За период с 17 по 23 января 2017г. индекс потребительских цен, по оценке Росстата, составил 100,1%, с начала месяца – 100,5% (в целом за январь 2016г. – 101,0%). Информация подготовлена на основе еженедельной регистрации потребительских цен на 64 вида важнейших товаров и услуг, которая осуществляется в 276 городах России. Перечень населенных пунктов близлежащих к г. Сургуту, в которых организованно наблюдение за потребительскими ценами и тарифами на товары и услуги представлен в Таблице 1.
Таблица 1
Перечень населенных пунктов наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и услуги
Область |
Города |
|||
Тюменская область |
Тюмень |
Ишим |
Тобольск |
|
Ханты-Мансийский автономный округ |
Ханты-Мансийск |
Сургут |
Нижневартовск |
Белоярский |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
Салехард |
Новый Уренгой |
Методология и инструментарий слежения за динамикой цен, разрабатываются и утверждаются Росстатом по согласованию с другими заинтересованными ведомствами. Наблюдение за ценами и расчет индексов потребительских цен осуществляются в рамках Федеральной программы статистических работ, ежегодно утверждаемой Росстатом.
Наблюдение за ценами и тарифами на товары и платные услуги на потребительском рынке и расчет индекса потребительских цен включают в себя следующие этапы работы:
отбор населенных пунктов;
отбор базовых предприятий торговли и сферы услуг;
отбор товаров (услуг)-представителей;
регистрация цен и тарифов;
формирование системы весов для расчета индекса потребительских цен;
расчет средних цен (тарифов) на товары и услуги;
расчет индекса потребительских цен (по тексту ИПЦ);
подготовка ценовой информации для стоимостной оценки потребительской корзины, на базе которой проводится определение величины прожиточного минимума;
расчет долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации;
расчет стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения.
Расчет индекса потребительских цен (ИПЦ) производится на базе информации, полученной из двух источников:
данных об изменении цен, рассчитанных на основе регистрации цен и тарифов на товары и услуги на потребительском рынке, за каждый отчетный период;
данных о структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий год, которые используются в качестве весов при расчете индекса потребительских цен (ИПЦ).
Вообще, под ценой товара (тарифом) понимают денежное выражение стоимости товара (услуги) в единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара. Как известно, цена товара состоит из следующих элементов:
себестоимость - это расходы предприятия на производство и реализацию товаров;
прибыль - это часть дохода предприятия, принадлежащая ему;
акцизный сбор - это не прямой налог, входящий в цену высоко прибыльных товаров;
НДС (налог на добавленную стоимость) - это доход, установленный в ценах на большинство товаров (за исключением: квартплата, детское питание, медикаменты);
транспортные расходы оплачивают 2 способами:
за счет предприятия-изготовителя;
за счет бытовых организаций;
торговая наценка является источником исчисления затрат торгующих организация, и обеспечивает им нормальную рентабельность (окупаемость).
Цена складывается в процессе ценообразования и учитывает большое количество факторов: политику и задачи предприятия, результаты маркетинговых исследований, действия конкурентов, психологию потребителей, действующее законодательство и другие нормативно-правовые акты. Основные задачи ценообразования - обеспечение выживаемости предприятия; максимизация текущей прибыли; завоевание лидерства на рынке.
На практике используют три основных подхода к определению цены на продукцию и услуги предприятия: с ориентацией на издержки (затратные методы), с ориентацией на спрос или ориентацией на конкуренцию (ценностные методы).
Сущность затратного метода состоит в том, что цена товара ставится в непосредственную зависимость от издержек производства и обращения. Затратным методом цена разрабатывается по схеме:
Продукт → технология → затраты → цена → ценность → покупатель.
В основе ценностных методов ценообразования лежит спрос на продукцию, то есть определяется цена предложения. Ценностным методом цена разрабатывается по схеме:
Покупатель → ценность → цена → затраты → технология → продукт.
Ценообразование с ориентацией на конкуренцию.В основе цены лежат ожидаемые ценовые предложения, а не взаимоотношения между спросом и ценой. Предприятия при установлении наименьшей цены основываются на собственных затратах и на анализе возможностей конкурентов.
Рассмотрим динамику изменения индекса потребительских цен на товары и услуги в Российской Федерации в период с 2008 – 2016 гг. представленного в таблице 2.
Таблица 2
Динамика изменения индекса потребительских цен на товары и услуги в Российской Федерации
Периоды |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
К концу предыдущего месяца |
|||||||||
январь |
102,31 |
102,37 |
101,64 |
102,37 |
100,50 |
100,97 |
100,59 |
103,85 |
100,96 |
февраль |
101,20 |
101,65 |
100,86 |
100,78 |
100,37 |
100,56 |
100,70 |
102,22 |
100,63 |
март |
101,20 |
101,31 |
100,63 |
100,62 |
100,58 |
100,34 |
101,02 |
101,21 |
100,46 |
апрель |
101,42 |
100,69 |
100,29 |
100,43 |
100,31 |
100,51 |
100,90 |
100,46 |
100,44 |
май |
101,35 |
100,57 |
100,50 |
100,48 |
100,52 |
100,66 |
100,90 |
100,35 |
100,41 |
июнь |
100,97 |
100,60 |
100,39 |
100,23 |
100,89 |
100,42 |
100,62 |
100,19 |
100,36 |
июль |
100,51 |
100,63 |
100,36 |
99,99 |
101,23 |
100,82 |
100,49 |
100,80 |
100,54 |
август |
100,36 |
100,00 |
100,55 |
99,76 |
100,10 |
100,14 |
100,24 |
100,35 |
100,01 |
сентябрь |
100,80 |
99,97 |
100,84 |
99,96 |
100,55 |
100,21 |
100,65 |
100,57 |
100,17 |
октябрь |
100,91 |
100,00 |
100,50 |
100,48 |
100,46 |
100,57 |
100,82 |
100,74 |
100,43 |
ноябрь |
100,83 |
100,29 |
100,81 |
100,42 |
100,34 |
100,56 |
101,28 |
100,75 |
100,44 |
декабрь |
100,69 |
100,41 |
101,08 |
100,44 |
100,54 |
100,51 |
102,62 |
100,77 |
100,40 |
к декабрю предыдущего года |
|||||||||
декабрь |
113,28 |
108,80 |
108,78 |
106,10 |
106,57 |
106,47 |
111,35 |
112,91 |
105,39 |
Рис. 1- Изменение индекса потребительских цен на товары и услуги в Российской Федерации в период с 2008 – 2016 гг.
Индекс потребительских цен в России за последние 9 лет значительно менялся. В декабре 2014 года цены выросли на 11.35% по отношению к аналогичному периоду 2013 года. Существенный рост наблюдается и в декабре 2015 года – к аналогичному периоду прошлого года на 12.9%. В декабре 2016 г. рост индекса цен замедлился и составил всего 105.39% по отношению к декабрю 2015 года. В целом за период с 2008 по 2016 год наблюдается замедление роста индекса потребительских цен и по прогнозу в 2017 году ожидается рост цен на 7.7% и на 7.48% в 2018 году.
Сравним динамику изменения индекса потребительских цен на товары и услуги с аналогичной ситуацией, сложившейся в Еврозоне за период с 2012 – 2016 гг. (таблица 3).
Таблица 3
Динамика изменения индекса потребительских цен на товары и услуги в России и Еврозоне по данным РБК Quote, к концу предыдущего месяца
год |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|||||||||
месяц |
РФ |
ЕВ |
РФ |
ЕВ |
РФ |
ЕВ |
РФ |
ЕВ |
РФ |
ЕВ |
||||
январь |
100,5 |
96.32 |
100,97 |
98.23 |
100,59 |
98.99 |
103,85 |
98.4 |
100,96 |
98.72 |
||||
февраль |
100,37 |
96.8 |
100,56 |
98.6 |
100,7 |
99.3 |
102,22 |
99.03 |
100,63 |
98.88 |
||||
март |
100,58 |
98.06 |
100,34 |
99.76 |
101,02 |
100.23 |
101,21 |
100.15 |
100,46 |
100.1 |
||||
апрель |
100,31 |
98.51 |
100,51 |
99.67 |
100,9 |
100.38 |
100,46 |
100.39 |
100,44 |
100.14 |
||||
май |
100,52 |
98.38 |
100,66 |
99.78 |
100,9 |
100.27 |
100,35 |
100.61 |
100,41 |
100.51 |
||||
июнь |
100,89 |
98.3 |
100,42 |
99.88 |
100,62 |
100.38 |
100,19 |
100.6 |
100,36 |
100.7 |
||||
июль |
101,23 |
97.79 |
100,82 |
99.35 |
100,49 |
99.72 |
100,8 |
99.96 |
100,54 |
100.1 |
||||
август |
100,1 |
98.16 |
100,14 |
99.48 |
100,24 |
99.84 |
100,35 |
99.97 |
100,01 |
100.2 |
||||
сентябрь |
100,55 |
98.88 |
100,21 |
99.96 |
100,65 |
100.28 |
100,57 |
100.19 |
100,17 |
100.6 |
||||
октябрь |
100,46 |
99.11 |
100,57 |
99.84 |
100,82 |
100.22 |
100,74 |
100.34 |
100,43 |
100.8 |
||||
ноябрь |
100,34 |
98.91 |
100,56 |
99.76 |
101,28 |
100.04 |
100,75 |
100.19 |
100,44 |
100.7 |
||||
декабрь |
100,54 |
99.27 |
100,51 |
100.11 |
102,62 |
99.94 |
100,77 |
100.17 |
100,4 |
101.2 |
Сравнение изменений индексов потребительских цен в России и Еврозоне позволяет судить о том, что в России индекс цен растёт быстрее.
Принято считать, что высокий рост цен в национальной экономике влияет на уровень бедности населения. Расчет коэффициента корреляции (таблица 4) показал, что данные признаки находятся в слабой связи, то есть в настоящий момент времени уровень цен существенным образом не определяет долю бедного населения в РФ, наиболее влиятельны другие факторы, в первую очередь, сложившийся уровень доходов населения.
Таблица 4
Расчеты показателей коэффициента корреляции
Ур. бедности |
Индекс цен |
Xi-Xср |
Yi-Yср |
(Xi-Xср)*(Yi-Yср) |
(Xi-Xср)^2 |
(Yi-Yср)^2 |
|
2010 |
12,5 |
114,2 |
0,639048 |
3,4 |
2,172457596 |
0,40838186 |
11,5567621 |
2011 |
12,7 |
102,8 |
0,839048 |
-7,94048 |
-6,662437642 |
0,70400091 |
63,0511621 |
2012 |
10,7 |
106,7 |
-1,16095 |
-4,06048 |
4,714019501 |
1,34781043 |
16,4874669 |
2013 |
10,8 |
106,0 |
-1,06095 |
-4,75048 |
5,040029025 |
1,12561995 |
22,567024 |
2014 |
11,2 |
116,4 |
-0,66095 |
5,589524 |
-3,69440907 |
0,43685805 |
31,2427764 |
2015 |
13,3 |
114,8 |
1,439048 |
4,059524 |
5,841848073 |
2,07085805 |
16,4797336 |
2016 |
11,8 |
114,5 |
-0,03 |
3,7 |
-0,126955102 |
0,00117551 |
13,711151 |
= 0,222991509
Не более чем на 5% (коэффициент детерминации 0,048) общий рост цен влияет на рост числа бедного населения. Как уже было сказано, более влиятельны другие факторы, прежде всего, сложившийся уровень доходов населения и их распределение в обществе.
Для целей прогнозирования была использована модель полинома 6-й степени с коэффициентом аппроксимации равным 0,971. Поскольку значение коэффициента близко единице, выбранная модель наиболее точно описывает поведение тренда. Расчеты представлены в таблице 5.
Таблица 5
Прогноз развития показателей в дальнейшем, %
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016*оценка |
2017*прогноз |
2018*прогноз |
|
Индекс цен |
114,2 |
102,8 |
106,7 |
106,0 |
116,4 |
114,8 |
114,5 |
115,7 |
117,0 |
Ур. бедности |
12,5 |
12,7 |
10,7 |
10,8 |
11,2 |
13,3 |
11,8 |
11,815238 |
11,80381 |
Анализируя прогнозные данные, мы видим, что в 2017-2018 г. ожидается рост индекса цен на продукты питания и напитки, и снижение уровня бедности населения относительно 2015 года.
Инфляция, в пределах 8-10% характеризуется наименьшей волатильностью (изменчивостью от периода к периоду), и потому является в достаточной мере предсказуемой для экономических агентов. Например, когда инфляция каждый месяц находится в узком диапазоне, скажем 0,3-0,5% (что соответствует годовой инфляции примерно в 4-6%), экономические агенты, как правило, не делают серьезных ошибок при оценке ее будущих темпов. Опираясь на прошлый опыт, они полагают, что в каждом последующем месяце инфляция будет такой же, как и в предыдущем. И если их ожидания оправдываются (т.е. когда инфляция на самом деле не превышает ожидаемого уровня), то принятые ими решения демонстрируют те результаты, на которые были рассчитаны. Поэтому в экономике с умеренной инфляцией сколько-нибудь значительные деформации в структуре и масштабах хозяйственных операций по причине самой инфляции не происходят. Что говорит нам о том, что причины роста индекса цен заключаются в состоянии национальной экономики. Не для кого не секрет что российская экономика находится в сырьевой зависимости и очень чувствительна к колебаниям цен на нефть на мировом рынке.
Для того чтобы укрепить экономику страны и справиться с высоким ростом уровня цен, России необходимо избавляться от сырьевой зависимости экономики и находить новые векторы экономического развития. Один из таких векторов может стать развитие в направлении импорта замещения. Вложение финансов в развитие собственного производства и развитие технологий приведет к росту экономики в целом так как будет появляться новые рабочие места и уровень занятости в стране, следом вырастит уровень жизни и будут устранены влияния санкций. Развитие отношений с ЕАЭС так же дадут нам новое взаимодействия в сфере единой согласованной промышленной политики, именно это нам даст дополнительную интеграцию в двусторонних отношениях. На этом этапе мы перейдем к новому качеству и будем нацелены не только на импортозамещение внутри единой таможенной территории, но и на согласованные действия в направлении развития экспорта в третьи страны.
Список источников:
Официальный сайт федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.gks.ru/
Рос Бизнес Консалтинг [Электронный ресурс] Режим доступа http://quote.rbc.ru/
Садовникова Н.А., Шмойлова Р. А. Анализ временных рядов и прогнозирование Вып. 5: Учебно-методический комплекс. - М.: Евразийский открытый институт, 2011, 259 С.