МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Галицкая Т.А. 1, Попова З.Н. 1
1ГПОУ "Киселёвский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания детей как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. 

Эстетическая и художественная культура - важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры, - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте, поскольку «именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности» (Б.Т. Лихачев).

Говоря об условиях и средствах эстетического воспитания можно констатировать, что они разнообразны, эффективны и эстетически воспитывает буквально всё, вся окружающая нас действительность. К важному источнику приобретения эстетического воспитания детей относится и искусство, в том числе и хореографическое, как выражение эстетического отношения человека к действительности, так как именно в нем «сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство» [2:48].

В наше социально-ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений играет решающую роль в развитии творческой и успешной личности ребенка, что является немаловажным для эстетического воспитания человека.

Идею использования движения, как средства формирования личности ребенка, выдвинул швейцарский ученый и композитор Э.Ж. Далькроз. По его мнению, ритм музыки и пластики объединяются в движении.

Музыкально-ритмическое воспитание - это система упражнений, которая даёт занимающимся бодрость, мышечную радость, повышает тонус нервной системы. Сюда входит неограниченный набор движений, воздействующий на все части тела, на развитие ловкости, гибкости, выносливости, пластичности.

Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей, преподаватели хореографии имеют возможность проводить большую воспитательную работу.

С раннего детства ребенок движениями выражает свои чувства, рожденные музыкой (ритмично прихлопывает, приплясывает). Играя, танцуя, ребенок упражняется в движении, осваивает его. Двигаясь под музыку, дети учатся полнее воспринимать ее и тем самым получать сильные впечатления от художественных произведений. При этом развивается их воображение, постепенно формируется вкус. Свобода и отсутствие напряжения - вот что характерно при выполнении детьми музыкально - ритмических движений. На занятиях ритмикой ребенок раскрепощается, больше узнаёт о своём организме, о его возможностях. Учится напрягать и расслаблять различные группы мышц.

Музыкальное воспитание средствами движения осуществляется в упражнениях, играх, плясках и танцах. Все указанные виды музыкально-ритмические движения выполняют общую задачу – добиться слитности характера движения и музыки. При этом у каждого вида ритмических движений есть свои функции.

Задача упражнений заключается в формировании основных навыков и умений выразительного движения детей в ходьбе, беге, поскоках, прыжках, отдельных танцевальных элементах. Музыкальные игры направлены на выражение эмоционального содержания музыки. Используются сюжетные игры, осуществляемые в образных движениях по определенным правилам, и несюжетные - в зависимости от характера музыкального произведения. Ритмико-танцевальный комплекс состоит из: а) гимнастических упражнений, б) танцевальных движений.

Одним из основных составляющих ритмико-танцевального комплекса является музыка.

Музыка - одно из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящее окружающую нас действительность в звуковых образах. Правильный подбор музыкального сопровождения не только улучшает качество движений, но и придаёт им особую выразительность. Поэтому музыка, звучащая на уроках по ритмике, должна положительно влиять на эмоциональное состояние детей, развитие координации движений и слуха.

Итак, музыкально-ритмическая деятельность и музыкально-танцевальный образ – это яркий, эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний. Дети во время занятий должны получить представления и впечатления о том, как танцевально-музыкальное движение выражает внутренний мир человека, что красота композиции – это совершенство движений и линий человеческого тела, выразительность, легкость, сила, грация.

Опираясь на теоретические и практические исследования по данной проблеме, мы пришли к убеждению того, что педагогическая ценность творческой деятельности ребенка в танцевальном коллективе обеспечивается интеграцией хореографии с музыкой, игровым и театральным искусством. И это очень ценно для успешной работы танцевального коллектива.

Педагогу в своей работе следует придерживаться основных принципов: комплексность, систематичность, последовательность и повторность.

Кроме того, педагог хореографического коллектива должен твердо стоять на том, что занятия хореографией должно приносить детям радость, иначе оно теряет свою суть. Хорошее самочувствие ребенка, хорошее настроение, отсутствие боязни оказаться неуклюжим и получить за это замечание педагога, вот основные условия, необходимые для полноценного развития детей в процессе занятий танцами. Именно благоприятная эмоциональная атмосфера, в которой дети работают радостно и непринужденно играет важную роль в реализации творческих задач.

Из всего вышесказанного, мы утвердились в том, как важно давать детям грамотную и систематическую подготовку в хореографическом классе. Наблюдая за детьми, убеждаешься, как овладев необходимыми знаниями, навыками и умениями, научившись понимать и осмысливать содержание изучаемого хореографического материала, выразительно его исполнять, они по-новому, более активно и сознательно начинают относиться к занятиям. В результате активного эмоционального знакомства с хореографией формируется художественный вкус детей, они начинают подмечать и воспринимать прекрасное не только в искусстве, но и в жизни.

Таким образом, проведенная работа по исследованию данной проблемы позволила заключить следующее: решая задачи, направленные на развитие у детей интереса к музыкально-ритмическим движениям, приобщая их к богатейшему опыту человечества, накопленному в хореографическом искусстве, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого и эстетически воспитанного современного человека.

Библиографический список

1. Антропова Л.В. Развитие выразительности в процессе обучения хореографическому искусству // Образование и общество – 2011 – № 4 – С. 121-124.

2. Белов В.А. Особенности формирования эстетических эмоций средствами хореографического искусства // Вестник ЧГАКИ – 2009 – №1 – С. 47-50.

3. Дуденгефер Л.Н Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: (руководителей хореографических коллективов). - Республика Коми 2014.

4. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе. Тамбов - 2001.

5. Фирилева Ж.Е. Са-Фи-дансе: танцевально-игровая гимнастика для детей. Санкт-Петербург 2007.

Просмотров работы: 417