ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "МИР ПРЕКРАСЕН, НО НЕ БЕЗОПАСЕН" - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "МИР ПРЕКРАСЕН, НО НЕ БЕЗОПАСЕН"

Ефимова А.С. 1, Герман Л.В. 1
1ГПОУ "Киселёвский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Пояснительная записка

Во всем мире все больше внимание уделяется вопросам безопасности человека: изучаются проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, техногенного и социального происхождения. Идет интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни. Особую тревогу люди испытывают за беззащитных маленьких граждан – дошколят. Сегодня сама жизнь доказала необходимость формирования не только у взрослых, но и у малышей культуры безопасности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка может стать небезопасной для него. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Поэтому главным в работе по данному направлению является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности. Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.

С целью формирования у детей дошкольного возраста культуры безопасности жизнедеятельности (состояния физической, психической и социальной защищенности), как необходимого условия полноценного развития человека, разработана программа «Мир прекрасен, но не безопасен».

Одной из приоритетных для человечества задачявляется обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М. В. Ломоносова, В. А. Левицкого, И. М. Сеченова, А. А. Скочинского, Вернадского и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли разработки зарубежных исследователей А. Адлера, Б. Паскаля, 3. Фрейда, П. Маслоу и др.

Формирование культуры безопасности является педагогической составляющей процесса формирования адаптивной личности, поэтому понятие «культура безопасности» может быть положено в основу построения образовательного процесса в детском саду, нацеленного на формирование у воспитанников готовности к предупреждению и преодолению опасных ситуаций. Формирование культуры безопасности включает в себя формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

В ФГОС Дошкольного Образования социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Формирование культуры безопасностинеизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что - либо путём долгих и не всегда понятных детям наставлений. Всё это, как правило, даёт обратный результат. Если запретов будет слишком много – ребёнок не сможет выполнять их в полной мере и неизбежно будет нарушать.

Основным ориентиром должен стать учёт жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений.

Исходя из всего сказанного, возникла идея создания программы «Мир прекрасен, но не безопасен». Данная программа создана на основе программ Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной и примерной основной общеобразовательной программы под ред. Н.Е. Вераксы «От рождения до школы».

Цельюпрограммы «Мир прекрасен, но не безопасен» является создание единой системы взаимодействия педагогов и родителей, направленной на качественное улучшение работы по формированию у детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет культуры безопасности (основбезопасного поведения в быту, социуме и природе) и направлена на решение следующих задач:

  • повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения дошкольников правилам дорожного движения с использованием современных инновационных технологий;

  • активизацию пропагандистской деятельности среди родителей с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей;

  • освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему совместной образовательной деятельности со взрослыми;

  • создание развивающей предметно – пространственной среды, соответствующей требованиям ФГОС Дошкольного Образования

Программа основана напринципах:- научности (содержание программы построено на научных и исторических фактах); - доступности, учета возрастных особенностей детей дошкольного возраста;

- системности и последовательности (постепенный переход от более близкого ребенку, личностно значимого, к менее близкому);

- дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе формирования культуры безопасности);

- интегративности (реализация программы в сотрудничестве с семьей, учреждениями социума);

- гуманизации (умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера).

Перспективное планирование по формированию культуры безопасности детей дошкольного возраста

Область

Образовательная деятельность

Совместная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Количество часов в неделю

Количество часов в год

Количество часов в неделю

Количество часов в год

Количество часов в неделю

Количество часов в год

Социально-коммуникативное развитие (Безопасность)

20 мин.

12часов

25 мин.

15 часов

30 мин.

17 часов

Познавательные беседы. Игры малой подвижности. Игры- упражнения. Формирование КГН. Беседы. Дидактические игры Экспериментирование Театральные игры Настольно-печатные игры Игры с пальчиками Сюжетно- ролевые игры. Театрализованные игры Продуктивная деятельность Чтение художественной литературы Экскурсии Электронные обучающие игры Информационно коммуникационные технологии

Сроки реализации программы

Программа предполагает трехлетний период осуществления. Именно данный период является наиболее обозримым практически и наиболее удобным для схемы образовательной деятельности, включая в себя начало работы ее развития и подведение итогов. Это оптимальный вариант для экспериментальной деятельности по внедрению современных педагогических технологий в образовательный процесс ДОО, создание условий комфортности для успешной адаптации при переходе дошкольников на новую ступень обучения. Это возможность анализа результативности деятельности ДОО по формированию культуры безопасности у детей.

Этапы реализации программы:

Первый этап – подготовительный

Цель:изучение проблемы формирования представлений о безопасном поведении детей в системе «ДОО – семья, семья – ДОО».

Формы работы на данном этапе:

  • анкетирование родителей;

  • выявление уровня знаний о безопасном поведении ребенка в семье;

  • консультативная работа с воспитателями и родителями по результатам

  • анкетирования;

  • составление практических рекомендаций для родителей;

Второй этап - основной

Цель: внедрение эффективных форм и методов взаимодействия педагогов с детьми и родителями для повышения их компетентности в формировании культуры безопасности

Формы работы на данном этапе:

  • создание соответствующей развивающей предметно – пространственной среды;

  • апробирование и внедрение форм и методов взаимодействия педагогов с детьми через воспитание потребности в безопасном поведении;

  • разработка методических рекомендаций для родителей и педагогов.

Третий этап - заключительный .

Условия реализации и формы работы

В программе «Мир прекрасен, но не безопасен» выделены три направления, раскрывающие вопросы безопасного поведения в быту, социуме, природе. Программа содержит календарно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности, которая предполагает различные виды взаимодействия взрослого с ребёнком: беседы, вопросы и задания к детям, игровые тренинги поведения в опасных ситуациях, игры-драматизации, продуктивную деятельность, использование художественного слова. Всё это поможет сделать процесс обучения интересным и непринуждённым. Прилагаются сценарии итоговых праздников и развлечений соответствующей тематики, которые педагог может использовать по своему усмотрению. В программу также включены материалы для практического применения в работе с детьми.

Наряду с традиционными формами обучения в ДОО, большое внимание уделяется организации различных видов деятельности и приобретению детьми поведенческого опыта. Ведь знания, которые мы даем детям, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. При организации методической работы с педагогами используются такие формы работы, как педсоветы, деловые игры, психологические тренинги.

Реализация программы невозможна без программно-методического обеспечения материала, соответствующего возрастным особенностям детей дошкольного возраста и создания богатой развивающей среды:

  • различные пособия, демонстрационный материал (плакаты, дорожные знаки, модели разных видов транспорта, детские коляски, куклы, атрибуты для игр по правилам уличного движения, макеты перекрестка, домов и улиц);

  • настольно-печатные игры по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, воспитанию ЗОЖ («Осторожно, дорога!», «Незнайка на улице», «Дорожные знаки», «Зеленый светофор»);

  • дидактические игры по всем разделам познавательного направления, демонстрационный, методический материал (альбомы на разные темы, иллюстрации, наборы игрушек, серии картинок или открыток, разнообразные коллекции, макеты и др.), подборки книг, познавательных детских энциклопедий, видеофильмов, слайдов;

  • правильное освещение;

  • магнитофон;

  • компьютер;

  • DVD

Создание развивающей среды, отвечающей возможностям и потребностям ребенка, способствует развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей, от чего в первую очередь зависит эффективность решения задач по формированию у детей культуры безопасности и здорового образа жизни, воспитанию ценностного отношения к себе и окружающему миру.

Возрастные особенности детей4-5 лет

К среднему дошкольному возрасту увеличивается осознанность и произвольность поведения, постепенно усиливается роль речи (взрослого и самого ребенка) в управлении поведением ребенка. Это позволяет решать более сложные задачи в области безопасности. Но следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребенка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении (неспособность вставать на позицию другого). Опираясь на представления детей об источниках опасности, воспитатель продолжает работу по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности. У детей этого возраста формируют представления о некоторых видах опасных ситуаций (бытовых, социальных, природных), с некоторыми видами они сталкиваются в своей жизни (приготовление горячей пищи на кухонной плите, подача горячих блюд на стол, использование горячей воды при купании, поездка в лифте, автобусе, автомобиле, прогулка по берегу водоёма, посещение зоопарка пешеходная прогулка по городу и др.). Эти события мы называем стандартными опасными ситуациями. Они характеризуются тем, что присутствуют в опыте ребенка, систематически повторяются. Стандартная опасная ситуация ожидаема, предсказуема. Способ безопасного поведения в ней ребенку известен. Начиная с 4 лет необходимо формировать представления о некоторых способах безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях (не включать кран с горячей водой в отсутствие взрослого, не играть вблизи работающей кухонной плиты, использовать по назначению столовые приборы, входить в лифт после взрослого, переходить дорогу на зелёный сигнал светофора рядом со взрослым или держа его за руку и др.), в том числе в различных видах детской деятельности (продуктивной, двигательной, музыкально-художественной, трудовой). Формируя представления, следует приобщать детей к способам безопасного поведения в некоторых стандартных опасных ситуациях (при использовании колющих и режущих инструментов, бытовых приборов, на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрёстков, при перемещении в лифте, автомобиле) и учит следовать им при напоминании взрослого. Воспитателю важно помнить, что повторяемость стандартных ситуаций приводит к снижению внимания ребенка, потере познавательного интереса. Чтобы избежать этого, необходимо варьировать, разнообразить ситуации в деталях, в последовательности их развёртывания и т.д. Надо учить обращаться за помощью к взрослому в стандартной опасной ситуации, используя соответствующие речевые конструкции. Вся образовательная работа направлена на стимулирование осторожного и осмотрительного отношения детей к стандартным опасным ситуациям.

В работе по формированию культуры безопасности в окружающем мире природы, в том числе основ бережливого и экономного отношения к природным и энергетическим ресурсам, задачей выступает формирование первичных представлений детей о некоторых источниках опасности для окружающего мира природы (транспорт, неосторожные действия человека) и некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуаций (лесные пожары, вырубка деревьев). Необходимо расширять и уточнять представления о правилах безопасного для окружающего мира природы поведения и добиваться их ситуативного выполнения в реальных жизненных ситуациях (не ходить по клумбам, газонам, не рвать растения, листья и ветки деревьев и кустарников, не распугивать птиц, не засорять водоёмы не оставлять мусор в лесу, парке, не пользоваться огнём без взрослого, выключать свет, если уходишь из помещения, закрывать кран сразу после мытья рук и т.д.); обращать внимание детей на то, что опасное для человека (транспорт, огонь) опасно и для мира природы. Поощряя проявления осторожного и осмотрительного отношения детей к природе, экономного и бережливого отношения к природным и энергетическим ресурсам, воспитатель добивается осознанного выполнения правил безопасного поведения.

Основные задачи психолого-педагогической работы:

По формированию культуры безопасности собственной жизнедеятельности:

  • формировать представления о некоторых видах опасных ситуаций (бытовых, социальных, природных)

  • формировать представления о способах безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях (не включать кран с горячей водой в отсутствие взрослого, не играть вблизи работающей кухонной плиты, использовать по назначению столовые приборы, входить в лифт после взрослого, переходить дорогу на зелёный сигнал светофора рядом со взрослым или держа его за руку и др.), в том числе в различных видах деятельности (продуктивной, двигательной, музыкально-художественной, трудовой) ;

  • приобщать к способам безопасного поведения в некоторых стандартных опасных ситуациях (при использовании колющих и режущих инструментов, бытовых приборов, на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрёстков, при перемещении в лифте, автомобиле) и учить следовать им при напоминании взрослого

  • учить обращаться за помощью к взрослому в стандартной опасной ситуации);

  • стимулировать осторожное и осмотрительное отношение к стандартным опасным ситуациям

По формированию культуры безопасности в окружающем мире природы, в том числе основ бережливого и экономичного отношения к природным ресурсам:

  • формировать первичные представления о некоторых источниках опасности для окружающего мира природы (транспорт, неосторожные действия человека) и некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуаций (лесные пожары, вырубка деревьев)

  • расширять и уточнять представления о правилах безопасного для окружающего мира природы поведения и добиваться их ситуативного выполнения в реальных жизненных ситуациях (не ходить по клумбам, газонам, не рвать растения, листья и ветки деревьев и кустарников, не распугивать птиц, не засорять водоёмы, не оставлять мусор в лесу, парке, не пользоваться огнём без взрослого; выключать свет, если уходишь из помещения; закрывать кран сразу после мытья рук и др.)

  • поощрять проявления осторожного и осмотрительного отношения к природе, экономного и бережливого отношения к природным ресурсам).

ПЕРСПЕКТИТИВНЫЙ ПЛАН ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СРЕДНЯЯ ГРУППА

СЕНТЯБРЬ

неделя

Совместная деятельность взрослого и ребенка с учетом интеграции

образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

I

«Знакомство с улицей»Цель: дополнить представления детей об улице новыми сведениями: дома на ней имеют разное назначение, в одних живут люди, в других находятся учреждения – магазины, школа, почта, детский сад.

Беседа

«Что я видел на улице»

Внести в центр ОБЖ картинки с изображением улицы

II

«Разные машины» Цель: расширять представления детей о машинах, которые движутся по проезжей части улицы. Движение машин может быть односторонним и двусторонним. Проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией.

Показ иллюстраций с различными машинами

Пополнить центр ОБЖ книжками – раскрасками с изображением различных видов машин.

III

«Движение на улице»

Цель: учить детей не нарушать правила дорожного движения, гулять на улице только с родителями и под их присмотром. Закрепить знания о трех сигналах светофора.

Чтение пословиц и загадок о дорожном движении.

Строительный материал, машины, игрушка светофор.

IV

«Пешеходный переход» Цель: закрепить представления детей о назначении перехода. Воспитывать умение применять в повседневной жизни полученные знания.

Показ иллюстраций с переходным переходом

Предложить настольно – печатную игру «Юный пешеход»

ОКТЯБРЬ

неделя

Совместная деятельность взрослого и ребенка с учетом интеграции

образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

 

I

«Фрукты полезны взрослым и детям». Цель: уточнить знание детей о полезных продуктах, их значения для здоровья и хорошего настроения.

Д/И «Угадай на вкус»

Внести иллюстрации «Дары осени».

II

«Я знаю, что можно, что нельзя». Цель: дать знания детям о предметах которые могут быть опасными в быту при неосторожном обращении с ними.

Д/У «Угости Мишку чаем», «Погладим Мишке штанишки».

Пополнить игровой уголок «Моя семья» предметами: гладильная доска, утюг, чайник.

III

«Светофор - наш добрый друг»

Цель: закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах, о цвете – красный, желтый, зеленый. Воспитывать умение применять в повседневной жизни полученные знания.

Чтение стихотворения Берестова «Светофор нас в гости ждет»,

П/И «Автомобили».

Внести электронную игрушку - светофор, макет пешеходного перехода.

IV

«Огонь-друг, огонь-враг»

Цель: продолжать знакомить с правилами пожарной безопасности. Довести до сведения детей, чем опасны игры со спичками и электроприборами.

Чтение и анализ сказки «Кошкин дом» С.Я.Маршака

Предложить сюжетные картинки по теме«Огонь-друг, огонь-враг»

НОЯБРЬ

неделя

Совместная деятельность взрослого и ребенка с учетом интеграции

образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

 

I

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

Цель: воспитывать положительное отношение к культурно – гигиеническим процедурам.

Чтение потешек по теме «Культурно – гигиенические навыки»

Пополнить атрибутами С/Р игру «Семья».

II

Экспериментальная деятельность.

Опыт со свечой.

Цель: показать, что свеча дает нам тепло, свет, но может и обжечь. От нее могут загореться предметы.

Чтение стихотворения С. Маршака «Кошкин дом».

Предложить книжку – раскладушку потешки

«Тили - бом! Тили - бом!»

III

«Дорога и дорожка»

Цель: познакомить детей с понятиями: тротуар для пешеходов- маленькая дорожка; проезжая часть для машин- большая дорога.

Продуктивная деятельность. Конструирование: «Строим дорогу и тротуар»».

Внести в центр ОБЖ пластины широкие и узкие; маленькие машины, мелкие игрушки-«пешеходы».

 

IV

«Ребенок и его старшие приятели».

Цель: научить детей говорить «нет», если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию.

«Я, ты, он, она» - беседа.

Пополнить книжный уголок сказкой «Малыш и Карлсон».

 

ДЕКАБРЬ

неделя

Совместная деятельность взрослого и ребенка с учетом интеграции

образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

 

I

«Светофор»

Цель: закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах, о цвете – красный, желтый, зеленый.

Просмотр видеофильма «Детям о ПДД»

Внести атрибуты для С/Р игра «Мы пешеходы» -

игрушку светофор, машины.

II

«Предметы, требующие осторожного обращения». Цель: предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать вывод о последствиях не осторожного обращения с такими предметами.

Дидактические, развивающие игры и упражнения: «Источники опасности». Я знаю что можно, что нельзя».

Внести дидактическое пособие «Опасные предметы»

III

«Контакты с незнакомыми людьми на улице». Цель: рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить ребенка правильно себя в таких ситуациях.

Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Атрибуты для игры – драматизации сказки «Волк и семеро козлят»

IV

Ребенок и здоровье. Чтение художественной литературы: «К.Чуковский «Мойдодыр» , А. Барто «Девочка чумазая». Цель: познакомить детей с произведением о культуре внешнего вида.

Игра – драматизация прочитанных произведений.

Пополнить книжный уголок произведениям: «К.Чуковский «Мойдодыр» , А. Барто «Девочка чумазая», З. Александрова «Купание».

ЯНВАРЬ

неделя

Совместная деятельность взрослого и ребенка с учетом интеграции

образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

 

III

Экскурсия: «В гостях в медицинском кабинете». Цель: воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, закрепить знания о витаминах, уточнить представление об овощах. Закрепить понятие детей, что врачи лечат заболевших людей, помогают им побороть болезнь и снова стать здоровым.

Д/И «Профессии»

Выставка детского творчества по теме «Врач»

IV

Ребенок и здоровье. «Вкусный ли снег?»

Цель: дать детям конкретную и четкую установку, что есть снег опасно для здоровья.

Опытно – исследовательская деятельность: «Опыты со снегом (качество талой воды)».

Пополнить выносной материал для прогулки различными ёмкостями.

ФЕВРАЛЬ

неделя

Совместная деятельность взрослого и ребенка с учетом интеграции

образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

 

I

«Поможем девочке найти бабушку».

Цель: подвести детей к понятию, что нельзя без разрешения выходить из дома, из группы, с участка; разговаривать с незнакомыми людьми.

Игра-драматизация по сказке «Колобок»

Атрибуты для игры-драматизации.

II

«Кто живет рядом с нами». Цель: уточнить знания детей о домашних животных, о их пользе и вреде.

Чтение потешек о домашних животных. Презентация «Кто живет рядом с нами».

Рассматривание иллюстраций домашних животных.

III

«Пожароопасные предметы». Цель: помочь детям хорошо запомнить основную группу пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться как в городе , так и в сельской местности.

Д./и. «Чтобы не было беды»

Обогатить с./р. Игру «Пожарные» новыми атрибутами: огнетушитель, лопата, носилки.

IV

«Как я буду заботиться о своем здоровье». Цель: формировать у детей навыки охраны жизни и здоровья.

Создание совместного коллажа «Чтобы быть здоровым, нужно..»

Вырезки-картинки из журналов, буклетов; клей, кисточки, лист ватмана.

МАРТ

неделя

Совместная деятельность взрослого и ребенка с учетом интеграции

образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

 

I

«Улица полна неожиданностей»

Цель: формировать представление об улице, ее основных частях. Подвести к пониманию, что играть на проезжей части опасно. Закрепить знания об основных видах транспортных средств; назначение светофора его сигналов.

Музыкальное развлечение «Путешествие»

Слушанье и исполненье песен о транспорте.

Музыкальная игра «Мы едем, едем, едем…»

Внести настольно – печатную игру «Транспорт на улице»

«Звуки» (подражание шуму автомобиля, звонку трамвая, звуку клаксона и т.д.)

II

«Чистота и здоровье»

Цель: развивать у детей понимание значение и необходимости гигиенических процедур.

.

Игра-занятие: «У Мишки в гостях».

Чтение К. Чуковского «Мойдодыр».

Произведение К. Чуковского «Мойдодыр».

III

«Ребенок и природа».

Тема: «Кошки и собаки наши соседи»

Цель: учить детей, что необходимо помнить при общении с собаками. Формировать осторожное отношение в общении с животными на улице, как с потенциальными источниками заболевания.

Д/И «Что можно, что нельзя».

Внести сюжетные картинки на тему: «Добрый – злой» .

IV

«Где мы живем?»

Цель: формировать знания детей о месте жительства.

Д/И «Почтальон принес письмо»,

Чтение С.Михалков «Дом переехал».

Выставка фотографий «Мой дом и я в нем живу».

АПРЕЛЬ

неделя

Совместная деятельность взрослого и ребенка с учетом интеграции

образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

 

I

Старайся выглядеть опрятно”,После туалета мой руки с мылом”

Цель. самообслуживание , развитии культурно-гигиенических навыков.

Чтение сказки « О мыле, расческе и зеркале»

Внести игрушки-заместители: «мыло», «полотенце».

II

«Где можно и где нельзя играть»

Цель: познакомить детей с тем, что может произойти, если пойдешь один гулять. Формировать понятие тротуар, проезжая часть и переход.

Целевая прогулка «Знакомство с улицей»

Предметные и сюжетные картинки по теме «Где можно и где нельзя играть»

III

«Наши помощники и враги»

Цель: дать сведения детям, чем опасны некоторые приборы и бытовая техника дома. Убедить детей в необходимости быть, осторожными пользуясь ими.

Чтение рассказа И. Серякова «Машина, которую рисовать научили».

Чтение загадок о бытовых приборов.

Лото «Парные картинки».

IV

«Бережное отношение к живой природе»

Цель: воспитывать бережное отношение к природе: не ломать веток, не срывать листья с деревьев; не рвать луговые цветы без особой надобности.

Наблюдение и беседа во время прогулки.

Предложить трафареты цветов, листьев деревьев.

МАЙ

неделя

Совместная деятельность взрослого и ребенка с учетом интеграции

образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

 

I

«Ребенок на улице».

Цель: формировать представление об улице, ее основных частях. Подвести к пониманию, что играть на проезжей части опасно. Закрепить знания об основных видах транспортных средств; назначение светофора его сигналов.

Развлечение «Осторожно, дорога!»

Пополнить атрибутами С/р. игру «Едем в гости».

II

«Ребенок и природа». Проигрывание ситуации «Осторожно! я кусаюсь» (насекомые)Цель: способствовать формированию представлений детей о поведении при взаимодействии с пчелами, осами

Беседа о насекомых.

П/И «Медведь и пчелы».

Разрезные картинки «Ребенок и природа»

III

«Не берите детки у чужих конфетки».

Цель: учить правильно вести себя с незнакомым человеком, уметь отказаться от соблазнительных предложений.

Рассматривание и обсуждение типичных ситуаций с незнакомыми людьми. Чтение отрывка сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Дидактический материал «Внимание! Опасно!»

IV

«Отношение к больному человеку».

Цель: воспитывать в детях чувство сострадания стремление помочь больным, одиноким, пожилым людям. Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья.

Беседа-презентация.

Пополнить атрибутами С/р. игру «Больница».

Возрастные особенности детей 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте продолжает расти осознанность и произвольность поведения ребенка, преодолевается эгоцентрическая позиция (ребенок становится способным встать на позицию другого). Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть(предвосхищать) близкие и отдалённые последствия действий и поступков собственных и других людей. Всё это делает возможным решение более сложных задач в образовательной области «Безопасность». При формировании у детей данного возраста культуры безопасности собственной жизнедеятельности важно расширять и уточнять представления о некоторых видах опасных ситуаций (стандартных и нестандартных), причинах их возникновения в быту, социуме, природе. Нестандартные опасные ситуации в опыте ребенка отсутствуют, у него нет готового способа действий. Необходимо показывать ребенку варианты поведения в нестандартных опасных ситуациях, используя уже имеющиеся у него представления и освоенные способы поведения в стандартных ситуациях. Опираясь на растущие возможности детского мышления, надо показывать причины возникновения опасных ситуаций, делать очевидной для ребенка связь причины и опасного последствия и на этой основе учить избегать опасного развития различных ситуаций или предотвращать его. Решать данные задачи следует на основе содержания произведений художественной литературы, мультфильмов, телепередач, игр и других видов детской деятельности.

Воспитателю необходимо расширять и уточнять представления детей о способах безопасного поведения в стандартных и нестандартных опасных ситуациях, учить видеть такие ситуации в различных видах детской деятельности (трудовой, продуктивной, двигательной, музыкально-художественной) при использовании инструментов, материалов, оборудования и т.д. В старшем дошкольном возрасте способы безопасного поведения в некоторых стандартных опасных ситуациях должны быть закреплены и осознаны (как вести себя на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в лифте, автомобиле). Ребенок использует их без напоминания взрослого и может объяснить, почему надо делать так, а не иначе. По-прежнему важно обучать детей способам обращения за помощью к взрослому в стандартной и нестандартной опасной ситуации, параллельно решая задачи социализации и коммуникативного развития личности старшего дошкольника. Поощряя осторожное и осмотрительное отношение к стандартным опасным ситуациям, надо стимулировать предложение помощи другому (взрослому, сверстнику, младшему). Очень важно, чтобы ребенок не просто оказ0ывал помощь другому, но и объяснял ему (убеждал его), почему надо действовать и поступать определенным образом. При формировании основ безопасности окружающего мира природы, в том числе основ бережливого и экономного отношения к природным и энергетическим ресурсам, надо дать детям первичные представления о жизненно важных потребностях людей и необходимых для их удовлетворения природных(водных, почвенных, растительных, животного мира) и энергетических ресурсах, в том числе и родного края. Важно показать детям ограниченность (исчерпаемость) ресурсов и помочь понять необходимость экономного и бережливого отношения к ним. В этом возрасте продолжаем расширять и уточнять полученные раннее представления детей о некоторых источниках опасности для окружающего мира природы. Транспорт, техника, неосторожные действия человека, деятельность людей, опасные природные явления (гроза, наводнение, сильный ветер) могут наносить вред растениям и животным, сокращать (и даже уничтожать) природные и энергетические ресурсы. Надо познакомить детей с некоторыми видами опасных для окружающего мира природы ситуаций (загрязнение воздуха, воды, вырубка деревьев, лесные пожары). Расширяя и уточняя представления детей о способах безопасного для окружающего мира природы поведения, необходимо обеспечить их выполнение без напоминания взрослого в реальных жизненных ситуациях (не ходить по клумбам, газонам, не рвать растения, листья и ветки деревьев и кустарников, не распугивать птиц, не засорять водоёмы не оставлять мусор в лесу, парке, собирать мусор в специально отведенные контейнеры, пользоваться огнём в специально оборудованном месте, тщательно заливать место костра водой перед уходом, выключать свет, если уходишь из помещения, закрывать кран сразу после пользования водой, закрывать за собой дверь для сохранения тепла, экономно расходовать бумагу для собственных нужд). Во всех образовательных и реальных жизненных ситуациях важно поощрять осторожное и осмотрительное отношение детей к природе, экономное и бережливое отношение к природным и энергетическим ресурсам.

Основные задачи психолого-педагогической работы:

По формированию культуры безопасности собственной жизнедеятельности:

  • расширять и уточнять представления о некоторых видах опасных ситуаций (стандартных и нестандартных), причинах их возникновения в быту, социуме, природе

  • расширять и уточнять представления о способах безопасного поведения в стандартных и нестандартных опасных ситуациях, различных видах детской деятельности (трудовой, продуктивной, двигательной, музыкально-художественной;

  • обеспечивать освоение способов безопасного поведения в некоторых стандартных опасных ситуациях (на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрёстков, при перемещении в лифте, автомобиле) и использование их без напоминания взрослого);

  • обучать способам обращения за помощью к взрослому в стандартной и нестандартной опасной ситуации;

  • поощрять предложение помощи другому в стандартной опасной ситуации;

  • поощрять осторожное и осмотрительное отношение к стандартным опасным ситуациям.

По формированию культуры безопасности в окружающем мире природы, в том числе основ бережливого и экономного отношения к природным ресурсам:

  • формировать первичные представления о жизненно важных для людей потребностях и необходимых для их удовлетворения природных (водных, почвенных, растительных, животного мира) ресурсах, в том числе и родного края, об ограниченности природных ресурсов и необходимости экономного и бережливого отношения к ним;

  • расширять и уточнять представления о некоторых источниках опасности для окружающего мира природы (транспорт, неосторожные действия человека, деятельность людей, опасные природные явления – гроза, наводнение, сильный ветер;

  • расширять и уточнять представления о некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуаций (загрязнение воздуха, воды, вырубка деревьев, лесные пожары));

  • расширять и уточнять представления о правилах безопасного для окружающего мира природы поведения и учить выполнять их без напоминания взрослого в реальных жизненных ситуациях ( не ходить по клумбам, газонам, не рвать и не ломать растения, листья и ветки деревьев и кустарников; не распугивать птиц; не засорять водоёмы; не оставлять мусор в лесу, парке; выбрасывать мусор только в специально оборудованном месте; выключать свет, если уходишь из помещения; закрывать кран сразу после пользования водой; закрывать за собой дверь для сохранения тепла; экономно расходовать бумагу для собственных нужд и др.));

  • поощрять осторожное и осмотрительное отношение к природе, бережливое и экономное отношение к природным ресурсам.

ПЕРСПЕКТИТИВНЫЙ ПЛАН ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СТАРШАЯ ГРУППА

СЕНТЯБРЬ

неделя

Совместная деятельность взрослого и ребенка с учетом интеграции

образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

I

«Правила безопасного перехода через улицу» Цель: закреплять представление детей о правилах поведения на улице города. Закреплять знания о правилах движения, познакомить с основными видами транспортных средств.

Чтение худ. литературы: В.Суслов «Его сигнал для всех закон».

Загадки о правилах дорожного движения

Внести в уголок по ПДД Плакат, на котором изображены различные ситуации на дорогах. Строительный материал.

II

«Ядовитые грибы» Цель: закрепить и обобщить знания детей о грибах, учить их различать на съедобные и несъедобные грибы, развивать память и наблюдательность.

Рисование «Нарисуй, чтобы запомнить и не трогать» (мухомор). Загадки о грибах.

Д/игра «Съедобное – несъедобное»

Пополнить развивающую среду иллюстрациями и макетами грибов.

III

«О здоровье».Цель: продолжать пополнять знания детей о здоровом образе жизни. Помочь понять, что здоровье зависит от таких факторов как, соблюдение режима дня, правильного питания, занятий спортом, соблюдением правил личной гигиены.

Д/игры: «туалетные принадлежности», «Полезное и вредное».

Разместить в книжном уголке художественную литературу: К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая».

IV

«Правила поведения на участке детского сада во время прогулки».Цель:учить соблюдать правила безопасного поведения на участке, напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке.

Д/игры: «Опасно – не опасно», «Раз, два, три, что может быть опасно – найди».

Пополнить центр по ОБЖ иллюстрациями и сюжетными картинками с изображением опасных ситуаций, которые могут подстерегать детей на участке.

ОКТЯБРЬ

неделя

Совместная деятельность взрослого и ребенка с учетом интеграции

образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

I

«Опасность контактов с незнакомыми взрослыми» Цель: рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице. Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Милиции» - 02.

Повторение домашнего адреса и Ф.И.О. родителей.

Д/игра «Узнай по описанию».

В книжный уголок поместить сказку Шарль Перро «Красная Шапочка»

II

«Опасно – безопасно» Цель: уточнить представления детей об источниках опасности в доме, их назначении, о правилах пользования. Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Пожарной части» - 01

Д/игра « Раз, два, три, что может быть опасно – найди»

Пополнить центр безопасности иллюстрациями и сюжетными картинками с изображением опасных предметов и ситуации.

III

«Правила безопасного перехода через дорогу» Цель: уточнить представление детей о правилах поведения на улицах города, закрепить знания о правилах дорожного движения, о сигналах светофора и значении сигнала.

Рисование « Зебра – путь для пешехода».

Подвижная игра « Стой- иди».

Разместить в центр ПДД плакат, на котором изображены улицы города, дорожные знаки.

IV

« Правила оказания первой помощи – при ушибах, порезах» Цель: закреплять умение оказывать себе и другому первую помощь при порезах, ожогах, ушибах. Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Скорой помощи» - 03.

С/ ролевая игра « Травмпункт»

Поместить в центр по безопасности иллюстрации с изображением оказания первой помощи при ушибах и порезах.

НОЯБРЬ

неделя

Совместная деятельность взрослого и ребенка с учетом интеграции

образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

I

«Опасные предметы» Цель: уточнить представления детей об источниках опасности в доме, их назначении, о правилах пользования. Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Скорой помощи» - 03.

Д/игра « Правильно ли это».

С/ ролевая игра «Кухня»

Пополнить развивающую предметно – пространственную среду иллюстрациями с изображением опасных предметов и ситуаций.

II

Личная гигиена: « Ухо – это орган слуха» Цель: закреплять знания о том, что слух – это способность воспринимать окружающие звуки, а также бережно относится к слуху окружающих людей. Познакомить с профессией «Врач – ЛОР»

Посещение с детьми медицинского кабинета.

Д/игра « Что может повредить моему слуху»

Подбор стихов, пословиц, загадок.

Обогатить новыми атрибутами

с/ ролевую игру «Больница»

III

«Правила безопасного перехода через дорогу, правила поведения на улице» Цель: уточнить представление детей о правилах поведения на улицах города, закрепить знания о правилах дорожного движения, о тротуаре и проезжей части дороги.

Загадки о правилах дорожного движения.

Подвижная игра «Стоп».

Продуктивная деятельность. Конструирование: «Строим дорогу и тротуар»».

Внести: маленькие машины, мелкие игрушки-«пешеходы», плакаты на которых изображены улицы города, дорожные знаки.

IV

« Ты и дорога» Цель: развивать умение узнавать виды наземного транспорта по различным признакам .

Д/игра «Дорожные знаки» (лото)

В центр по изодеятельности поместить дорожные знаки

ДЕКАБРЬ

неделя

Совместная деятельность взрослого и ребенка с учетом интеграции

образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

I

« Контакты с незнакомыми людьми на улице» Цель: объяснить детям, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.

Д/игра « Наблюдайка» - описание человека, приметы как он выглядит.

Наблюдение на прогулке за внешностью разных людей, как они выглядят.

Атрибуты для игры – драматизации сказки «Волк и семеро козлят»

II

«Острые предметы» Цель: закрепить представление об острых, колючих и режущих предметах, предостеречь от несчастных случаев в быту.

Д/игра « Какие опасные предметы вы знаете?».

Чтение худ/ литературы: Е.Казаков «Чик- чик ножницами», Ю.Пермяк « Торопливый ножик», Н.Носов «Заплатка».

Пополнить развивающую предметно – пространственную среду иллюстрациями с изображением острых, колющих и режущих предметов.

III

«Забота о здоровье» Цель: навыки личной гигиены, профилактика заболевании, научить заботится о своём здоровье, избегать ситуации, приносящий вред здоровью.

Чтение худ/ литературы: К.Чуковский « Мойдодыр».

Д/игра « Туалетные принадлежности».

Игра с мячом «Полезное и вредное».

Внести для рассматривания иллюстрации по произведениям «К.Чуковский «Мойдодыр» , А. Барто «Девочка чумазая», З. Александрова «Купание».

IV

« В гостях у Айболита» Цель: закрепить умение оказывать первую помощь при ушибах , порезах и ожогах. Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Скорой помощи» - 03.

Чтение худ/ литературы: К.Чуковский « Доктор Айболит»

Д/игра « Мы – спасатели»

Пополнить атрибутами С/ р. игру « Травмпункт».

ЯНВАРЬ

неделя

Совместная деятельность взрослого и ребенка с учетом интеграции

образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

II

«Знакомься – бытовая техника» Цель: закреплять правила техники безопасности при обращении с электроприборами. Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Пожарной части» - 01

Д/игра «Что лишнее?»

Загадки и стихи о бытовой техники.

В уголок по безопасности поместить иллюстрации с изображением бытовой техники и опасных ситуаций связанных с использованием этой техники.

III

«Витамины и здоровье» Цель: обобщение знаний об охране и укреплении своего здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Загадки о витаминах ( в каких продуктах содержится витамин «С»).

Игра с мячом «Полезное и вредное».

Рассматривание иллюстрации «Что бывает с людьми при нехватке витаминов»

Пополнить атрибутами с/ р. игру «Поликлиника»

IV

«Как вести себя дома» Цель: уточнить представление детей о правилах безопасного поведения дома, определять дома – где высоко, где низко. Предложить запомнить предметы, опасные для жизни, здоровья и сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами.

Д/игра « Высоко – низко».

Аппликация « Опасные предметы».

Пополнить атрибутами с/ролевую игру «Семья».

ФЕВРАЛЬ

неделя

Совместная деятельность взрослого и ребенка с учетом интеграции

образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

I

«Мы – пассажиры» Цель: закреплять знания детей с понятием «пассажир», продолжать знакомить с правилами поведения в общественном транспорте.

Д/игра «Кто чем управляет»

Коллективная работа (аппликация) «Автобус»

Чтение худ/ литературы: Б. Заходер «Шофер»

Пополнить развивающую предметно - пространственную среду атрибутами для сюжетной игры «Путешествие по городу».

II

« Контакты с незнакомыми животными» Цель: закреплять знания детей с правилами безопасного поведения с животными, воспитание уважительного отношения к животным.

Чтение стихотворений и загадок про животных.

Наблюдение па прогулке за домашними животными (собака и кошка).

Рисование (цветными карандашами) « Моё любимое животное»

Внести иллюстрации домашних животных.

III

«Основные правила поведения и действия при пожаре» Цель: закрепить полученные знания о возникновении пожара, усвоить номер пожарной части, милиции и скорой помощи; ознакомиться с профессией пожарного и его действиями. Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Пожарной части» - 01.

Д/игра « Какие пожароопасные предметы знаешь».

Рассматривание иллюстрации с изображением опасных предметов и ситуации при пожаре.

Загадки (спички, огонь, лампочка, пожар, газ и т. д.)

Обогатить с./с. Игру «Пожарные». новыми атрибутами: огнетушитель, лопата, носилки. (пожарные на тушении)

IV

«Что может быть горячим» Цель: уточнить представление детей о правилах безопасного поведения дома, закреплять представления о том, что можно обжечься при небрежном пользовании горячей водой, паром, о кастрюлю, о плиту .

Аппликация «Кастрюля», «Чайник», «Утюг» по выбору ребёнка.

Д/игра « Соедини по точкам» (утюг)

Разместить иллюстрации с изображением опасных предметов, о которых можно обжечься.

МАРТ

неделя

Совместная деятельность взрослого и ребенка с учетом интеграции

образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

I

«Если ты потерялся на улице» Цель: учить правильно вести себя, если потерялся на улице и к кому обратиться за помощью в данной ситуации. Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Милиции» - 02..

Повторение домашнего адреса и Ф.И.О родителей. Подвижная игра «Беги ко мне».

Рисование (цветными карандашами) « Мой дом»

Обогатить развивающую предметно – пространственную среду телефонами, табличками с номерами телефонов служб спасения, настольно – печатные игры.

II

«Правила дорожные совсем – совсем не сложные» Цель: закрепление материала. Воспитывать у детей уважительное отношение к правилам дорожного движения и желание следовать им; повторить правила безопасного поведения на улице.

Д/игра «Кто быстрей соберёт светофор»

Загадки о транспорте и дорожных знаков.

Разместить в центр по ПДД плакаты, на которых изображены различные ситуации на дорогах.

III

«Безопасность на льду весной» Цель: рассказать детям о том, как надо вести себя у водоемов весной, познакомить со способами и средствами спасения утопающих, а также с правилами безопасного поведения на льду.

Наблюдение по картинкам «Что бывает, когда трескается лёд».

Чтение худ/ литературы: «Дед Мазай и зайцы»

Д/игра «Да - нет»

Пополнить центр по ОБЖ иллюстрациями с изображением опасных ситуаций на льду.

IV

«Эта спичка- невеличка» Цель: рассказать детям о том, для чего люди используют спички, разъяснить их опасность. Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Пожарной части» - 01.

Чтение худ/ литературы: К.Чуковского «Путаница».

Д/игра « Огнеопасные предметы».

Рассматривание иллюстрации с изображением опасных ситуации.

Внести атрибуты к с/ролевой игре «Пожарные на учениях»

АПРЕЛЬ

неделя

Совместная деятельность взрослого и ребенка с учетом интеграции

образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

I

«Пожарная безопасность» Цель: расширять представление о людях с профессией пожарного, закреплять знания о вредных свойствах огня. Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Пожарной части» - 01.

Рисование «Детям спички не игрушка»

Загадки (спички, огонь, лампочка, пожар ,газ и т. д.)

Коллективная работа (рисование) «Пожарная машина»

Разместить в центре по безопасности иллюстрации с изображением опасных предметов и ситуации при пожаре.

II

«Дороже алмаза своих два глаза» Цель: учить детей соблюдать культурно-гигиенические правила, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, к здоровью окружающих людей. Познакомить с профессией «Врач – офтальмолог»

Посещение с детьми медицинского кабинета.

Д/игра «Что может повредить моему зрению».

Подбор стихов, пословиц, загадок.

Пополнить атрибутами с/ролевую игру «Поликлиника».

III

«Чтобы не было беды» Цель: уточнить представление детей о правилах пожарной безопасности дома и в детском саду, Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Пожарной части» - 01.

Экскурсия по детскому саду.

Чтение худ/ литературы: С.Я.Маршак « Пожар».

Отгадывание загадок

Обогатить развивающую предметно – пространственную среду дидактическими играми: «Какие пожароопасные предметы знаешь», «Огнеопасные предметы», «Можно – нельзя».

IV

«Нужные и ненужные тебе лекарства. Беседа о домашней аптечке» Цель: познакомить детей с понятием «лекарство», «яд» и объяснить, что дети не должны принимать лекарства самостоятельно и брать или что-либо другое у незнакомых людей.

Экскурсия в медицинский кабинет.

Рассматривание иллюстрации с изображением опасных ситуации.

Внести в группу атрибуты к с/ролевой игре «Аптека».

МАЙ

неделя

Совместная деятельность взрослого и ребенка с учетом интеграции

образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

I

«Руки – это лицо человека» Цель: продолжать учить детей самостоятельно ухаживать за руками, а также расширять знания детей о значении рук в трудовой деятельности.

Д/игра «Гигиенические принадлежности»

Чтение худ/ литературы: К.Чуковский « Мойдодыр».

Пополнить развивающую предметно – пространственную среду сюжетными картинками по теме.

II

«Какие опасные предметы ты знаешь» Цель: уточнить представления детей об источниках опасности в доме, их назначении, о правилах пользования. Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Скорой помощи» - 03.

Рисование: «Какие опасные предметы ты знаешь».

Загадки с изображением отгадок.

Д/игра « Можно – нельзя»

Внести иллюстрации с изображением опасных предметов.

III

«Огонь - наш друг или враг» Цель: рассказать об открытии человеком огня, дать элементарные сведения об электричестве и электроприборах, правила обращения с огнём.

Чтение худ/ литературы: стих. Е. Ильин « Огонь» Д/игра « Что горит, что не горит» Загадки (спички, огонь, лампочка, пожар ,газ и т. д.)

Разместить в книжном уголке художественную литературу: К.И. Чуковский «Путаница», Л.Н. Толстой «Пожарные собаки», С..Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».

IV

« Безопасность при отдыхе на природе» Цель: познакомить детей с правилами безопасного поведения на природе; рассказать о влиянии на человека погодных условии» одежда по погоде.

Подбор стихов, пословиц, загадок. Рассматривание иллюстрации с изображением опасных ситуации.

Д/игра « Да - нет»

обогатить центр безопасности иллюстрациями и сюжетными картинками с изображением опасных ситуаций при отдыхе на природе.

Возрастные особенности детей

6-7 лет

В работе с детьми 6-7 лет, воспитатель опирается, прежде всего, на возросшую способность детского мышления к обобщению и зарождающуюся рефлексию. Развитие речи, её планирующей функции, а также растущая произвольность и осознанность поведения выступают в качестве условий, обеспечивающих успешную работу воспитателя. По формированию культуры безопасности собственной жизнедеятельности стоит задача расширять, уточнять и систематизировать представления о некоторых видах опасных ситуаций (в буту, на улице, в природе), о способах и правилах поведения в стандартных и нестандартных (непредвиденных) опасных ситуациях. В представлениях детей должна найти отражение специфика конкретного региона (типичные опасные ситуации, обусловленные географическим положением, климатом, политическим, экономическими условиями и пр.) и конкретной территории, окружающей ДОУ (наличие большого водоёма, строительной площадки и пр.). Воспитатель должен добиваться осознанного выполнения детьми основных правил безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях (переходить улицу в указанных местах в соответствии со световыми сигналами светофора, не ходить по проезжей части дороги и не играть вблизи дороги, не играть огнём, в отсутствие взрослых не пользоваться электрическими приборами, не трогать без разрешения острые, колющие и режущие предметы), в различных видах детской деятельности. Надо научить детей в случае необходимости самостоятельно набирать телефонный номер службы спасения (01). Важно формировать у детей некоторые способы безопасного поведения в современной информационной среде (включать телевизор для просмотра конкретной программы, выбор программы продолжительность просмотра и согласовывать со взрослыми; включать компьютер для конкретного занятия, содержание и которого согласовывать со взрослым); поощрять проявления взаимопомощи, осмотрительности и осторожности в нестандартных и потенциально опасных ситуациях При формировании культуры безопасности детей в окружающем мире природы, в том числе основ бережливого и экономного отношения к природным и энергетическим ресурсам, воспитатель решает задачу уточнения и расширения представлений детей о жизненно важных потребностях людей и необходимых для их удовлетворения ресурсах (водных, почвенных, растительных, минеральных, климатических, животного мира), о важности экономного и бережливого их расходования. Продолжаем расширять, уточнять и начинаем систематизировать представления детей о некоторых источниках опасности для окружающего мира природы (транспорт, неосторожные действия человека, деятельность людей, катастрофы, опасные природные явления-гроза, наводнение, сильный ветер, мороз, жара, землетрясение, извержение вулканов). Необходимо расширять, уточнять и систематизировать представления о некоторых видах опасных для окружающего мира ситуаций (загрязнение воздуха, воды, вырубка деревьев, засуха, лесные пожары, осушение водоёмов), привлекая знания, полученные детьми при чтении литературных произведений, просмотре фильмов, мультфильмов, телепередач, беседах со взрослыми.

Расширяя, уточняя и систематизируя представления о правилах безопасного для окружающего мира природы поведения, важно обеспечить их выполнение без напоминания взрослого в реальных жизненных условиях (не ходить по клумбам, газонам, не рвать растения, листья и ветки деревьев и кустарников, не распугивать птиц, не засорять водоёмы не оставлять мусор в лесу, парке, собирать мусор в специально отведенные контейнеры, пользоваться огнём в специально оборудованном месте, тщательно заливать место костра водой перед уходом, выключать свет, если уходишь из помещения, выключать бытовые электроприборы (телевизор, компьютер и др.), закрывать кран сразу после пользования водой, закрывать за собой дверь для сохранения тепла, экономно расходовать бумагу для собственных нужд).

Основные задачи психолого-педагогической работы:

По формированию культуры безопасности собственной жизнедеятельности:

  • расширять, уточнять и систематизировать представления о некоторых видах опасных ситуаций (в быту, на улице, в природе));

  • расширять и уточнять представления о способах поведения в стандартных и нестандартных (непредвиденных) опасных ситуациях);

  • добиваться осознанного выполнения основных правил безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях (переходить улицу в указанных местах в соответствии со световыми сигналами светофора, не ходить по проезжей части дороги и не играть вблизи дороги, не играть с огнём, в отсутствии взрослых не пользоваться электрическими приборами, не трогать без разрешения острые, колющие и режущие предметы), различных видах детской деятельности;

  • научить в случае необходимости самостоятельно набирать телефонный номер службы спасения (01) );

  • формировать некоторые способы безопасного поведения в современной информационной среде (включать телевизор для просмотра конкретной программы, выбор программы и продолжительность просмотра согласовывать со взрослым; включать компьютер для конкретного занятия, содержание и продолжительность которого согласовывать со взрослым);

  • поощрять проявления осмотрительности и осторожности в нестандартных и потенциально опасных ситуациях .

По формированию культуры безопасности в окружающем мире природы, в том числе основ бережливого и экономного отношения к природным ресурсам:

  • расширять представления о жизненно важных для людей потребностях и необходимых для их удовлетворения природных (водных, почвенных, растительных, минеральных, климатических, животного мира) ресурсах, в том числе и родного края, об ограниченности природных ресурсов и необходимости экономного и бережливого отношения к ним;

  • расширять, уточнять и систематизировать представления о некоторых источниках опасности для окружающего мира природы ( транспорт, неосторожные действия человека, деятельность людей, катастрофы, опасные природные явления – гроза, наводнение, сильный ветер, сильный мороз, землетрясение, извержение вулканов) ;

  • расширять, уточнять и систематизировать представления о правилах безопасного для окружающего мира природы поведения и учить выполнять их без напоминания взрослого ( не ходить по клумбам, газонам, не рвать растения, листья и ветки деревьев и кустарников; не распугивать птиц; не засорять водоёмы и почву; пользоваться огнём в специально оборудованном месте; тщательно залить место костра водой перед уходом; выключать свет, если уходишь из помещения; выключать электроприборы ( телевизор, компьютер), если уже не пользуешься ими; закрывать кран сразу после пользования водой; закрывать за собой двери и оконные рамы для сохранения тепла; экономно расходовать бумагу для собственных нужд и др.; требовать от других людей выполнения этих ;формировать предпосылки экологического сознания в виде наличия у ребёнка представлений о некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуаций, освоения правил безопасного для окружающего мира природы поведения; осторожного и осмотрительного отношения к окружающему миру природы, бережливого и экономного отношения к природным ресурсам.

ПЕРСПЕКТИТИВНЫЙ ПЛАН ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

СЕНТЯБРЬ

неделя

Совместная деятельность взрослого и ребенка с учетом интеграции

образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

I

«История дорожного движения».Цель: познакомить с историей возникновения дороги, автомобиля, правил дорожного движения. Закрепить умение различать дорожные знаки по их назначению.

Чтение худ. литературы: В.Суслов «Его сигнал для всех закон».

Д/игра «Светофор».

Внести в центр по ПДД плакат, на котором изображены различные ситуации на дорогах, дорожные знаки.

II

«Быть здоровым я хочу».Цель: формировать представление о значении здоровья. Помочь понять, что здоровье зависит от таких факторов как, соблюдение режима дня, правильного питания, занятий спортом, соблюдением правил личной гигиены.

Чтение стихов о здоровом образе жизни «О здоровье».

Пополнить развивающую среду иллюстрациями, сюжетными картинками по теме.

III

«Знаете ли вы правила пожарной безопасности?» Цель: уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, познакомить с историей возникновения профессии Пожарного, учить слышать и отвечать на вопрос воспитателя

Беседы о правилах пожарной безопасности

Обогатить центр ОБЖ иллюстрациями и сюжетными картинками с изображением опасных ситуаций при пожаре.

IV

«Опасные предметы».Цель: формировать представление об опасных для жизни предметах, которые встречаются в быту. Обучать правильному обращению с ножницами, иголкой , ножом.

Д/игра « Раз, два, три, что может быть опасно – найди»

Разместить в центре по ОБЖ иллюстрации, картинки с изображением опасных для жизни предметов, которые встречаются в быту.

ОКТЯБРЬ

неделя

Совместная деятельность взрослого и ребенка с учетом интеграции

образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

I

«Витамины я люблю, быть здоровым я хочу». Цель: рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека; объяснить, как витамины влияют на организм человека. Помочь понять, что здоровье зависит от правильного питания: еда должна быть не только вкусной, но и полезной.

Д/игра «Полезное и вредное».

Загадки о витаминах ( в каких продуктах содержится витамин «С»).

Внести сюжетные картинки по теме.

II

«Кухня – не место для игр».Цель:уточнить представление детей о опасностях таящихся на кухне,

закрепить представление об острых, колючих и режущих предметах, предостеречь от несчастных случаев в быту.

Д/игра « Какие опасные предметы вы знаете?»

Пополнить центр по ОБЖ иллюстрациями с изображением опасных предметов, которые встречаются на кухне и различных ситуаций, которые могут привести к несчастным случаям.

III

«Правила безопасности в транспорте».Цель: познакомить с понятием «мертвая зона», меры безопасности при посадке, в салоне транспорта. Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя, находить решение проблемной ситуации.

Коллективная работа (аппликация) «Автобус»

Организовать выставку в центре ОБЖ пассажирского транспорта.

IV

«Внешность человека может быть обманчива?»Цель: объяснить детям, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения и наоборот, неприятная внешность не всегда означает не добрые намерения.

Д/игры: «Поступи правильно», «Знакомый, свой, чужой».

Чтение стихотворения

М. Фисенко «Дядя из кино»

Разместить в книжном уголке художественную литературу: сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне», Аксаков «Аленький цветочек».

НОЯБРЬ

неделя

Совместная деятельность взрослого и ребенка с учетом интеграции

образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

I

«Что делать при пожаре в лесу?»Цель: познакомить с номерами телефонов, по которым можно вызвать пожарных. (01, 112). Рассказать какие виды пожаров встречаются в лесу, и как защитить себя от травм и ожогов.

Игровой тренинг «Эвакуация при пожаре».

Организовать выставку детских работ «Пожар в лесу»

II

«Осторожно, микробы!» Цель: закреплять представления детей о значении для здоровья санитарно – гигиенических мероприятий, формировать представления о причине некоторых заболеваний – микробах.

Посещение с детьми медицинского кабинета.

Подбор стихов, пословиц, загадок.

Пополнить новыми атрибутами

С/ ролевую игру «Больница»

III

«Знай и выполняй правила уличного движения»Цель: расширять знания детей о правилах поведения на дороге, о том, что нельзя играть около проезжей части, что транспорт ездит по правой стороне дороги, закрепить знание цвета разных знаков, их форму, назначение.

Загадки о правилах дорожного движения.

Конкурс рисунков «Дорожные знаки».

В центр по изодеятельности поместить дорожные знаки

IV

«Если ребёнок потерялся» Цель: учить правильно вести себя, если потерялся на улице, в торговом центре или других местах и к кому обратиться за помощью в данной ситуации. Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Милиции» - 02..

Повторение домашнего адреса и Ф.И.О родителей.

Обыгрывание опасных ситуаций.

Пополнить развивающую среду телефонами, карточками с номерами телефонов милиции, пожарных, скорой помощи.

ДЕКАБРЬ

неделя

Совместная деятельность взрослого и ребенка с учетом интеграции

образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

I

«Опасные участки на пешеходной части улицы».Цель: познакомить с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы

Д/И «Разрезные знаки». Н/И «Транспорт».

Пополнить центр по ПДД атрибутами для сюжетной игры «пешеходный переход»

II

«Правила поведения при гололеде и гололедице». Цель: познакомить с таким природным явлением, которое бывает зимой, как гололед и гололедица. Объяснить разницу, способы избежать травм и переломов.

Д/игра « Мы – спасатели»

Чтение стихотворения

И. Лешкевича «Гололёд»

Разместить в центре по ОБЖ иллюстрации с изображением опасных ситуаций на льду.

III

«Знакомство со своим телом. Личная гигиена» Цель: дать детям общее понятие об организме человека, его органах.Развивать умение и навыки ухаживания за своим телом, воспитывать бережное отношение к своему организму.Продолжать формировать практические навыки ухода за своим телом.

Д/игра « Туалетные принадлежности».

Внести иллюстрации по произведениям А. Барто «Девочка чумазая», З. Александрова «Купание».

IV

«Пусть елка Новогодняя нам радость принесет».Цель: пополнять знания о правилах пожарной безопасности во время Новогоднего праздниках, закреплять знания об осторожном использовании бенгальских огней петард, иллюминации.

Чтение А. Иванов – «Азбука безопасности», «Неразлучные друзья у нарядной елки».

Рисование: «новогодние игрушки»

н/игра «Лото осторожностей»

Обогатить развивающую предметно – пространственную среду новогодними игрушками, гирляндами…

ЯНВАРЬ

неделя

Совместная деятельность взрослого и ребенка с учетом интеграции

образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

II

«Службы спасения»Цель: уточнить и пополнить знания детей о существующих службах спасения, их работой по охране жизни и здоровья людей.

Д/игра «Что лишнее?».

Игровой тренинг «Мы вызываем службу спасения».

Видеофильм «уроки осторожности».

В центр по ОБЖ поместить иллюстрации с изображением служб спасения и опасных ситуаций для людей.

III

«Мои верные помощники» Цель: продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека; Обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания. Продолжить формирование интереса к познанию своего тела.

Экскурсия в кабинет медицинской сестры.

Подбор стихов, загадок.

Д/ игра «Видим, слышим, ощущаем».

Пополнить атрибутами С/ р. игру «Поликлиника»

IV

«Контакты с незнакомыми людьми на улице» Цель: рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить ребёнка правильно себя вести в таких ситуациях.

Чтение С. Маршак «Сказка о глупом мышонке».

Игра с карточками «Будь внимательным».

Обыгрывание опасных ситуаций.

Разместить в центре по ОБЖ сюжетные картинки опасных ситуаций при контакте с незнакомыми людьми.

ФЕВРАЛЬ

неделя

Совместная деятельность взрослого и ребенка с учетом интеграции

образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

I

«По дороге в детский сад»Цель: закрепить правила движения пешеходов и транспорта, воспитывать уважение к пешеходам и водителям закрепить знания о дорожных знаках «Пешеходный переход», «Осторожно, дети», «Внимание».

Коллективная работа составление безопасного маршрута из дома в детский сад.

Обыгрывание возможных сложных ситуаций.

Обогатить развивающую предметно – пространственную среду дорожными знаками, схемами района.

II

«Как вести себя, если вы обнаружили подозрительный предмет?»Цель: познакомить детей с предметами, которые могут вызвать подозрительность. Закрепить правила поведения в подобных ситуациях.

Д/игра «Что лишнее?».

Обыгрывание ситуации по теме.

Разместить в центре по ОБЖ картинки и иллюстрации с изображением предметов, которые могут вызвать подозрение.

III

«Опасная свеча»Цель: закрепить, какую опасность таит в себе пожар, формировать навыки пользования средствами индивидуальной защиты.

Рассматривание иллюстрации с изображением опасных предметов и ситуации при пожаре.

Д/игра « Какие пожароопасные предметы знаешь».

Загадки (спички, огонь, Свеча, лампочка, пожар, газ и т. д.)

Обогатить с./ролевую игру «Пожарные». новыми атрибутами: огнетушитель, лопата, носилки.

IV

«Осторожно сосульки!» Цель: дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для здоровья человека, учить беречься от сосулек, уметь предвидеть опасность.

Обыгрывание возможных опасных ситуаций.

Пополнение центра ОЮЖ иллюстрациями с изображением опасных ситуаций по теме.

МАРТ

неделя

Совместная деятельность взрослого и ребенка с учетом интеграции

образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

I

«Право ребёнка на здоровье»

Цель: познакомить детей с важнейшими правами человека, государственными документами о правах человека. Формировать желание заботиться о собственном здоровье.Научить обращаться за помощью в случае необходимости.

Д/игра «К нам пришёл Незнайка»

Закаливающие процедуры: «Обливание стоп ног», «Дорожка здоровья».

Внести картинки «Права ребёнка»

II

«Осторожно – электроприборы»Цель: уточнить и систематизировать знания детей о бытовых электроприборах. Учить бережному отношению к своему здоровью.

Д/игра «Четвёртый лишний»

Загадки о бытовых электроприборах.

Чтение художественной литературы. Сказка «Кот Федот».

Разместить в центре по ОБЖ сюжетные картинки опасных ситуаций при использовании бытовых приборах.

III

«Дорожная разметка» Цель: познакомить детей с видами дорожной разметки и многополосным движением.

Рисование: «Дорожная разметка»

Д/игра «Движение в городе»

Пополнить развивающую предметно – пространственную среду дидактическими играми: «Светофор», «Дорожные знаки», «Путешествие по городу»…

IV

«Одежда и здоровье»Цель: объяснить ребенку, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра. Чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться.

Д/ игра «Незнайкины ошибки».

Чтение: С. Михалков «Про мимозу».

Беседа «Почему люди болеют».

Обогатить развивающую предметно – пространственную среду дидактическими играм: «Что где лежит», «Каждой вещи свое место», «Одень куклу на прогулку», «Классификация одежды».

АПРЕЛЬ

неделя

Совместная деятельность взрослого и ребенка с учетом интеграции

образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

I

«Один дома» Цель: научить детей правильно вести себя в ситуации, когда они вынуждены остаться одни дома. Научить разбираться в ситуациях, которые несут в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях, уметь сказать «нет» на предложение незнакомого человека.

Д/И: «Знакомый, свой, чужой».

Решение проблемных ситуаций

Разместить в центр по ОБЖ иллюстрации и сюжетные картинки с изображением опасных ситуаций по теме.

II

«Лучший пешеход»Цель: закрепить правила поведения пешеходов на улице, знания информационных знаков, умение выполнять правильные действия в опасных ситуациях

Целевая прогулка «Улицы нашего города».

Составление альбома «Дорожные знаки».

Пополнить центр по ОБЖ новыми дорожными знаками «Телефон», «Автозаправочная станция», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи».

III

«Не играй с бродячими животными».Цель: разъяснить, что контакты с животными могут быть опасными, учить заботится о своей безопасности.

Отгадывание загадок.

Чтение сказки Т. Шорыгиной «День рождения Васи»

Внести в группу иллюстрации и сюжетные картинки с изображением опасных ситуаций при контакте с животными.

IV

«Пожар» как действовать?» Цель: пополнять знания детей о борьбе с пожаром, обобщить знания о правилах поведения в случае возникновения пожара. Отработать последовательность действий при эвакуации из детского сада. Учить сохранять спокойствие, собранность, воспитывать чувство ответственности.

Чтение стихотворения «Пожар».

Сюжетная игра «Если возник пожар».

Д/игра «Чем пожар я потушу»

Обогатить развивающую предметно – пространственную среду дидактическими играми: «»Пожароопасные предметы», «Горит – не горит», «Предметы – источники пожара», «Кому что нужно для работы», «Средства пожаротушения».

МАЙ

неделя

Совместная деятельность взрослого и ребенка с учетом интеграции

образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

I

«Чистота и здоровье» Цель: уточнить представление детей о том, что такое здоровье и как сберечь его, развивать понимание значения гигиенических процедур, правильного питания. Закаливания, занятий физической культурой и спортом.

Д/игра «туалетные принадлежности»

Чтение худ/ литературы: К.Чуковский « Мойдодыр».

Разместить в центр по ОБЖ иллюстрации и сюжетные картинки по теме.

II

«Балкон, окно и другие бытовые опасности» Цель: расширять представления детей об источниках опасности в доме, особенно таких как открытое окно и балкон Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Скорой помощи» - 03.

Рисование: «Какие опасные предметы ты знаешь».

Рассматривание иллюстрации с изображением опасных ситуаций.

Д/игра « Можно – нельзя»

В центр по безопасности поместить серию сюжетных картинок «Один дома»

III

«Огонь – наш друг, огонь – наш враг» Цель: учить осторожному обращению с огнём. Продолжать знакомить детей с тем, как огонь используется человеком в добрых целях, чем он опасен для жизни. Воспитывать уважение к профессии пожарных.

Чтение худ/ литературы: стих. Е. Ильин « Огонь» Д/игра « Что горит, что не горит» Загадки (спички, огонь, лампочка, пожар ,газ и т. д.) Просмотр видеофильма «Знать об этом должен каждый, безопасность – это важно!»

Пополнить книжный уголок художественной литературой: К.И. Чуковский «Путаница», Л.Н. Толстой «Пожарные собаки», С..Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

IV

« Безопасность при отдыхе на природе. Насекомые – польза или вред» Цель: сформировать представление у детей о том, что не всё в природе безопасно, дать знания о правилах безопасного поведения при встрече с насекомыми. Пояснить, что укус клеща приводит к серьезным заболеваниям, и своевременное обращение к врачу спасает людям жизнь. Познакомить с местами обитания клещей, их внешним видом и способами защиты от клещей.

Подбор стихов, пословиц, загадок.

Д/игра « Да - нет».

Игра – загадка «Кто это?»

В центр по ОБЖ поместить иллюстрации с изображением опасных насекомых.

Ожидаемые результаты программы

Программа будет применяться на практике, закрепятся новые знания об общепринятых нормах безопасности. В результате программы предполагается получить следующее:

- повышение профессиональной компетентности педагогов в области формирования культуры безопасности детей дошкольного возраста с использованием современных инновационных технологий;

-создание развивающей предметно – пространственной среды, соответствующей требованиям ФГОС ДО.

-активизация пропагандистской деятельности среди родителей с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей. Самое главное – успешная социализация ребенка в общество.

Учебно-методическое и информационное обеспечение

1.Федеральный закон РФ от 21.12.94 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

2. Постановление Правительства РФ от 24.07.95 № 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций".

3.Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПиН 2.4.1.3049 – 13

4.Стеркина, Р. Б.,. Князева, О. Л, Авдеева, Н. Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста [Текст]: Программа здоровьесберегающего направления / Р. Б.Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева, М.:Просвещение, 2010.

5.Антюхин, Э.С. , Сулла, М.А. Основы безопасности жизни [Текст]: Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности / Э.С Антюхин., М.А.Сулла-2008.34-37с. 6.Гарнышева, Т.П. Как научить детей ПДД? [Текст]: /Т.П. Гарнышева, Санкт –Петербург. 2010. – 3-6 с.

7. Тимофеева, Л. Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа. [Текст]: / Л. Л. Тимофеева, СПб. : ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015. -160 с.

8. Мошкин, В.Н. Закономерности воспитания культуры безопасности [Текст]: Основы безопасности жизни. М.: Просвещение, В.Н.Мошкин /– 2009. 18-28с.

Электронные ресурсы

1. http://festival.1september.ru/subjects/12/

2. uchkopilka.ruobzh…bezopasnost-zhiznedeyatelnosti…

3.kruzhka-po-obzh.html

47

Просмотров работы: 329