ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УРОВЕНЬ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УРОВЕНЬ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Волошин Е.И. 1
1Волгоградский государственный аграрный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Формирование доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации является неотъемлемой и одной из важнейших составляющих частей всего процесса управления бюджетной системой [4].

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, под доходами бюджетов бюджетной системы понимаются «поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета». При этом доходы бюджетов бюджетной системы подразделяются на налоговые, неналоговые доходы и безвозмездные поступления [1].

Волатильность экономической среды приводит к необходимости более детального и глубокого изучения процессов, протекающих в рамках управления бюджетами бюджетной системы Российской Федерации – от того, в какой степени результаты исполнения бюджетов по доходам будут соответствовать прогнозным и, главное, плановым показателям, во многом будет зависеть и развитие соответствующей территории. Увеличение объема финансовых ресурсов, поступающих в бюджеты бюджетной системы, должно в перспективе привести к кумулятивному росту доходов прочих субъектов экономики и росту деловой активности в целом [3].

Проблемам формирования доходной части государственного бюджета в нынешних условиях наряду с оптимизацией расходов уделяется все больше внимания. Существенным образом собирание доходов бюджета зависит конечно же от бюджетного устройства самого государства, которое в свою очередь устанавливается формой государственного устройства, собственно внутренним строением государства, системой взаимоотношений между отдельными административно-территориальными единицами на основе разделения властных полномочий. Подразделяются страны в зависимости от данной формы на две группы: унитарная, при ней сама бюджетная система состоит неизменно из двух уровней – государственный бюджет и местные бюджеты и далее отметим федеративную, при которой бюджет состоит уже из трех уровней – это государственный бюджет, также бюджеты членов федерации и конечно местные бюджеты.

Имеются и другие существенные факторы, которые обусловливают особенности формирования именно доходной части бюджета государства и в итоге могут быть классифицированы на внешние и внутренние. Так к внутренним факторам обычно относят:

- величину государства – то есть чем больше численность населения и площадь страны, тем больше рассчитывается объем зачисляющихся доходов в бюджет, что верно для тех государств, которые стоят приблизительно на одном уровне экономического развития;

- природно-ресурсные возможности государства – доходы от применения природных ресурсов становятся значимым источников наполнения доходов государственного бюджета, что дает возможность не только урезать расходы по их закупке для потребления внутреннего, но и заработать от их экспорта;

- состояние реального сектора экономики – чем значительнее уровень доходности субъектов хозяйствования, тем соответственно больший объем налогов зачисляется в бюджет на основании положительной динамики повышения налогооблагаемой базы, что, конечно же, помимо прямого вклада в бюджет государственный приводит также к понижению расходов государства на поддержание убыточных отраслей экономики;

- налоговая система этой страны – проведение эффективной и простой налоговой политики, которая не образовывает давления чрезмерного на население и субъекты хозяйствования, не утрачивая при этом свою стимулирующую функцию, ведет к росту налоговых поступлений в государственный бюджет.

К внешним факторам важно отнести ниже перечисленные:

- степень интеграции самого государства в мировую финансовую систему – удостоверяет способность страны стремительно и без существенных потерь адаптироваться к негативным трансформациям в мировой экономике и уменьшить их влияние как на экономическую ситуацию в самой стране в целом, так и на создание доходов бюджета;

- состояние платежного баланса страны – отрицательный баланс платежный способствует, прежде всего, оттоку капитала из страны, что, в итоге, может быть приведет к проблеме обслуживания государственного долга, роста дефицита государственного бюджета.

Среди выделенных факторов на наш взгляд наиболее важными, оказывающими максимальное влияние на формирование доходной базы государственного бюджета будет оптимизация именно налоговой политики, а также нужно отметить степень интеграции государства в мировую финансовую систему. Потенциал анализа совокупного влияния этих факторов на государственные доходы делает целесообразным рассмотрение формирования в Российской Федерации доходной части бюджета в разрезе налоговых поступлений с целью формирования унифицированных рекомендаций по ее упрочению.

Основная часть налоговых поступлений в консолидированный бюджет за январь-ноябрь 2016 года в России формируется за счет налога на добавленную стоимость – 2366,1 млрд.руб.; доходов от НДПИ, которые составляют 2660,6 млрд.руб. и занимают первое место, что связано с такой особенностью, как наличие достаточного природно-ресурсного потенциала; акцизов – 1177,1 млрд.руб., налога на прибыль -2576,1 млрд.руб., НДФЛ – 2591 млрд.руб. и имущественных налогов – 1056,8 млрд.руб. [9]

В целом же проведенный анализ показал, что главные тенденции, сформировавшиеся в бюджетно-налоговой сфере России, отвечали проистекающим экономическим процессам в обстоятельствах необходимости преодоления последствий негативных мирового финансово-экономического кризиса. Такая ситуация привела в конечном счете к осуществлению целого комплекса мер, устремленных на обеспечение надлежащего уровня налоговых поступлений в бюджет государства, которые в обстоятельствах нестабильности существенно снизились, что конечно же определено понижением результативности производственно-хозяйственной деятельности важнейших налогоплательщиков.

Формирование в целом доходной части бюджета в России осуществляется с учетом единых принципов с некоторыми специфическими чертами, которые связаны, прежде всего, с особенностями развития самой экономики страны и определением важнейших направлений стратегического развития. Мерами в целом по укреплению доходной базы государственного бюджета могут быть:

1. разработка многовариантных планов по исполнению доходной части бюджета, который учитывал бы непредсказуемость развития экономической ситуации в стране и влияние внешних факторов на формирование бюджета;

2. принятие ряда мер по либерализации условий экономической деятельности;

3. определение оптимального соотношения прямых и косвенных налогов в доходной базе бюджета;

4. налоговое стимулирование отдельных категорий субъектов хозяйствования;

5. совершенствование системы учета и взимания налогов, таможенных и других платежей, поступающих от субъектов экономической деятельности;

  1. создание и постоянное пополнение стабилизационного фонда [5].

В заключении хочется отметить, что реализация мероприятий по упрочению доходной базы бюджета государства на основе учета как внешних, так и факторов внутренних, проявляющих непосредственное влияние на его формирование, будет содействовать не только образованию благоприятных макроэкономических условий, но и росту рейтинга страны, как на международной арене, так и в рамках региональных интеграционных формирований.

Список использованных источников

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон: принят Гос. Думой 17.07.1998 г.: по сост. на 08.09.2015. – Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – 03 марта. - № 31. – ст. 3823ч.

  2. Грошев А.Р., Каратаев А.С., Каратаева Г.Е. Оценка влияния макроэкономических факторов на налоговые поступления в бюджет и построение модели прогнозирования доходов бюджета/А.Р.Грошев, А.С.Каратаев, Г.Е.Каратаева// Инновационное развитие экономики.- 2016.- № 3-1 (33). -С. 42-73.

  3. Домбровский Е.А. Резервы роста доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.: Дисс. … канд. эк. наук. Москва, 2013. -211 с. - С. 13.

  4. Ложечко А.С. К вопросу о влиянии факторов экономической неопределенности на формирование доходов бюджетов бюджетной системы российской федерации /Ложечко А.С.// Вестник науки и образования. -2015.- № 7 (9). -С. 55-60.

  5. Матусевич В. В. Факторы, влияющие на формирование доходов государственного бюджета - http://splanet.ru/paper/r1-279051.php

  6. Могилёв С.В. Анализ социально-экономических факторов доходов местных бюджетов /С.В.Могилёв// Финансы и кредит. -2013.- № 47 (575).- С. 58-65.

  7. Павлов В.И. Оценка достоверности прогнозируемых доходов федерального бюджета на 2016 год и потенциал доходов консолидированного бюджета российской федерации /В.И.Павлов //Вестник Института экономики Российской академии наук. -2016. -№ 2.- С. 165-172.

  8. Упоров И.В. Местные бюджеты: система наполнения доходами нуждается в коренном изменении /И.В.Упоров// Наука сегодня: проблемы и пути решения: материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях.- 2016.- С. 138-141.

  9. https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm - ИФНС России налоговая аналитика

Просмотров работы: 3346