КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Сагбиева П.Р. 1
1Дагестанский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Национальная система стандартизации представляет собой взаимосвязанную совокупность организационно-функциональных элементов, документов в области стандартизации, определяющих в том числе правила и процедуры стандартизации для осуществления деятельности по установлению требований и характеристик в целях их добровольного многократного использования. Документы в области стандартизации направлены на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции, повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг) и реализацию иных целей и задач стандартизации. [1]

Национальная стандартизация направлена на:

  • содействие социально-экономическому развитию России;

  • содействие интеграции РФ в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;

  • улучшение качества жизни населения страны;

  • обеспечение обороны страны и безопасности государства;

  • техническое перевооружение промышленности;

  • повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства. [2]

Законодательную и нормативную базу национальной системы стандартизации составляют: Конституция Российской Федерации, международные соглашения, регулирующие вопросы стандартизации, Федеральный закон "О техническом регулировании", определяющий правовые основы стандартизации в Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стандартизации, документы в области стандартизации, используемые на территории Российской Федерации.

На основе этой базы и принимаются программы национальной стандартизации на текущий год, с помощью которых повышается эффективность регулирования экономики страны.

За период с 2006 по 2010 годы принято и введено в действие более 3000 документов по стандартизации. Уровень их гармонизации с международными стандартами составляет 70 процентов.

Однако, существующие проблемы в национальной системе стандартизации в значительной степени обусловлены тем, что в Федеральном законе "О техническом регулировании" стандартизация в основном рассматривается как инструмент обеспечения выполнения требований технических регламентов. В указанном законе не в полной мере отражены положения, определяющие разработку и актуализацию документов в области стандартизации. Между тем стандартизация должна рассматриваться как инструмент повышения качества жизни граждан и конкурентоспособности продукции (работ, услуг). Кроме того, данный закон не регулирует отношения в области охраны труда, в социальной сфере, в области систем менеджмента, оказания услуг и других областях, применительно к которым разрабатываются национальные стандарты.

Организационно-функциональная структура системы стандартизации нуждается в модернизации, одним из основных аспектов которой является повышение роли национального органа по стандартизации для реализации целей и задач, предусмотренных настоящей Концепцией.

Продолжается отток специалистов по стандартизации из научно-исследовательских организаций и предприятий промышленности, что приводит к снижению качества разработки национальных стандартов по целому ряду направлений стандартизации.

В этой связи необходимо определить приоритеты, стратегические цели, задачи, принципы и направления развития национальной системы стандартизации.[1]

В прошлом году был принят Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Документ, в частности, предусматривает обязанность федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации разрабатывать, утверждать и вносить изменения в программу национальной стандартизации и перспективные программы стандартизации по приоритетным направлениям.

В целях реализации указанной нормы Росстандарт утвердил Программу национальной стандартизации в России на текущий год. Об этом сообщается на официальном сайте Минпромторга России.[2]

В структуре программы выделено несколько блоков, которые более подробно будут описаны ниже.

В соответствии с Федеральным Законом "О техническом регулировании" и Положением об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2003 г. N 594, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет опубликование вновь утвержденных национальных стандартов на официальном сайте Федерального агентства, а также устанавливает правила распространения официально опубликованных национальных стандартов и общероссийских классификаторов.

В соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по учету национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечению их доступности заинтересованным лицам, утвержденным приказом Минпромторга России от 6 ноября 2008 г. № 266 (п 62) «обеспечение на постоянной основе официального опубликования вновь утвержденных национальных стандартов, изменений, дополнений к ним в электронно-цифровой форме на Интернет-портале Федерального агентства в сети Интернет осуществляется в срок не более 30 дней после утверждения национальных стандартов. К официально опубликованным стандартам в электронно-цифровой форме обеспечивается свободный бесплатный доступ на срок, необходимый для ознакомления с ними - на 1 год». [3]

Руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Алексей Абрамов подписал указ, которым утвердил Программу национальной стандартизации на 2016 год. Действие Программы распространяется на всю территорию Российской Федерации.

Разработка указанного документа проводилась на основании Федерального закона «О техническом регулировании от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ. Кроме того учитывалось постановление Коллегии Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 3 от 22 сентября 2015 г. Это постановление было принято на совместном заседании Коллегии и Общественного совета при Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии.

Один из основных разделов документа - машиностроительный комплекс. В планах на текущий год формирование комплекса стандартов, необходимых для сокращения зависимости промышленности от импортной продукции и технологий, помогающих развитию производственной инфраструктуры, внедрению инновационных решений. Планируется создание нового, перспективного направления - системы национальных стандартов для аддитивного производства.

Для общетехнического комплекса предусматривается разработка национальных стандартов по бережливому производству. Ожидают изменения Единую систему конструкторской документации (ЕСКД). Тут будут проведены работы по межгосударственной стандартизации, которые приведут к сокращению сроков создания изделий машиностроения и приборостроения, снизят трудоемкость производства, повысят качество продукции.

Коснется стандартизация и комплекса «Информационные технологии». В частности планируется разработка стандартов для лазерного оборудования, информационных технологий, нанотехнологий, системы ГЛОНАСС и других.

Приоритетным направлением в Программе являются работы, касающиеся стандартизации приборостроительного и электротехнического комплексов.

Для социального комплекса планируется разработать стандарты по обеспечению безопасности труда. Подлежат стандартизации средства индивидуальной защиты, сферы защиты прав потребителей и развития административно-территориальных образований, объекты культурного наследия, научно-техническая информация, библиотечное и издательское дело, туристические услуги, область социального обслуживания населения.

Стандартизация пищевой продукции будет определяться концепцией и соответствующими программами Технических регламентов Таможенного союза: «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания» (ТР ТС 027/2012), «Технический регламент на масложировую продукцию» (ТР ТС 024/2011). Помимо этого будет разработано 189 стандартов под Программу стандартизации в приоритетных направлениях по агропромышленному комплексу до 2020 года.

Легкая промышленность, строительство, лесотехнический, металлургический, нефтехимический и горнорудный ТЭК, химический комплекс, тара, упаковка, здравоохранение – области, которые также охвачены Программой национальной стандартизации.

В целом в текущем году запланировано проработать 4723 темы. Предполагается, что 1813 стандартов будут разрабатываться за счет федерального бюджета, а разработка 798 документов по стандартизации ляжет на плечи разработчиков.

В ближайшем будущем Росстандарт планирует разместить Программу национальной стандартизации на своем сайте.[4]

Разработанные Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ) и представленные Техническим комитетом по стандартизации ТК 441 «Нанотехнологии» стандарты по нанотехнологиям с 1 апреля текущего года вступили в силу.

Все термины, определения понятий касающихся нанотехнологий, относящихся к характеристикам нанообъектов, методам их определения регламентируются ГОСТ Р 56647-2015 «Нанотехнологии. Часть 6. Характеристики нанообъектов и методы их определения. Термины и определения».

Термины, определения понятий нанотехнологий, которые относятся к процессам нанотехнологического производства устанавливаются ГОСТ Р 56662-2015 «Нанотехнологии. Часть 8. Процессы нанотехнологического производства. Термины и определения». Не все регламентируемые указанным стандартом процессы, термины и определения осуществляются в нанодиапазоне. Исходными материалами для изготовления продукции могут служить не только наноматериалы, но и обычные – зависит от возможностей управления этими процессами. [5]

Список использованной литературы:

1. Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://www.gost.ru/wps/portal/pages.ConceptionOfNationalStandartisation

2. Утверждена Программа национальной стандартизации на 2016 год. URL: http://www.garant.ru/news/692316/

3. Стандартизация: Опубликование стандартов и классификаторов. URL:http://www.gost.ru/wps/portal/pages/directions?WCM_GLOBAL_CONTEXT=/gost/GOSTRU/directions/Standardization/publish/publicationstandards

4. Программа национальной стандартизации. URL: http://metrologu.ru/news/standartizaciya/601-programma-nacionalnoy-standartizacii-na-2016-g-uzhe-utverzhdena-i-vskore-poyavitsya-na-sayte-rosstandarta.html

5. Нанотехнологии получили новые стандарты. URL: http://metrologu.ru/news/standartizaciya/637-nanotehnologii-poluchili-novye-standarty.html

 

Просмотров работы: 384