ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ МЕТАФОРА В ТЕКСТАХ СОВРЕМЕННОЙ ПЕРИОДИКИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ МЕТАФОРА В ТЕКСТАХ СОВРЕМЕННОЙ ПЕРИОДИКИ

Аллахверанова Т.Ф. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М. В.Ломоносова, Архангельск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
"Метафора - это действие ума, с чьей помощью мы постигаем то, что не под силу понятиям. Посредством близкого и подручного мы можем мысленно коснуться отдаленного и недосягаемого".

Ключевые слова: тропы, метафора, СМИ, периодика, общественное мнение, анализ, язык.

В современном мире средства массовой информации играют огромную роль в развитии общественного мнения. Особенно интересным представляется вопрос об анализе текстов современной периодики, в том числе исследование изобразительно - выразительных средств, используемых в данных материалах.

Статья посвящена анализу семантических моделей публицистических метафор и особенностей их употребления в текстах современной периодики. В связи с этим были поставлены следующие задачи: изучение теоретического материала по данной теме, частичная выборка метафор из отдельных номеров газет, выявление особенностей употребления данных тропов в рассматриваемых текстах.

Мною были рассмотрены многочисленные работы по изучению публицистической метафоры: Баранов А.Н, Караулов Ю.Н, Балашова Л.В, Москвин В.П.

Многие исследователи активно обсуждают язык текстов современной периодики. В данном случае язык представляет собой особую подсистему, предназначенную для коммуникации, пропаганды тех или иных идей, воздействия на выработку общественного мнения.

Изучение публицистической метафоры возможно при использовании контекстуального метода, анализа семантических моделей и степени узуальности тропов.

Источниками для изучения данной проблемы явились отдельные номера центральных и областных газет: "Комсомольская Правда", "Аргументы и факты", "Экспресс газета", "Жизнь", "Собеседник", "Поморская вечерка", "Российская газета", "Парламентская газета", "Ведомости", "Взгляд", "Независимая газета", "Завтра", "Известия", официальные сайты газет: arh.mk.ru, rg.ru, eg.ru.

Обычно выделяют три семантических типа языковой метафоры: номинативную, образную и когнитивную. В результате выборки на момент написания статьи было отобрано 70 текстовых фрагментов, включающих публицистические метафоры. Среди них метафор, в основе которых сходство по внешним качествам - 4, а по внутренним свойствам - 66. Из числа внутренних метафор преобладают те, которые характеризуются переносом свойств с конкретных физических явлений на социально-политические, экономические отношения.

Из выбранного количества метафор можно привести примеры наиболее ярких изобразительно-выразительных средств языка:

1. Сходство по внешним качествам:

- по форме: «Но в любой ситуации должен быть третий путь, выбор из двух зол и дорожка посередине» (Ведомости. 2016)

2. Сходство по внутренним качествам:

- с мира животных на мир человека: «Однако госсекретарь США традиционно подаёт голубиные сигналы планете, как подобает министру иностранных дел, в то время как министр обороны и президент подают жёсткие, ястребиные сигналы» (Известия. 2016)

- с конкретных физических явлений на социально-политические, экономические отношения: «Бриллиантовый мальчик» (Собеседник. 2015)

- со сферы медицины на социально-политические, экономические отношения: «Они писали, выражаясь медицинским языком, этиологию и патогенез наших душевных болей и душевных катастроф» (Аргументы и факты. 2012)

- Метонимия: «Потому что сидит там большой бизнес и большая власть» (Русская заметка. 2016)

В итоге можно сделать вывод о том, что в текстах СМИ используется огромное количество изобразительно-выразительных средств, в том числе метафор, которые призваны не только украсить речь, но также и оказать воздействие на общественное восприятие современных событий.

Просмотров работы: 607