АКТИВИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АКТИВИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Литвинова Е.Р. 1, Точка Д.Е. 1
1ГАОУ ВО "Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В процессе профессиональной подготовки формирование личности молодого специалиста определяется следующими двумя сторонами отношений в педагогическом процессе: общей организацией в учебном заведении системы воспитания и управления, реализацией ее в частных решениях; повседневной активностью профессорско- преподавательского состава; отношениями и взаимовлияниями коллективов преподавателей и обучаемых, межличностными отношениями в учебных группах, взаимоотношением преподавателя и обучающегося.

Коллективы преподавателей и обучающихся взаимно влияют друг на друга. Подбор форм влияний, организация их и управление ими определяют пути и результаты профессионально-творческой подготовки. Профессионализация учебно-воспитательного процесса в учреждениях среднего профессионального и высшего образования, сочетание академических форм, видов активности деятельности и общения с надлежащим профессиональным трудом должны внедряться в процесс обучения как можно раньше, так как вхождение в профессию, познание ее творческих потребностей – непрерывный и длительный процесс.

Для того чтобы охарактеризовать структуру процесса обучения используем известное положение К. Маркса о том, что любая деятельность имеет цель, средства и результат. Целью процесса является повышение квалификации обучающихся. Как вид деятельности процесс обучения предполагает содействие (взаимодействие) двух категорий людей: преподавателей и обучающихся. В основе процесса обучения лежит процесс познания. В этом процессе проявляется объединение обучающихся воздействий с самостоятельной его деятельностью по овладению знаниями, умениями, навыками и другими элементами образования. Его структуру составляют следующие компоненты: социально детерминированные цели обучения; содержание обучения; формы и методы деятельности преподавателей и обучающихся; анализ и самоанализ обучения.

В реальном процессе обучения его частные цели конкретизируются преподавателем. Целеполагание предполагает рассмотрение в единстве задач обучения, а также имеющихся условий для обучения. Как указывал академик Бабанский Ю.К., чтобы реализовать задачи обучения на практике, важно в первую очередь оптимально построить содержательный компонент процесса обучения. Своевременно приводить его в оптимальное соответствие с меняющимися требованиями социального и научно-технического прогресса, обеспечивать овладение подрастающими поколениями научным потенциалом общества, вооружать их знаниями и умениями, позволяющими ускоренно развивать этот потенциал в будущем.

Диалектика соотношения научного знания и образования такова, что между ними всегда существуют определенные противоречия, которые являются отражением опережающих темпов развития науки и техники, стремлением технологии образования к стабильности, к поддержанию установившегося состояния. Чтобы противоречия проявляли свою прогрессивную роль, педагогическая наука должна умело координировать развитие систем образования, оперативно и своевременно улавливать момент, когда количественные изменения вызывают потребность в сдвигах качественных в коррекции программ, учебников, методических подходов.

Совершенствуя содержание среднего профессионального и высшего образования, следует исходить из того, что общество проявляет потребность во всесторонне и гармонически развитой личности, способной к социальной и технической активности. Обучение отдельным учебным дисциплинам и профессиональным модулям необходимо строить от общего к частному, от проблем профессии к содержанию учебных дисциплин, необходимому для ее познания, а затем от знаний к новым горизонтам профессии.

Формирование творческого профессионального мышления связано с мыслительной деятельностью, характерной для творчества, и в то же время с неразрывно связанного с особенностями профессии. Из анализа самих понятий «творчество» и «мышление», следует, что творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений для деятельности, а мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, характеризующейся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Творчеству присущи не стереотипность мышления, единство творческих и практических компонентов знаний, взаимосвязь предметно-профессиональных и образных представлений. Поскольку творческое профессиональное мышление будет проявляться в умении решать нестандартные проблемы, новизне, уникальности и оригинальности в деятельности, то для его формирования необходимо развивать нестандартность мышления. Формами мышления как такового являются: понятие, суждение, умозаключение; операциями - анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение. Что же касается непосредственно профессиональной деятельности, то в ее основе лежат знания, умения, навыки и опыт, умение и готовность применять знания на практике. Следовательно, для формирования творческого профессионального мышления необходимо овладение системой понятий, суждений и умозаключений в области профессии, базирующейся на знаниях, умениях, навыках и опыте деятельности.

Формирование творческого профессионального мышления базируется на профессиональных знаниях, умениях и навыках и включает в себя развитие единства теоретического и практического компонентов знаний (взаимосвязи предметно-профессиональных и образных представлений); умений анализа и синтеза; умений сравнения и классификации; умений абстрагирования; умений применять знания на практике; умений обобщения.

Для профессионального мышления весьма важным являются правильность восприятия информации и действенность памяти. Для развития памяти в процессе обучения необходима рациональная организация мыслительной деятельности на каждом из условно выделенных этапов. Чтобы лучше воспринимать информацию, концентрировать внимание, запечатлевать, повторять, забывать и припоминать существуют определенные приемы. Здесь необходимо использовать эти приемы с учетом дифференцированного подхода к группе и индивидуальных особенностей обучающихся.

Развитие способностей обучающихся начинается с развития восприятия. Известно, что эффективность восприятия органами чувств находится в следующих пределах: зрение - 83%; слух - 11%; обоняние-3,5%; осязание - 1,5%; вкус- 1%. Приведенные данные подтверждают, что информация воспринимается в основном визуально. Следовательно, наглядность на уроке очень важна, причем не только в визуальном представлении содержания учебного материала, но и в речевом изложении, эмоциональном воздействии и т.д. Непроизвольная информация воспринимается намного лучше, чем произвольная. Поэтому применяемые дидактические средства и методические приемы должны давать возможность максимально использовать в первую очередь непроизвольную память. Для этого необходимы нестандартность в предъявлении информации, занимательность, разнообразие деятельности учащихся, проявление ими самостоятельности и творчества.

В профессиональной деятельности специалисту необходимо владеть умениями на основе знаний комплексного характера, знаний, выступающих в синтезированном или трансформированном виде. Поэтому, в процессе обучения у обучающихся надо формировать умение связывать и направлять в одно русло знания, полученные при изучении реальных предметов, разных тем. Наилучшим образом этому будут способствовать задания проблемно-производственного характера, для выполнения которых, от обучающихся требуется умение применять полученные знания на практике, в нетиповых ситуациях, в новых условиях.

Существует множество педагогических технологий, способствующих формированию профессионального творческого мышления среди обучающихся, но наиболее актуальной в настоящее время является технология проектно-созидательного обучения.

Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года сказано, что «В основу развития системы образования должны быть положены принципы проектной деятельности - такие как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений».

Рассмотрим понятие «проект» - в переводе с греческого - это «путь исследования». Путь исследования не нов в системе образования, но применение самостоятельности в процессе обучения на сегодняшний день наиболее актуальна, потому что способствует более эффективному формированию компетенций, в том числе и творческих. Так, по мнению Е.С. Полат, метод проектов – это определенная совокупность учебно-познавательных приемов и действий, которые позволяют обучаемым решать ту или иную проблему в результате самостоятельных действий и предполагают презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых студенты:

1 самостоятельно приобретают новые знания из разных источников;

2 учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

3 приобретают коммуникативные умения, работая в группах;

4 развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения и др.) и системное мышление.

Развивать мышление следует, используя целевые ориентиры, а это значит решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности: участвовать в разработке проектных решений в области профессиональной деятельности, подготовке предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов; способность выполнять на высоком уровне проектные работы.

Развивать важнейшие общекультурные компетенции: готовность к работе в коллективе; способность брать на себя ответственность;участвовать в совместном принятии решения.

Формирование творческих способностей осуществляется и в процессе игрового проектирования. Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский; поисковый; творческий; прогностический; аналитический.

Еще одним методом формирования и развития творческих способностей обучаемых является метод кейс-стади (case-study) - обучение с помощью анализа конкретных ситуаций. Цель метода анализа конкретной ситуации - научить студентов анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы действий.

Требования к конкретной ситуации: она должна соответствовать содержанию теоретического курса и профессиональным потребностям обучающихся; желательно, чтобы ситуация отражала реальный сюжет; следует вести разработку кейсов на местном материале; ситуация должна отличаться проблемностью; необходимо, чтобы ситуация показывала как положительные (путь к успеху фирмы, организации), так и отрицательные примеры (причины неудач и пр.); конкретная ситуация должна быть по силам обучающимся, но в то же время не очень простой; текст ситуационного упражнения не должен содержать подсказок относительно решения поставленной проблемы; ситуация должна также сопровождаться четкими инструкциями по работе с нею.

Таким образом, применение технологии проектного обучения в учебно-воспитательном процессе способствует активизации профессионального творческого мышления обучающихся, формированию и развитию творческих способностей.

Просмотров работы: 358