по горкам, по горам…»; раскрытие и развитие танцевальных способностей каждого воспитанника.

Задачи проекта:

1.Образовательные:

-Выявить уровень знаний учащихся о национальном танцевальном творчестве;

- Обучить детей танцевальным движениям;

-Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.

2. Воспитательные:

- Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе;

-Воспитывать любовь к русскому танцевальному искусству и уважение к народным традициям.

3.Развивающие:

-Развивать у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности;

- Развивать творческую инициативу и способность к самовыражению в танце;

- Развивать музыкальный слух и чувство ритма.

Продукт проекта: отчетный концерт творческого коллектива.

Методы реализации проекта: теоретический анализ педагогической литературы по исследуемой проблеме; систематизация, классификация и обобщение фактов, изучение и анализ педагогического опыта; разработка и постановка народно – сценического танца.

Этапы реализации проекта:

Этап

Наименование мероприятий

Сроки реализации

Подготовительный

  1.  
    1. Постановка цели и задач проекта, определение проблемы, теоретическое обоснование содержания проекта

    2. Подбор учебно - дидактического и методического материала по реализации проекта «Народно-сценический танец «Как по горкам, по горам…» как средство приобщения к народным традициям»

    3. Подбор диагностики для изучения уровня знания подростков в области народных традиций.

Сентябрь-Ноябрь

Основной

2.1. Консультация для родителей на тему:

«Приобщение детей к народным традициям»

2.2. Проведение диагностики по выявлению уровня знаний подростков в области народных традиций

2.3. Знакомство с традициями русского народа через проведение классного часа «Праздники и традиции русского народа».

2.4. Проведение познавательно-игровой программы «Где обычаи чтут, там весело живут»

2.5. Проведение мероприятия «Девичьи посиделки»

2.6. Проведение фестиваля русских народных обычаев и традиций «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим…»

2.7.Путешествие в страну русского костюма

2.8. Проведение мероприятия «Рождественская карусель» - история, традиции и обычаи христианского праздника

2.9. Проведение мероприятия 29 апреля – Всемирный день танца

2.10.Разучивание танца в соответствии с этапами постановки танца:

1. Идея, художественный замысел, сюжет в хореографической композиции. Тематика сюжетного танца

2. Драматургические звенья в хореографические постановки (завязка, развитие, кульминация, развязка, финал)

3. Отработка движений танца.

4. Разработка костюмов и оформление зала

Декабрь-Апрель

Заключительный

3.1. Оформление продуктов проекта.

3.2. Отчетный концерт творческого коллектива.

Май

Описание проекта:

На подготовительном этапе обозначена актуальность проекта, определены цель, задачи, подобрана диагностика с целью изучения особенностей отношения детей младшего школьного возраста к традиционной культуре народов , подобран учебно-дидактический материал (методы и формы реализации проекта).

Также проводится диагностика отношения подростков к традиционной народной культуре народов (Приложение 1) .

В ходе подготовки проекта, проанализирован опыт педагога дополнительного образования - Ольги Можаевой, которая считает, что через различные формы приобщения к истокам русской народной культуры, у детей формируются эмоционально-окрашенные чувства причастности к наследию прошлого, приобретается совокупность культурных ценностей, что способствует развитию духовности – интегрированного свойства личности, которое проявит себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций. При таком подходе к работе возможно добиться у детей тех черт характера, которые присущи русскому человеку: удали, широты души, личности, любви к родному краю – а это и является важной задачей воспитания подрастающего поколения, начиная с раннего возраста. И тогда в будущем наши воспитанники сумеют сохранить и приумножить культурные ценности России и своей «малой» Родины.

Основной этап предполагает реализацию проекта. Он включает в себя проведение таких форм воспитательной работы как проведение консультации для родителей на тему: «Приобщение детей к народным традициям Консультация для родителей на тему: «Приобщение детей к народным традициям», проведение диагностики, знакомство с традициями русского народа через классный час «Праздники и традиции русского народа», проведение мероприятия «Девичьи посиделки», путешествие в страну русского костюма, «Рождественские посиделки» - история, традиции и обычаи христианского праздника

В ходе консультации совместно с родителями, педагог раскроет понятие «народные традиции» ,что можно к ним отнести и рассмотрит такую проблему, как приобщения детей к русской народной культуре, ведь ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы ни было материальными благами.

Проведение классного часа «Праздники и традиции русского народа» предполагает познакомить воспитанников с народным традициям, обычаями, обрядами, таким образом расширить их представлений о культуре русского народа.

В ходе познавательно-игровой программы «Где обычаи чтут, там весело живут» выявляются индивидуальные особенности поведения человека в тех или иных ситуациях, раскрываются личностные качества, постигаются определённые морально-нравственные ценности и культурные традиции

Проведение такого мероприятия, как «Девичьи посиделки» предполагает приобщиться подросткам к народному творчеству - вначале осмыслив, а потом и прочувствовав полученную информацию. В этом слачае свадебный обряд более подходит для наглядного примера. Ведь сам по себе свадебный ритуал - это таинство, вызывающее всеобщее любопытство и интерес в первую очередь у детей. Да и сам ритуал, несмотря на свое древнее происхождение, до сих пор имеет большое значение в нашей жизни, тесно переплетается с бытовыми семейными отношениями.

Также основной этап предполагает проведение фестиваля русских народных обычаев и традиций «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим…». Цель которого: приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

В ходе мероприятия «Рождественская карусель» происходит приобщение детей к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.

Задачи этого мероприятия:

- дать детям сведения о православном празднике «Рождество Христово»: истории и традициях;

- обогащать опыт ребенка;

- доставить детям удовольствие стать непосредственным участником прекрасного праздника Рождества;

- воспитывать и развивать у детей вековые традиции, христианские ценности и народную мудрость.

На данном этапе воспитанники познакомятся с различными традициями и обычаями русского народа, такими как: традиция наряжать рождественскую елку;традиция празднования Рождества в ночь с 6 на 7 января ; обычай – колядования; традиция гадания;Крещение - традиция освещения воды; Пасха – это день обильного угощения, традиция печь блины - круглые, желтые и горячие, как солнце, а к ней добавились катания на конных упряжках и санях с ледяных гор, кулачные бой, тещины посиделки; традиция обливать водой всякого встречного; традиция разжигать костры и прыгать через них; традиции народного костюма различных областей России.

В ходе разучивания русского народного танца «Как по горкам, по горам…», воспитанники научаться выразительному исполнению и эмоциональной раскрепощенности, у них сформируются волевые качества. Будут развиты такие навыки как танцевальная координация, физическая выносливость и умение танцевать в группе.

Проведение Всемирного дня танца предполагает формирование умения слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями, развивать у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности, развивать творческую инициативу и способность к самовыражению в танце, а также развивать музыкальный слух и чувство ритма.

Работа с родителями:

  • Проведение анкетирования для родителей на тему:

  • «Девичьи посиделки» - история, традиции и обычаи христианского праздника

  • Проведение мероприятия 29 апреля – Всемирный день танца

  • Проведение фестиваля русских народных обычаев и традиций «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим…»

  • Совместная организация отчетного концерта по народному танцу;

Заключительный этап предполагает оформление продуктов проекта и

отчетный концерт творческого коллектива с привлечением родителей.

Тема отчетного концерта: «Танец сквозь века».

Приурочен к «Дню России».

Организационно-педагогическое обеспечение мероприятия:

- афиша отчётного концерта;

- программы отчётного концерта для гостей и родителей;

- костюмы к танцевальным постановкам;

- тематическое оформление зрительного зала и сцены;

- звуковоспроизводящая аппаратура;

- аудиозаписи;

- радио-микрофоны;

-видео - проектор;

-фотографии учащихся;

Просмотров работы: 316