В такой ситуации возникает противоречие между необходимостью снятия психоэмоционального напряжения учащихся средствами музыки и отсутствием рекомендаций по созданию условий для решения этой проблемы. Ученые-физиологи, психологи, педагоги, врачи обращают внимание на использование музыки в лечебных и воспитательных целях, опираясь на многочисленные факты подобной деятельности с древних времен.Применение музыки, успешно выбранной для прослушивания, оказывает воздействие не только на эмоциональное состояние школьников, но и повышает коэффициент умственной деятельности.Потребность поиска средств и методов психоэмоциональной разгрузки школьников посредством музыкальной терапииявляется фактором, определяющим значимость нашего исследования.
С давних времен врачеватели отмечали профилактическую и врачебную мощь воздействия музыки на человека, подчеркивая, что пение влияет на физиологическое состояние органов. На сегодняшний день специализированная международная ассоциация разрабатывает и выпускает музыкальные «лекарства», подготавливает профессионалов по музыкотерапии. Эксперты ассоциации создали музыкальные композиции и списки музыкальных произведений, которые оказывает лечебно-терапевтическое воздействие при бессоннице, депрессии, неврозах, способствуют восстановлению организма уже после перенесенных серьезных болезней и операций, упрощают психоэмоциональные переживания при неизлечимых заболеваниях. Количество поклонников данного метода лечения и профилактики с каждым годом во многих странах становится все больше.
МЫ считаем необходимым в процессе получения образования сохранятьпсихологическое состояние здоровья школьника. По условиям Сан ПиНа (Санитарные правила и нормы) значимость искусствоведческих предметов обусловлена тем, что на данных предметах учащимся необходимо осваивать элементарные способы снятия психоэмоционального и физического напряжения. Опираясь на идеи в трудах ученых – Л.С. Брусиловского, В.И. Петрушина, М.Л. Лазарева, И.В. Вачкова, Л.Д. Лебедева и др.– нами найдены музыкально-терапевтические элементы снятия психоэмоционального и физического напряжения и классификация терапевтических методов для включения в урок музыки.
Существует множество мнений о том, какая музыка лучше влияет на человека. К примеру людям с больным сердцем рекомендуется просушивать Пятую симфонию Л.В. Бетховена, при гипертонической болезни – «Лунную сонату», от мигрени музыкальные терапевты предлагают «Весеннюю песню» Ф. Мендельсона, и т.д. Едино мнение только о музыке В.А. Моцарта и ее целебных свойствах. А прослушивание музыки П. Чайковского помогает избавиться от бессонницы.
Так же в уроки музыки можно включить музыкально-терапевтические упражнения, разработанные для детей в смежных с арт-терапевтической практикой областях. Речь идёт, в первую очередь, о сказкотерапии (И.В. Вачков, Т.Д. Зинкевич, А.М. Михайлов), фольклорной терапии (Л.Д. Назаров), а такжецветотерапии и терапии средствами изобразительного искусства (Л.Д. Лебедева), терапии творческим самовыражением (М.Е. Бурно), дыхательной терапии (А.Н. Стрельникова), в которых музыка и разнообразные элементы музыкальной деятельности применяются, как правило, в интеграции с другими видами искусства.
Со временем сближаются с педагогической практикой и некоторые исследования драматерапии и танцевальной терапии. Опираясь на указанныеранеетруды перечисленных авторов и рекомендации ФГОСов, мы предлагаем следующую классификацию терапевтических методов:
Классификация терапевтических методов
Таблица №1
№ п /п |
Вид арт-терапии |
Виды деятельности |
1. |
Музыкальная терапия |
Слушаниемузыки, восприятие музыки, музицирование, вокальная терапия, дыхательная терапия, музыкально-творческая деятельность, формулы музыкального самовнушения |
2. |
Фольклорная терапия |
Художественно-творческая деятельность, коллективное творчество, импровизация |
3. |
Сказкотерапия |
Музыкальные образы сказочных героев, сказочные темы и сюжеты в музыке |
4. |
Танцевально-двигательная терапия |
Движения под музыку, пластическая импровизация, танцы |
5. |
Цветотерапия и терапия изобразительным искусством |
Цвет, его влияние на самочувствие, разноцветные физкультминутки, произведения изобразительного искусства (сенсибилизация, синестезия) |
6. |
Драматерапия |
Инсценированиепесен, постановка музыкальных спектаклей |
Многиетипы арт-терапии перекликаются между собой. В этом и заключается отличительная черта терапии – интегрируя виды искусства, помогать ученикам убирать психологическое напряжение на занятиях, увеличить заинтересованность ребенка к урокам музыки, начиная с младшего и дошкольного возраста.
Рассмотрим терапевтическийконтекстпрограммы «Музыка»(1-4 классы) Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной и программы «Музыка искусство» (5-9классы)Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, И.Э. Кашековой. Мы сделали анализ выше изложенной программы 3-го класса, раздела «День, полный событий» и выяснили, что в общеобразовательной школе изучается музыка русских композиторов (П. Чайковского, М. Мусоргского, С. Прокофьева) и зарубежных композиторов (Э. Грига).
На основе анализа программы «Музыка» и письменного опроса учащихся о влиянии произведений на их эмоциональное состояние, мы сделали вывод о том, что программа ориентирована на восстановление эмоционально-энергетического тонуса, снятие нервно-психических перегрузок учащихся. И на раскрытие пространства для самопознания и беспрепятственного творческого самовыражения. Свободное самовыражение нужно для того чтобы помочь ребёнку ликвидировать проявления его неблагоприятного психоэмоционального состояния, разрешить существующие психологические трудности и т. д.
Применение разных элементов терапии в школе призвано, в первую очередь, помогать духовно-нравственному воспитанию ребенка, раскрывая пред ними всё новейшие пространства для самопознания и беспрепятственного творческого самовыражения, на снятие нервно-психических перегрузок и на восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков.