Учебно-познавательная деятельность дошкольника - это активная деятельность по приобретению и использованию способов решений открытия знаний. Содержание понятия «учебно-познавательной деятельности» можно рассматривать как пересечение содержаний понятий «учебная деятельность» и «познавательная деятельность». При определении соотношения между содержанием понятий «учебная деятельность», «познавательная деятельность» и «учебно-познавательная деятельность» многие авторы придерживаются мнения, что познавательная деятельность более широкое понятие, чем учебная деятельность, так как познание осуществляется не только в целях учения, но и для открытия нового. Однако, при этом содержание понятия «учебная деятельность» не является подмножеством содержания понятия «познавательная деятельность».
С другой стороны, хотя для дошкольников познавательная деятельность протекает обычно в учебно-познавательном виде, понятие «учебная деятельность» шире понятия «учебно-познавательная деятельность» потому, что в ходе учения применяются действия не только познавательного, но и тренировочного характера, связанные с отработкой умений и навыков.
В результате анализа понятий «познавательная деятельность», «учебная деятельность» и «учебно-познавательная деятельность», можно сказать, что учебно-познавательная деятельность дошкольников является подструктурой деятельности как системы. Ее особенностью является направленность структурных компонентов на осуществление целей, усвоение содержания и результатов воспитания, обучения, развития.
Учебно-познавательная деятельность состоит из следующих компонентов:
Рис.1
Рассмотрим каждый компонент отдельно:
1. Целеполагание, предполагает создание условий для поддерживания любопытства, осуществления познавательной мотивации как направленности дошкольников на отдельные стороны учебно-познавательной деятельности, связанные с внутренним отношением ребенка к ней.
2. Выбор и освоения способов познания состоит из основных систем ведущих знаний и способов их получения. Так как осмысление познавательной информации невозможно без использования дошкольниками таких мыслительных процессов как анализ и синтез, сравнение и систематизация, обобщение и классификация, абстрагирование, то при развитии учебно-познавательной деятельности педагог должен обеспечить успешное формирование интеллектуальных умений дошкольников, связанных с переработкой усваиваемой информацией. С этой целью в процессе занятия необходимо обучать их выявлению существенных признаков явлений и вычленению из них общего, сопоставлению факторов с заданием, умению делать обобщение и выводы, нахождению связей между изучаемыми предметами и явлениями окружающей действительности. О сформированности мыслительных операций у старших дошкольников можно судить по умению ими вычленять главное, существенное, связывать факты, делать выводы. Содержательный компонент состоит из двух подсистем: уже усвоенных знаний, умений и навыков (фундамент изучения нового), и собственно новых знаний и способов действий, которые являются объектом усвоения. Процессуальный (операционный) компонент представляет собой способы деятельности (действия, операции), составляющие основу выполнения деятельности.
3. Осуществления оценки своей деятельности, предполагающий оценку эффективности учебно-познавательной деятельности. Поэтому учебно-познавательной деятельность старших дошкольников должна содержать действия, направленные на формирование у них умений самооценки и самоконтроля. Успешность деятельности во многом зависит от сформированности у детей умений управлять ею. Для развития самоконтроля и само коррекции нужно научить детей правильно ставить вопросы, формулировать ответы, осуществлять оценку правильности решения задания, сравнивать свое решение, свой выбранный способ действия с образцом, уметь высказывать свою точку зрения.
Познавательная деятельность:
Рис.2
познавательный интерес – направленность (избирательная направленность ребенка на предметы и явления окружающие действительность), устойчивость постоянное стремление к познанию, к новым знаниям), осознанность, эмоциональная насыщенность;
познавательная потребность - потребность в знаниях степень выраженности, предпочитаемый способ удовлетворения, отчетливое проявление исследовательского интереса к миру;
познавательная активность – Это готовность и стремление ребенка к усвоению знаний, приобретению опыта и различных умений. Это стремление проявлять в меру своих детских возможностей инициативу, самостоятельность, волю, готовность выполнять какие-то действия для достижения результата. Чаще всего познавательная активность проявляется в процессе восприятия и мышления.
воображение - это создание мыслимого образа, то есть способность мысленно представить себе образ того или иного предмета или события, причем это может быть вполне существующий предмет, но в данное время не находящийся перед глазами. Это значит, что словосочетание «развито воображение» подразумевает развитость образного мышления. Воображение играет ключевую роль в развитии творческих способностей и абстрактного мышления, отвечает за умение моделировать и планировать что-либо.
Можно сделать вывод, что для развития у детей старшего дошкольного возраста учебно-познавательной деятельности необходимо, чтобы они овладели указанными выше компонентами.
Практика показала, что с помощью использования традиционных средств развития учебно-познавательной деятельности детей нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение разнообразных средств.
Одним из эффективных педагогических средств для развития учебно-познавательной деятельности у детей является ТРИЗ - теория решения изобретательских задач.
В свою очередь, основной особенностью технологии ТРИЗ, в отличие от традиционных средств является возможность самостоятельно детям находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. Технология ТРИЗ позволяет развивать, с одной стороны, такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – познавательный интерес, познавательную потребность, познавательную активность, стремления к новизне; творческому воображению.
Изучив и проанализировав структуру и компоненты познавательной деятельности, были подобраны игры и упражнение ТРИЗ на их развитие.
Таблица 1
Компоненты познавательной деятельности |
Название игр и упражнений |
Познавательный интерес |
«Курочка Ряба» «Необитаемый остров» «Предложи выход из ситуации» «Эмпатия» |
Познавательная потребность |
«Хорошо-плохо» «Сказка – рассказ» «Кем был раньше?» Игра «Вопрос – ответ» «Чем был – тем стал» |
Познавательная активность |
«Спроектируй дворец» «Разработай новую модель часов» «Придумай новую игрушку» «Как уберечь продукты от мышей?» -«Как не намокнуть под дождем?» «Как мышам достать сыр из-под носа кота?» «Как оставить кусочек лета в зиму?» |
Воображение |
«Сказочное животное (растение)» «Придумай и свой конец сказки» «На что похожи наши ладошки» «Да – нет» «Волшебные кляксы» «Волшебники» «Красная шапочка» |
Список литературы
Ахременкова, И. З. Учебная деятельность, её структура и условия, психологические вопросы формирования учебной деятельности в дошкольном возрасте: [Электронный ресурс] / И. З. Ахременкова.- Режим доступа: http://www. strdefektolog.ru
Альтшуллер Г.С., Злотин Б. Л., Зусман А. В. Теория и практика ТРИЗ. – Кишинев, 1989.
Альтшуллеp Г.С. Злотин Б.Л., Зусман А.В. ПОИСК HОВЫХ ИДЕЙ: ОТ ОЗАРЕHИЯ К ТЕХHОЛОГИИ(Теоpия и пpактика pешения изобpетательских задач), Кишинев, "Каpтя Молдовеняскэ", 1989.
Вардянян, А. У. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления [Текст] / А. У. Вардянян, Г. А. Варданян. - БГПИ: Уфа, 1985.
Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. [Текст] - Москва: Просвещение, 2004.
Дубских, В. А. Организация учебно-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]: автореферат дис. кандидата педагогических наук / В.А. Дубских.- Режим доступа: http://www.dlib.rsl.ru.- 2012
Жихар О.П. ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2006
Рубрика "ТРИЗ+дошкольное воспитание" в журнале для педагогов дошкольников "Пралеска", с мая 1997 г. Журнал министерства науки и образования РБ. Постоянные ведущие рубрики Н.Н.Хоменко и Т.Г.Скуратович.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.- Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
Приложение 1
Развитие познавательного интереса
Игра «Курочка Ряба»
Цель: развитие у ребенкапостоянного стремления к познанию
Ход
Курочка Ряба, снесла яичко, не золотое, а железное. Дед бил-бил не разбил. Баба била-била не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало, не разбилось, а придавило мышке хвостик. Как помочь мышке, вызволить хвостик? Что случилось дальше?
Игра «Необитаемый остров»
Цель: развитие у ребенка осознанности, эмоциональной насыщенности
Ход
Золотая рыбка решила исполнить одно твоё желание. Ты загадал, что хочешь много денег, чтобы купить сладости, игрушки. Рыбка исполнит твоё желание, с тем условием, что ты попадёшь на необитаемый остров и будешь жить там один. Воспользуешься ли ты желанием? Как ты выберешься с необитаемого острова, если тебе надоест быть одному?
Игра «Предложи выход из ситуации»
Цель: развитие у ребенка мышления, осознанности
Ход
Маше на день рождение друзья подарили энциклопедию «Животный мир», мама подарила такую же энциклопедию, бабушка подарила такую же энциклопедию. Предложи Маше, что с ними сделать?
Игра «Эмпатия»
Цель: развитие у ребенка умение искать разные выходы из ситуации
Ход
«Ты – муха, которая залетела в дом. На столе стоит банка с вареньем тебе очень хочется варенья, но банка закрыта. Что ты сделаешь? Расскажи».
«Я злая девочка, а ты мама птенца. Уговори меня, чтобы я не взяла в руки твоего птенца ».
Приложение 2
Развитие познавательной потребности
Игра «Хорошо-плохо»
Цель: развитие у ребенка исследовательского интереса к миру
Ход
Воспитатель начинает - «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает - «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит - «В» хорошо, потому что «Г» и т.д.
Пример: гулять - хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце - плохо, потому что жарко. Жарко - хорошо, потому что лето и т. д.
Упражнение «Сказка – рассказ»
Цель: развитие у ребенка восприятия, мышления
Ход
После прочтения сказки дети с помощью воспитателя отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.
Игра «Кем был раньше?»
Цель: формирование у детей умение называть прошлое предмета или объекта, развивать смекалку, мышление
Ход
Воспитатель называет предмет или объект, а дети называют его название в прошедшем времени.
Например:
- Шкаф (доска)
- Хлеб (мука)
- Дуб (жёлудь)
-Лягушка (головастик)
-Бабочка (гусеница)
-Рубашка (ткань)
-Рыба (икринка).
Игра «Вопрос – ответ»
Цель: развитие смекалки, фантазии, умения рассуждать, доказывать
Ход
Дети становятся в шеренгу у края ковра. Взрослый поочередно бросает каждому ребенку мяч и задает вопрос, ребенок возвращает мяч, дает ответ и делает шаг вперед. Если нет ответа, ребенок остается на месте. Выигрывает тот, кто первым дойдет до противоположного края ковра.
Например:
- Почему снег белый?
- Почему лягушки квакают?
- Сколько голов у Змея-Горыныча?
- Чей сын цыпленок?
- Сколько хвостов у двух ослов?
Ответы могут быть точными или творческими с фантазией
Игра «Чем был – тем стал»
Цель: развитие любознательности
Правила игры: Ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют …
Ход
При уточнении понятия относительности размера
Воспитатель: Это было маленьким, а стало большим.
Дети: Был маленьким медвежонком, а стал взрослым медведем.
Воспитатель: Было деревом, а стало…Чем может стать дерево?
Дети: Домиком для берлоги, домик для бобра, берлога для медведя.
Приложение 3
Развитие воображения
Игра «Сказочное животное (растение)»
Цель: развитие у ребенка образного мышления
Ход
Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название нарисованному. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений).
Упражнение «На что похожи наши ладошки»
Цель: развитие у ребенка фантазии
Ход
Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.
Игра «Придумай по схеме сказку»
Цель: учить детей по схеме сочинять сказку, развитие логического мышления, фантазии.
Материал: карточки со схематичным изображением предметов и объектов.
Ход
Воспитатель раздаёт детям карточки со схематичным изображением предметов и объектов и предлагает детям придумать и рассказать сказку.
Игра «Да – нет»
Цель: развитие у ребенка создание мыслимого образа
Ход
Воспитатель загадывает животное.
Дети задают вопросы:
Оно большое? (да)
Оно прыгает? (да)
У него есть копыта? (нет)
У него длинные уши? (да)
У него короткий хвост? (да)
Это заяц? (да).
Упражнение «Волшебные кляксы»
Цель: развитие у ребенка образного мышления
Ход
Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.
Упражнение «Волшебники»
Цель: развитие мышления, памяти, умение фантазировать
Ход
Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».
Игра «Красная шапочка»
Цель: развитие у детей нестандартного мышления
Ход
Необходимы бумага и фломастеры. Детям напомнить эпизод из сказки, когда волк переодевается в бабушку, а Красная Шапочка удивляется.
Ведущий предлагает детям предмет, в который превратится бабушка (часы, стакан, душ, окно, сапог, гитара, свечка) и просит назвать свойства этого предмета (Например: стакан – прозрачный, пустой).
Затем ведущий рисует бабушку, ее части тела с предметом превращения и используя названные свойства.
Например: бабушка – стакан, вместо туловища стакан, над ним голова в косынке, внизу и по бокам конечности.
Кто-то из детей – Красная Шапочка подходит к плакату и спрашивает:
- Бабушка, почему ты такая (называется одно из свойств) прозрачная?
Остальные дети отвечают от имени бабушки:
- Чтобы видеть, сколько я съела.
- Как ты защитишься от волка? (Выплесну на него содержимое живота или спрячу голову, руки и ноги в стакан, как в панцирь.)
Приложение 4
Развитие познавательной активности
Игра «Спроектируй дворец»
Цель: развитие умение планировать и моделировать
Ход
Предложить детям построить из конструктора дворец для принцессы.
Игра «Разработай новую модель часов»
Цель: развитие у ребенка проявлять самостоятельность, умение моделировать
Ход
Предложить детям из геометрических фигур, конструктора, а так же другого материала сделать часы.
Игра «Придумай новую игрушку»
Цель: развитие у ребенка проявлять в меру свои детские возможности, инициативу
Ход
Предложить детям нарисовать игрушку, которая не существует.
Упражнения «Как уберечь продукты от мышей?», «Как не намокнуть под дождем?», «Как мышам достать сыр из-под носа кота?», «Как оставить кусочек лета в зиму?»
В данных упражнениях используется один из методов ТРИЗ - мозговой штурм. Целью мозгового штурма является постановка изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.