ВЛИЯНИЕ НУЛЕВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, ПОЛУЧЕННЫХ НА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЕ, НА МОТИВАЦИЮ ШКОЛЬНИКОВ К ДАЛЬНЕЙШЕМУ УЧАСТИЮ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЛИЯНИЕ НУЛЕВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, ПОЛУЧЕННЫХ НА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЕ, НА МОТИВАЦИЮ ШКОЛЬНИКОВ К ДАЛЬНЕЙШЕМУ УЧАСТИЮ

Смирнов В.А. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В олимпиадное движение вовлекается все большее количество школьников. Это происходит главным образом потому, что у большинства олимпиад отборочные этапы проводятся дистанционно, и школьник из любого города может попробовать свои силы, не выходя из дома.

Целью олимпиад является не только выявление наиболее способных, но и повышение заинтересованности в изучении предмета. В олимпиадах участвуют школьники с сильно различающимся уровнем подготовки, при этом само участие является стимулирующим фактором для того, чтобы постараться глубже изучить предмет, повысить свой уровень.

В такой ситуации очевидна необходимость наличия среди материалов олимпиады заданий различного уровня сложности – и очень сложных, и достаточно простых, доступных для абсолютного большинства участников. Однако далеко не всегда среди заданий олимпиад есть такое, которое будет под силу наименее подготовленным школьникам, и поэтому в нижней части таблицы результатов можно увидеть большое количество нулей. Получение нулевого результата отрицательно сказывается на мотивации школьников к повторному участию в такой олимпиаде. При этом страдает не только самооценка, но и зачастую интерес к изучению предмета.

Были проанализированы списки участников дистанционного этапа интернет-олимпиад НИУ ИТМО по информатике и математике. Выбор именно этих олимпиад обусловлен тем, что: во-первых, списки участников открыты, в них достаточно данных для того, чтобы практически всегда однозначно идентифицировать каждого участника, во-вторых, эти олимпиады достаточно сложны, поэтому довольно много нулевых результатов. Были взяты списки: «2014-2015 год, 8 класс, 1 тур», «2014-2015 год, 8 класс, 2 тур» , «2015-2016 год, 9 класс, 1 тур» , «2015-2016 год, 9 класс, 2 тур». Из них был составлен общий список участников олимпиады за двухлетний период. Также был взят список «2016-2017 год, 9-10 класс, 1 тур», чтобы была возможность оценить, какое количество участников осталось после этапа «2015-2016 год, 9 класс, 2 тур». Ниже представлена диаграмма, в которой по горизонтальной оси отложены заработанные баллы, а по вертикальной – процент участников, покинувших олимпиаду после прохождения одного тура.

Рис. 1. Диаграмма распределения по баллам школьников, участвовавших в олимпиаде по информатике только один раз.

Рис. 2. Диаграмма распределения по баллам школьников, участвовавших в олимпиаде по математике только один раз.

Из диаграмм видно, что существенное влияние на решение продолжать или не продолжать участие в олимпиадах оказывает результат. В олимпиаде по информатике получили 0 и прекратили соревнование более 22% участников от общего числа за два года (рис. 1). Похожие результаты даёт анализ таблиц олимпиады НИУ ИТМО по математике (рис. 2).

Это говорит о том, что отсутствие доступных задач резко снижает мотивацию школьника к попытке достигнуть новых результатов.

Решением данного вопроса в нестоличных городах является повышение качества и количества областных и городских олимпиад, более адаптированных конкретно к школьникам именно этой области или города.

Список использованных источников
  1. Олимпиады по математике и информатике для школьников 7-11 классов [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. — URL: http://olymp.ifmo.ru/ (дата обращения: 01.02.2017).

Просмотров работы: 333