НОВАЯ ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА 2019 ГОДА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

НОВАЯ ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА 2019 ГОДА

Кочетова А.И. 1
1ФБОУ ВО РГЭУ РИНХ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Радикальные изменения вновь ожидают пенсионную систему Российской Федерации. Первый заместитель председателя Центрального Банка России Сергей Швецов сообщил о намерении российских властей провести новую пенсионную реформу в начале 2019 года. В настоящий момент Центральный банк готовит предложения по реформе пенсионной системы. Несмотря на продолжающуюся заморозку пенсионных накоплений, в Банке России планируют сохранить механизм накопительной пенсии. «От накопительного элемента нельзя отказываться. Пусть он будет трансформироваться, но его нужно сохранить», — заявила глава ЦБ Эльвира Набиуллина.

Одновременно с Центробанком также Министерство финансов и Министерство труда и социального развития готовят свои предложения по новой реформе пенсионного рынка. Минфин предлагает ввести механизм пенсионных отчислений — обязательное негосударственное пенсионное обеспечение (ОНПО) уже с 1 января 2019 года (к этому времени будет введена система гарантирования прав граждан в НПФ). После того как предложения будут доработаны и согласованы между ведомствами, их представят на обсуждение участникам рынка.

Согласно инициативе Минфина, взносы будут формироваться обязательными отчислениями работника «сверх распределительной и накопительной систем», а их сумма будет установлена в соответствии «с целевым ориентиром обеспечения коэффициента замещения заработной платы по корпоративным пенсиям в размере, например, 10%». При этом отчисления предусмотрены не только для работников, но и для работодателей, которые в обязательном порядке будут софинансировать пенсии своих работников.

Гражданам, не желающим платить добровольные отчисления, нужно будет специально подать заявление в ответственный государственный орган. В системе предполагается изменение параметров по желанию участников — увеличение, уменьшение взносов и их временное замораживание.

При этом добровольным участникам предлагается налоговая льгота: до 6% пенсионных накоплений будут вычитаться из базы по налогу на доходы физических лиц. Эти средства будут учитываться как личная собственность гражданина на специальных счетах, о состоянии которых граждан будут регулярно информировать с помощью SMS.

Ответственность за ежемесячное перечисление на счет НПФ и тех, и других средств, предлагается возложить на работодателя. Работник автоматически присоединяется к договору ОНПО при приеме в штат организации.

Тарифы взносов предлагается повышать поэтапно. Так, с 1 января 2019 года работодатель и работник будут платить по 1%, с 2022 года — по 2%, а с 2025 года — уже по 3%. По оценкам ведомства, в 2019 году при тарифе взноса в 1% от размера заработной платы (без учета средств организаций или индивидуальных предпринимателей) при полном включении всех наемных работников в систему ОНПО сумма пенсионных средств может составить 156 млрд. рублей, или 0,6% к фонду оплаты труда. В качестве запасного варианта министерство предлагает поэтапное внедрение ОНПО в зависимости от численности сотрудников в организациях: с 2019 года — для компаний численностью от 1 тыс. человек, с 2021 года — от 500 человек, с 2023 года — от 100 человек. К 2024 году в программу должны быть включены все индивидуальные предприниматели.

Обязательным условием для получения пенсии является достижение установленного законодательством возраста, а также необходимый период уплаты взносов (в документе не конкретизирован). Выплаты могут быть назначены и досрочно.

По мнению участников пенсионного рынка, из-за текущих проблем в экономике наблюдается постепенная деградация пенсионной системы, когда социальные обязательства существенно превышают возможности бюджета по выплатам. Минфин больше не в состоянии платить трансферты ПФР без существенного сокращения других статей расходов.

Иными словами, предлагается постепенный переход к пенсионной системе развитых стран, где сами граждане обязаны платить взносы для того, чтобы потом получать пенсию.

На этом пути, однако, авторы реформы могут столкнуться с противодействием социального блока Правительства РФ, так как вице-премьер Ольга Голодец является решительным противником накопительной пенсионной системы. Социальный блок против проведения этой реформы еще и потому, что отказ властей повышать ставку страховых отчислений в Фонд обязательного медицинского страхования с 5,1 до 5,9% вынудит Правительство РФ искать другие источники покрытия дефицита фонда с 2019 года. Одним из вариантов станут отчисления в 1-2% зарплаты работников — однако при пенсионной реформе Минфин и ЦБ РФ рассчитывают на тот же механизм. Выработать «общую позицию» Правительство должно в период до 2018 года, что записано в «Основных направлениях деятельности» кабинета министров.

В настоящее время граждане по умолчанию являются участниками распределительной пенсионной системы, пенсионные накопления до 2014 года формировались только у граждан, которые сделали выбор в пользу накопительной системы. В 2015 и 2016 годах отчисления на пенсионные накопления всех граждан в России "заморожены", пенсионные взносы в полном объеме поступают в распределительную систему.

Итак, действующая пенсионная система Российской Федерации нуждается в глубоком реформировании, что в настоящее время представляется довольно сложным. В данном случае постепенное реформирование является наиболее оптимальной мерой, которая позволит стабилизировать текущую ситуацию в системе пенсионного обеспечения в России в ближайшие годы.

Список литературы

  1. Официальный сайт Пенсионного фонда России: раздел «Пресс-центр». ‒ Режим доступа: URL: http://www.pfrf.ru/index.php?chapter_id=3299&data_id= 22688 &do=view_single (Дата обращения 01.02.2017 г.)

  2. Кривошапко Ю.В. Минфин и ЦБ презентовали новую пенсионную реформу. ‒ Режим доступа: URL: https://rg.ru/2016/09/23/minfin-i-cb-prezentovali-novuiu-pensionnuiu-reformu.html

  3. Мониторинг центральных СМИ по пенсионной и социальной тематике. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pfrrt.ru/press_center/ weekly/5185/

  4. Потапенко В.В., Широв А.А., Прогноз развития пенсионной системы России на период до 2030 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.macroforecast.ru/doc/shirov_potapenko.doc.

Просмотров работы: 4035