СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ПРАКТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ПРАКТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ

Чебанов К.А. 1, Бурляева В.А. 1, Буялова Г.В. 1
1ГАОУ ВО "Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
По мнению ряда современных авторов, одной из наиболее важных функций системы образования в профессиональной школе является привитие социально значимых качеств личности, таких как коммуникабельность, креативность, организованность, ответственность, способность поиска и принятие неординарных решений. Именно эти качества востребованы в системе социального партнерства.

Социальное партнерство подразумевает взаимодействие между различными социальными элементами - представителями различных социальных групп для получения взаимовыгодных результатов, принимаемых всеми участниками этой деятельности. В образовании - социальное партнерство может выступать в различных формах, в частности, партнерство как деятельность, позволяющая изменять, проектировать, апробировать и устанавливать инновационные социально значимые функции системы образования.

Способствовать формированию перечисленных качеств будущих специалистов, призваны активные методы обучения, широко применяемые преподавателями образовательных учреждений. Разработчиками и исследователями активных методов обучения принято считать, что целями активных методов обучения является развитие способности к самостоятельному мышлению, формирование системного мышления, активной личностной позиции и сплоченности группы. Обучающийся является активным субъектом учебной деятельности и личностного развития.

Ведущими процессами в активных методах обучения у студентов является системное мышление и познание, то есть задействуется вся личность. Позиция же преподавателя заключается в роли эксперта, аналитика, руководителя межличностных отношений, эмоционального стимулятора, лидера с последующей передачей этой функции студента. Работа организуется преимущественно групповым способом и ориентирована на формирование знаний, развитие мышления, формирование личности.

Среди активных методов обучения, используемых в профессиональном образовании, наиболее часто применяемыми являются: ролевая игра, мозговая атака, групповая дискуссия и применение кредитной системы оценки знаний студентов.

С одной стороны, игры повышают мотивацию обучающихся к обучению, а так же способствуют переводу пассивных знаний в умения, предоставляют широкие возможности для творчества; с другой стороны, они формируют необходимые в социальном партнерстве профессиональные и социально значимые личностные качества. Кроме того, правила игры, являясь способом передачи и усвоения социального опыта, требуют от обучающихся выполнения определенных нравственно-этических нормативов партнерского общения, взаимодействия и поведения.

Еще одним наиболее часто применяемым активным методом обучения является групповая дискуссия, позволяющая сопоставить противоположные позиции, рассмотреть проблему с разных сторон, нивелировать эмоциональную предвзятость, что способствует развитию умения слушать, адекватно воспринимать, анализировать альтернативные пути решения проблем. Кроме того, для формирования навыков активного субъекта, способного участвовать в социальном партнерстве, используют метод мозговой атаки, который помогает преодолеть страх критики и неудач, а также преклонение авторитетам, учит фантазировать, неординарности в суждениях и креативности.

Как правило, перечисленные методы активного обучения применяются у обучающихся старших курсов. Это связано с тем, что у них уже накоплен определенный объем теоретических знаний в области социальной работы. Она по своей сути является такой сферой профессиональной деятельности, в которой социальное партнерство в различных его формах проявляется от микроуровня (индивидуальная социальная работа) до макроуровня (взаимодействия государства и общества в целом по решению социальных вопросов). Кроме того, инновационные технологии образования повышают мотивацию к обучению, стимулируют активность обучающегося, пробуждают интерес к изучаемой дисциплине.

В последние годы преподаватели широко разрабатывают и апробируют кредитную систему оценки знаний студентов. Данная система предполагает не только качественное и своевременное выполнение текущих заданий в семестре по каждой дисциплине, но оказывает прямое влияние на формирование социально, профессионально и личностно значимых качеств будущих специалистов. Знаковыми позициями, чаще всего, преподавателями обозначаются такие виды деятельности как посещение лекции, семинаров, своевременная сдача коллоквиумов, конспектирование первоисточников, подготовка докладов, реферативных работ, подбор библиографии по заданной тематике и т.д.

На младших курсах при проведении семинарских занятий применяется, как активный метод обучения, технология с использованием элементов рейтинговой системы. Она позволяет стимулировать познавательную активность студентов, формировать ответственное отношение к учебе и своевременно выполнять заданий, снизить количество пропущенных аудиторных занятий, устранить субъективизм и непредсказуемость в оценке знаний, сгладить экзаменационную стрессовую ситуацию.

Использование данной нетрадиционной системы оценки знаний позволяет дифференцировать оценки, получаемые обучающимися за выполнение различных видов работ, отразить количество вложенного студентами труда, вести открытый и объективный учет набранных баллов за запланированные и выполненные учебно-методические задания, например, такие как написание научных статей, рефератов, подготовка научных докладов, выступлений на научных студенческих конференциях.

В ходе семинарских занятий с применением групповых, индивидуальных и рейтинговых компонентов происходит развитие личностных качеств будущих специалистов по социальной работе, характеризующих так же и для активных субъектов социального партнерства.

Следовательно, применение активных методов обучения и внедрение элементов рейтинговой системы оценки знаний удобно и эффективно не только для преподавателей, но и для студентов, так как позволяет формировать основные личностные качества будущего профессионала. К ним относятся взаимоответственность, коллективизм, добросовестность, активность, инициативность, уверенность в себе, рассудительность, независимость суждений, умение составить собственное мнение.

Таким образом, использование инновационных технологий в образовательном процессе, в частности активных методов обучения студентов в высших учебных заведениях, является важным фактором формирования социально значимых качеств личности – участника социального партнерства.

Современный вуз стремится создать инновационный предпринимательский университет, конкурентоспособный, финансово эффективный, академически сосредоточенный на учебных программах, отличающихся высоким качеством, активно взаимодействующий с внешними и внутренними партнерами, строго следующий своей стратегии развития. Открытию новой образовательной программы обязательно предшествует серьезное экономическое обоснование. Прежде всего, необходимо учитывать реальную востребованность программы клиентами и строить прогноз ее выхода на самоокупаемость (в том числе, и с помощью повышения социальной значимости преподаваемых специальностей).

Современное развитие науки и новых технологий, скорость появления различного рода инноваций, в том числе тех, которые кардинально меняют основополагающие представления, принципы, методики, утвердившиеся в той или иной предметной области, сопровождается реальной необходимостью развития и непрерывного обучения, которое будет «идти в ногу со временем».

Аналитическая служба ВЦИОМ утверждает, что в последние годы особенно сильно возрос интерес россиян к высшему образованию. Причем необходимость его наличия признают не только взрослые люди, но и школьники со студентами. Мало того, интерес ко второму высшему также возрос за последние несколько лет.

В современной России реализация новых подходов к развитию высшего образования связана с процессом трансформации традиционных образовательных учреждений в университеты инновационного типа, являющиеся высшим учебным заведением, эффективно взаимодействующим с внешней средой и воспринимающим ее требования.

Университеты инновационного типа, выступают особым научно-образовательным комплексом, деятельность которого ориентирована на расширенное и углубление воспроизводства инновационного образовательного потенциала, формирование инновационной инфраструктуры, интеграцию всех уровней образования с академической наукой, промышленностью, бизнесом и властными структурами. Таким образом, инновационная деятельность вуза становится направленной на решение определенных задач, среди которых особого внимания заслуживают:

- эффективное и рациональное использование интеллектуальных ресурсов вуза, формирование устойчивого интеллектуального потенциала, способного инициировать и реализовывать новые проекты различной сложности и направленности;

- коммерциализация научных идей, оригинальных инновационных проектов;

- повышение уровня культуры и подготовки квалифицированных кадров.

В основу понятия инновационного университета положены следующие основные принципы:

1. Развитие инновационного потенциала университета, результатом которого является подготовка интеллектуального потенциала, способного обеспечить позитивные изменения в области своей профессиональной деятельности.

2. Прогнозирование спроса и стратегическое управление структурой расширенного воспроизводства инновационного потенциала территории.

3. Формирование соответствующей инфраструктуры инновационной деятельности, обеспечивающей интеграцию всех образовательных академических ценностей и сферы предпринимательства.

4. Формирование инновационной корпоративной культуры и внутренней конкурентной среды.

5. Развитие инфраструктуры взаимодействия университета с внешней средой, подразумевающей образовательную, научную интеграцию академической науки с промышленностью, бизнесом и властными структурами.

6. Создание способной к адаптации системы управления университетом как особой самообучающейся структуры.

Стратегия развития данного образовательного учреждения высшего образования основана на реализации концепции вуза, как учебно-научно-инновационного комплекса. В таком случае, с одной стороны, мы говорим о подготовке специалистов нового поколения для рынка интеллектуального труда, а с другой стороны, о формировании полноправных субъектов рыночной экономики (выступающих разработчиками, поставщиками объектов интеллектуальной собственности, продукции и услуг с новым качеством, которое востребовано потребителями).

Особой моделью инновационного развития вуза можно считать модель создания предпринимательского университета, обладающего своей спецификой. Идея предпринимательского университета подразумевает соответствующую корректировку управленческих структур и деятельности вузов. Современное управление учебными заведениями предполагает внедрение новых рыночных методов менеджмента, основанных на сочетании высокого профессионального уровня персонала с сильным исполнительным руководством. Предпринимательский подход к руководству также направлен на диверсификацию источников дохода вуза и установление тесных связей с деловыми кругами и обществом в целом.

Предпринимательский университет – это учебное заведение, осуществляющее внедрение и укрепление инновационной предпринимательской культуры, как в рамках управленческого процесса вузов, так и собственно обучающего. Формирование инновационной предпринимательской культуры в процессе обучения потребует интеграции самих академических и исследовательских подразделений, деятельность которых ориентирована не только на передачу знаний, но также на создание конкретных проектов, в рамках которых студенты на практике смогут ознакомиться с новыми методами производства и использования академических и прикладных знаний.

На практике все чаще можно встретить в административных структурах вузов различные коммерческие структуры, такие как: инновационные «инкубаторы», центры распространения технологий и др. В результате, университетские и коммерческие ассоциации представляют собой сетевые объединения гибких взаимосвязанных и взаимозависимых институтов, делящихся опытом и знаниями.

Тенденция интеграции образования, науки и бизнеса также может быть проиллюстрирована моделью создания «технопарков» на базе вуза как одной из наиболее значимых факторов для развития предпринимательской деятельности вуза. То есть, это – место, где формируется взаимно заинтересованная среда по созданию инновации (ученые, изобретатели, создатели инноваций, инвесторы и производители). Сущность деятельности подобного технопарка как основного инфраструктурного звена инновационного комплекса университета состоит в соединении всех видов ресурсов для реализации единого, целостного инновационного процесса.

Для реализации подобной цели основные направления деятельности технопарка могут быть связаны с созданием собственных малых инновационных фирм, коммерциализацией созданного инновационного продукта, конкурентоспособного для его последующего внедрения в крупномасштабное производство, расширением и развитием самостоятельного производства и реализацией уникального инновационного продукта. В итоге, подобный технопарк выступает своеобразным мостом, соединяющим университет с экономикой и социальной сферой региона. Особая роль университетского технопарка заключается в том, что он должен побудить преподавателей, студентов, ученых и изобретателей заняться инновационным предпринимательством. При этом задача вуза заключается в осуществлении координации деятельности и обеспечении тесного взаимодействия кафедр и научно-исследовательских подразделений с созданным технопарком. По мнению современных исследователей, для дальнейшего стимулирования развития и повышения эффективности инновационной деятельности в университетах России следует осуществить ряд мероприятий.

На федеральном уровне - это создание законодательной и нормативной базы инновационной деятельности в высших учебных заведениях (например, внесение изменений и дополнений в те пункты федеральных законов, кодексов, законодательных актов, которые касаются регулирования инновационной деятельности).

Разработка комплексной инновационной политики в стране, ориентированной на эффективное развитие институтов системы высшего образования, стремящихся к повышению собственной конкурентоспособности (как на внутреннем рынке предоставления образовательных услуг, так и на международном).

Принятие программ по регулированию использования и дальнейшего внедрения результатов интеллектуальной деятельности, созданной на базе вузов. На основании вышеизложенного, можно сделать следующие предварительные выводы:

Во-первых, на сегодняшний день в России идет формирование рынка образовательных услуг, связанное с его трансформацией посредством внедрения инноваций в образовательный процесс вузов, что позволит постепенно снижать уровень диспропорций спроса и предложения на различные виды образовательных услуг.

Во-вторых, в связи с внедрением инноваций в образовательный процесс вуза на рынке образовательных услуг происходят существенные изменения (в структурном и управленческом плане). Система управления вуза сегодня должна руководить полным инновационным циклом: от начальной идеи до создания готового продукта, его тиражирования и передачи на рынок.

Основными инструментами обеспечения качества подготовки специалистов являются: сертификация профессиональной квалификации, регистрация и лицензирование специалистов; аккредитация образовательных программ; государственная аттестация и рейтинг вузов; общественно-профессиональная аккредитация образовательных процессов; ввод в действие и сертификация систем менеджмента качества подготовки специалистов.

Практика показывает, что любой рейтинг образовательных программ, вузов в целом, должны осуществляться с разных точек зрения и по различным критериям, чтобы получить в результате объективную оценку. Основными потребителями образовательных услуг являются абитуриенты, выбирающие вуз, программу обучения, преподавателя. Затем – государство, бизнес-сообщество, производство, кадровые агентства, общественные организации и сами вузы.

Каждый заинтересованный подходит к оценке качества, аккредитации, рейтингу со своими критериями и запросами и преследуют свои цели. Вуз в лице администрации и профсоюзной организации, также как любая фирма, сегодня работает с персоналом, создает систему мотивации труда, поощрения, повышения компетенции, развивает способность к непрерывному обучению, самосовершенствованию. Вот почему важна оценка всех происходящих в вузе процессов не только государством, работодателем, абитуриентом, но и со стороны вузовского профессионального сообщества.

Открытым остается вопрос - насколько готовы сами бизнес-компании, производство, их реальные условия труда соответствовать запросам современных выпускников.

В любом случае, представители объединений работодателей, бизнеса могут принимать участие, прежде всего во внешней оценке качества образования, в создании образовательных стандартов, инновационных программ, а также инвестируя средства в те проекты, которые будут отвечать задачам конкретного развития самих кампаний. Они заинтересованы в конкуренции вузов по подготовке высококвалифицированных специалистов, не возлагая на себя ответственность за «внутреннее» реформирование образования.

Данная ответственность за качество образования лежит, прежде всего, на вузах, профессорско-преподавательском составе, которые и являются непосредственными поставщиками этого качества и необходимого уровня образовательных услуг.

Профессиональные общественные организации могут зафиксировать и оценить не столько необходимый стандарт образования, но и повышенный, элитарный уровень той или иной программы вуза. Кроме того, в соответствии с принципами Болонского процесса в оценке качества образования также заложен механизм независимой общественно-профессиональной аккредитации и сертификации образовательных программ.

В этой ситуации оценке со стороны профсоюза подлежат: цели и назначения программы; содержание профессиональной образовательной программы, в том числе учебный план, программы учебных дисциплин; научное обеспечение реализации программы; условия реализации профессиональной образовательной программы, в том числе кадровое обеспечение преподавателями соответствующей квалификации; учебно-методическое обеспечение; информационная база образовательного процесса; материально-техническое обеспечение; уровень и качество подготовки выпускников, окончивших образовательную программу, прошедших итоговую аттестацию; востребованность выпускников вуза по рассматриваемой программе, соответствие работы выпускников профилю специальности, их карьерный рост в первые 3 года после выпуска, их вклад в развитие науки и производства; обратная связь с выпускающей кафедрой и вузом, студенческой организацией.

Например, защищая права студентов - членов профсоюза, профорганизации вправе отслеживать как в программах обучения того или иного вуза предусматривается умение выпускника выстраивать свою самопрезентацию, преподносить набор своих компетенций для ожидаемой стартовой позиции, помогать и проводить совместно с заинтересованными сторонами ярмарки вакансий, презентации выпускников, создавать биржи труда, тренинги самооценки, мониторинги качества преподавания, отслеживать условия и возможности баз практики; вправе влиять на образовательные стандарты и принимать участие во внутривузовских процедурах оценки качества преподавания.

В настоящее время социальное партнерство вошло в практику регулирования социально-трудовых отношений в России, превращаясь в реальные институты и механизмы взаимодействия наемных работников, работодателей и государства. Возрастает ответственность работодателей за сохранение кадрового потенциала предприятий, создание и сохранение рабочих мест, внутрипроизводственное обучение работников, защиту работников от безработицы, предоставление социальных гарантий высвобождаемым работникам, в том числе средствами профессионального обучения.

Важнейшей составляющей социального партнерства в период становления рынка является формирование механизма коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений. Это означает: четкое определение социально-трудовых отношений; постановку целей, задач, конечных результатов партнерства; недопустимость ущемления законных прав партнеров; закрепление договоров (соглашений) между партнерами, их широкое обсуждение; обязательность исполнения договоренностей; регулярность проведения консультаций в ходе сотрудничества; мониторинг хода исполнения договоренностей.

Как показывает практика, в область социального партнерства неизбежно вовлекаются профессиональное образование и переподготовка кадров. Подтверждением этому является Федеральная целевая программа содействия занятости населения Российской Федерации. Указанная программа обеспечивает взаимосвязь с отраслевыми целевыми программами и региональными программами содействия занятости населения на основе равноправного партнерства.

В программе нашли отражение такие направления партнерства заинтересованных сторон и субъектов, как развитие качества рабочей силы, развитие системы профессионального образования, внутрипроизводственного (внутрифирменного) обучения, профессионального обучения безработных граждан, высвобождаемых работников и незанятого населения. Программой предусмотрены разработка законодательных, нормативных актов в области профессионального образования, масштабы профессионального обучения в соответствии с потребностями рынка труда. В реализации программы в качестве партнеров участвуют министерства, ведомства, другие организации, в том числе Минтруда, Минэкономики, Минобразования России, Федеральная пограничная служба, ФТС, органы Минтруда России по вопросам занятости всех субъектов Федерации, органы исполнительной власти на местах.

Социальное партнерство, как механизм согласования интересов двух основных субъектов трудовых отношений – работника и работодателя, становится одним из основных звеньев системы управления профессиональным образованием в современных условиях.

Особое значение в партнерстве органов занятости, работодателей, профсоюзных органов придается содействию работодателям в опережающем профессиональном обучении работников. Важным элементом партнерства является финансовая поддержка работодателей со стороны органов занятости.

В соответствии с законодательством Российской Федерации органы занятости на договорной основе могут при необходимости полностью или частично компенсировать работодателям затраты на опережающее профессиональное обучение высвобождаемых из организаций граждан в целях их занятости, а также на организацию обучения принятых на работу граждан, высвобожденных из других организаций.

В условиях острого дефицита средств Фонда занятости указанные компенсации (возмещения) направляются на смягчение конкретных острых ситуаций на рынке труда. Складывающаяся практика, некоторый накопленный опыт свидетельствуют, что первые шаги социального партнерства в системе профессионального образования и подготовки кадров обнадеживают и, вместе с тем, требуют дальнейшего развития всех его направлений. Социальное партнерство становится общественным явлением, способствует социальной устойчивости, экономической и политической стабильности.

Наряду с этим, социальное партнерство в системе профессионального образования и подготовки кадров требует проведения следующих мер:

- усиления взаимодействия на различных уровнях структур, образований, объединений, осуществляющих государственную политику в области профессионального образования и подготовки кадров;

- создания оптимальной модели взаимодействия работодателей и учреждений профессионального образования, нормативной базы, способствующей развитию сотрудничества;

- качественного развития и совершенствования системы коллективно-договорного регулирования партнерства, трудовых отношений, позволяющего установить оптимальный баланс интересов социальных партнеров;

- повышения влияния социального партнерства на результаты деятельности в области профессионального образования и подготовки кадров;

- дальнейшего развития организационно-правовой основы социального партнерства;

- осуществления мониторинга социального партнерства на различных уровнях.

Примечания:

  1. Инновационная деятельность вузов: принципы и механизмы образования (Национальный проект «Образование») // Высшее образование. - 2006. - №5.

  2. Журавлев А.Л. Социальные проблемы управления. - М.: Наука, 2002.

  3. Зборовский Г.Е. Пространство и время как формы социального бытия. - Свердловск, 2003.

  4. Козлова Е. Государство как институт социального партнерства. // Журнал «Социальное партнерство» - 2008. - №10.

Просмотров работы: 273