РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Виноградов С.В. 1, Хазипова Г.А. 1, Гольцова Д.С. 1
1ГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Инвестиции - это долгосрочные вложения капитала в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения дохода (прибыли). В рамках региона инвестирование предусматривает достижение нескольких наиболее важных целей:
  • Получение максимально возможного дохода или прибыли;

  • Повышение хозяйственной и экономической самостоятельности региона;

  • Ликвидация существующей диспропорции в развитии нескольких отраслей хозяйственной деятельности;

  • Улучшение существующей структуры производства;

  • Разрешение социальных задач и проблем (создание новых рабочих мест, повышение уровня заработных плат в определенных отраслях);

  • Создание надежной и устойчивой финансовой базы региона.

Региональные инвестиции занимают важное место не только в рамках определенной территории, но и всего государства, вне зависимости от формы устройства (федеративная или унитарная республика). Поэтому инвестиции в регионе с точки зрения государственного аппарата способствуют:

  • Выравнивание уровня социально-экономического развития всех регионов;

  • Решение ряда проблем управленческого и экономического характера, которые имеют явную привязку к определенному региону;

  • Устранение существующих деформаций между соседними регионами;

  • Улучшение экономического и социального положения государства в целом.

Главной особенностью регионального инвестирования является осуществление капиталовложений за счет муниципальных источников.

Ханты-Мансийский автономный округ относится к числу регионов Российской Федерации, которые плотно интегрированы в мировую экономическую систему. Административный центр: Ханты-Мансийск. Федеральный округ: Уральский. Площадь региона: 534,8 тыс. Км2. Население: 1.61 млн. чел. Экономические показатели представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные показатели прогноза социально-экономического развития

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2017-2019 годы

Показатели

2015

год

отчет

2016

год

отчет

Прогноз

2017 год

2018 год

2019 год

Валовой региональный продукт (ВРП), индекс физического объема %

Вариант базовый

98,96

98,97

99,56

99,82

99,89

Вариант целевой

100,21

100,20

100,21

Промышленность, индекс физического объема %

Вариант базовый

97,50

99,7

99,45

99,47

99,51

Вариант целевой

99,61

99,70

99,77

Инвестиции в основной капитал, индекс физического объема %

Вариант базовый

106,52

100,34

101,67

100,49

100,18

Вариант целевой

101,93

100,93

100,57

Реальная заработная плата %

Вариант базовый

90,5

98,9

99,2

100,0

100,5

Вариант целевой

100,0

101,2

101,3

Оборот розничной торговли, индекс физического объема %

Вариант базовый

90,7

100,0

100,0

101,5

102,3

Вариант целевой

101,1

102,2

103,0

Прирост валового регионального продукта в 2016 г. по сравнению с предыдущим годом составил 0,01 процентных пунктов (98,97% против 98,96% прошлого года). В краткосрочном периоде прогноз ВРП на 2017-2019 гг. также показывает медленный рост данного показателя. За тот же период – с 2015 по 2016 гг. промышленность увеличилась на 2,2 процентных пунктов, реальная заработная плата на 8,4, а оборот розничной торговли на 9,3 процентных пунктов. А вот доля инвестиций в основной капитал сократились на 6,18 процентных пунктов.

Ханты-Мансийский автономный округ богат природными ресурсами, в том числе минеральными ресурсами: песок, глина; горючими полезными ископаемыми: торф 45 млрд. тонн, нефть 35 млрд. тонн, природный газ; прочими ресурсами, например, рыбные ресурсы. По территории Югры протекают две магистральные реки - Обь и Иртыш. Всего в регионе расположено около тысяч больших и малых рек, общей протяженностью свыше 172 000 километров и более 300 тысяч озер. В водоёмах округа обитает 28 видов рыб, 17 из которых имеют промысловое значение: стерлядь, нельма, муксун, пелядь, чир, сиг-пыжьян, тугун, налим, щука, язь, лещ, судак, карась, окунь, плотва, елец, ерш.

В части агроклиматических ресурсов на территории Ханты-Мансийского автономного округа эксплуатационный запас дикоросов составляет (тыс.тонн):клюква 5968, брусника 3560, черника 1018, голубика 680, смородина 122, грибы 442, орех кедровый 86. Крупнейшие виды деятельности представлены на рисунке 1.

Рис. 1- Крупнейшие виды деятельности ХМАО - Югры

В ХМАО самую большую часть занимает добыча полезных ископаемых (добыча нефти, газа) 64,8%, операции с недвижимым имуществом 6,6%, транспорт составляет 6,4%, оптовая и розничная торговля составляет 12%, другое -5,7.

Крупнейшие отрасли промышленности:

  • Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность;

  • Топливная промышленность;

  • Химическая и нефтехимическая промышленность;

  • Электроэнергетика.

Задача инвестиционной политики на прогнозный период – создание системы проектного финансирования с выбором приоритета на импортозамещение при активной государственной поддержке. При этом увеличение инвестиций в основной капитал в 2015 - 2017 годах будет определяться возможностью наращивания частных инвестиций на фоне оптимизации государственных инвестиционных расходов. Среднегодовому приросту инвестиций будет способствовать налоговая, бюджетная и долговая политика, проводимая в автономном округе, в результате увеличение инвестиций в сопоставимых ценах к 2017 году по сравнению с 2013 годом - 2,3 %.

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре реализуются проекты, включенные в перечень приоритетных инвестиционных проектов Уральского федерального округа, утвержденный Председателем Правительства Российской Федерации:

- строительство Няганьской ГРЭС в г.Нягань;

- реконструкция рыборазводного завода по воспроизводству ценных видов рыб в средней Оби в г.Ханты-Мансийске;

- строительство тепличного комплекса 3,096 га ОАО «Агрофирма» в д.Ярки Ханты-Мансийского района;

- строительство завода по производству ДСП, ОАО «Югра – Плит» в г.Советский Советского района; - комплексный проект ОАО «Сибур», включающий строительство нового продуктопровода Южно-Балыкская ГНС-ТНХ.

Общая стоимость проектов более 112,4 млрд. рублей. В результате их реализации будет создано более 2000 рабочих мест, большинство из которых высокотехнологичные, налоговые поступления в бюджеты всех уровней до 2020 года составят более 9 млрд. рублей.

В Югре создан Совет при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по вопросам развития инвестиционной деятельности вХанты-Мансийском автономном округе – Югре, основной целью которого является содействие реализации государственной политики, направленной на создание условий для привлечения инвестиций в экономику Югры, координация действий бизнеса и власти по развитию региона, защита прав инвесторов. В состав Совета включены представители органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, бизнеса и общественных организаций. Инвестиционные стратегии региона:

  • Формирование и ежегодное обновление плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в регионе;

  • Ежегодное послание высшего должностного лица субъекта РФ «Инвестиционный климат и инвестиционная политика субъекта РФ»;

  • Принятие нормативного правового акта (нормативных правовых актов) субъекта РФ о защите прав инвесторов и механизмах поддержки инвестиционной деятельности;

  • Наличие Совета по улучшению инвестиционного климата;

  • Наличие специализированной организации (организаций) по привлечению инвестиций и работе с инвесторами;

  • Наличие доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов (промышленных парков, технологических парков);

  • Наличие механизмов профессиональной подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующим инвестиционной стратегии региона и потребностям инвесторов;

  • Создание специализированного двуязычного интернет-портала, посвященного инвестиционной деятельности в субъекте РФ;

  • Наличие в субъекте РФ единого регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна»;

  • Принятие высшим должностным лицом субъекта РФ инвестиционной декларации региона;

  • Принятие нормативного акта, регламентирующего процедуру оценки регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативно-правовых актов, затрагивающих предпринимательскую деятельность;

  • Наличие системы обучения, повышения и оценки компетентности сотрудников профильных органов государственной власти субъектов РФ и специализированных организаций по привлечению инвестиций и работе с инвесторами;

  • Включение представителей потребителей энергоресурсов в состав органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере государственного регулирования тарифов региональной энергетической комиссии (РЭК) и создание коллегиального совещательного органа при РЭК, включающего представителей делового сообщества;

  • Наличие канала (каналов) прямой связи инвесторов и руководства субъекта РФ для оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов.

Метод расчета результатов рейтинга муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по обеспечению условий благоприятного инвестиционного климата и содействия развитию конкуренции:

1.Оценка состояния инвестиционного климата и уровня развития конкурентной среды в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

2. Опросы проводятся оператором рейтинга методом анкетирования. По итогам опроса по каждому показателю определяется среднее значение суммы баллов.

3. Оценка показателей проводится путем присвоения количества баллов в соответствии со шкалой оценки согласно параметризации.

4. Отчетным периодом для оценки является год, предшествующий текущему.

5. Ранжирование муниципальных образований по показателю комплексной оценки производится от максимального значения к минимальному (чем больше значение, тем выше комплексная Оценка).

6. По результатам ранжирования муниципальных образований составляется рейтинг муниципальных образований, в котором в зависимости от набранных баллов муниципальные образования распределяются по 4 группам:

  • группа «A» - c благоприятными условиями развития предпринимательской и инвестиционной деятельности, высоким уровнем развития конкуренции;

  • группа «B» - с хорошими условиями развития предпринимательской и инвестиционной деятельности, хорошим уровнем развития конкуренции;

  • группа «C» - с удовлетворительными условиями развития предпринимательской и инвестиционной деятельности, удовлетворительным уровнем развития конкуренции;

  • группа «D» - с низким уровнем развития предпринимательской и инвестиционной деятельности, развития конкуренции.

7. Отнесение муниципального образования к определенной группе производится по итоговой максимальной оценке (баллы) муниципального образования, набравшего максимальное количество баллов. Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность условно делят на две группы: внешние и внутренние (Талица 2).

Таблица 2

Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность

Внешние факторы

Внутренние факторы

Отрасль. Конкурентоспособность продукции на рынке в немалой степени зависит от репутации соответствующей отрасли.

Производственный потенциал. Здесь важно провести оценку капитала, а также кадровой составляющей, уровень организации труда и уровень организации производства.

Местоположение. Многие предприятия создаются в таких регионах, где довести их до конкурентоспособного состояния практически невозможно, а, следовательно, и окупить инвестиции, вкладываемые в них.

Финансовое состояние

Отношения с властью. Кредиторам важно выяснить, будет власть содействовать успеху проекта или возводить препятствия на пути его реализации.

Менеджмент

Владельцы. Важным аспектом являются личность владельцев и их репутация в обществе, во властных структурах и на рынке.

Инвестиционная программа

Динамика показателей, характеризующих инвестиционную деятельность в 2010-2015 годах, представлена в таблице 3.

Инвестиции в основной капитал в 2010г. составляли 507,2 млрд. руб., в 2015 г. произошло их увеличение на 224,2 млрд. руб., их объём в 2015 г. составил 731,4 млрд. руб. Также растут инвестиции на душу населения, с 2010 г. по 2015 г. их объём вырос на 119,5 тыс. руб. Югра привлекательна для инвесторов. Максимальный индекс физического объема инвестиций в Югре наблюдался в 2011 г. - 117,2%, в течение последних 2 лет происходило снижение значения рассматриваемого показателя.

Таблица 3

Динамика показателей, характеризующих инвестиционную деятельность

 

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Инвестиции в основной капитал, млрд.руб.

507,2

637,0

671,1

718,9

709,4

731,4

Индекс физического объема инвестиций, в процентах

Югра

108,8

117,2

105,4

101,3

92,4

101,1

Россия

106,3

110,8

106,8

100,8

97,3

90,1

Инвестиции на душу населения, тыс.рублей

Югра

331,7

411,2

426,7

451,9

442,1

451,2

Россия

64,1

77,2

87,9

92,4

92,8

92,1

Структура инвестиций поосновным видам деятельности, в % (без субъектов малого предпринимательства)

Добыча полезных ископаемых

77,6

75,9

73,8

70,9

74,1

74,3

Обрабатывающие производства

0,9

0,6

1,1

1,5

2,1

2,1

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

5,2

8,7

9,0

7,0

4,9

4,7

Строительство

2,6

2,3

2,0

2,2

2,3

2,3

Транспорт исвязь

5,9

5,0

6,7

9,5

7,8

7,8

Социальная сфера

3,0

2,3

2,4

2,2

2,2

2,2

Сфера услуг

4,8

5,1

4,9

6,6

6,5

6,5

Прочие

0,0

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

Структура инвестиций по источникам финансирования, в % (без субъектов малого предпринимательства)

Собственные средства предприятий

83,7

80,9

81,1

81,7

76,3

85,3

Привлеченные средства

16,3

19,1

18,9

18,3

23,7

14,7

Доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций, в %

7,2

5,1

5,1

5,1

4,5

3,9

Инвестиционная стратегия Югры решает вопросы улучшения делового климата, определяет механизмы оценки хода реализации национальной предпринимательской инициативы, создания благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности, обеспечения доступа негосударственного сектора в бюджетную сферу и повышения производительности труда, поставленные Президентом РФ в ежегодном послании в декабре 2012 года. В целях обеспечения благоприятного инвестиционного климата, содействия инновационному развитию в 2015 году были реализованы мероприятия государственной программы «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014 - 2020 годы». Состав целевых показателей программы за 2014-2015 годы представлен в таблице 4.

Таблица 4

Результаты реализации государственной программы «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014 - 2020 годы»

 

2014

2015

план

факт

%

Количество реализованных основных положений стандарта деятельности исполнительных органов государственной власти Югры по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, единиц

15

15

15

100,0

Количество действующих малых и средних инновационных компаний-резидентов автономного учреждения автономного округа « Технопарк высоких технологий», единиц

120

140

142

101,4

Доля рабочих мест, созданных в компаниях-резидентах объектов инвестиционной инфраструктуры (бизнес-инкубаторов, технопарков, промышленных парков)

0,1

0,1

0,1

100,0

Количество презентаций инвестиционного и экспортного потенциала Ханты-Мансийского автономного округа- Югры, проведенных за рубежом, ежегодно, единиц

5

6

6

100,0

Количество организаций, которым была оказана консультационная помощь по вопросам заключения и проведения внешнеэкономических сделок, ежегодно, единиц

20

30

30

100,0

Уровень развития государственно-частного партнерства, %

47,8

56,6

56,6

100,0

Таким образом, увеличилось количество действующих малых и средних инновационных компаний-резидентов автономного учреждения автономного округа «Технопарк высоких технологий», увеличилось количество презентаций инвестиционного и экспортного потенциала ХМАО, проведенных за рубежом. Остальные показатели остались неизменными. Идет 100% выполнения плана.

Для целей прогнозирования методы экстраполяции достаточно широко применяются на практике, так как они просты, дешевы, и не требуют для расчетов большой статистической базы. Использование методов экстраполяции предполагает два допущения:

а) основные факторы, тенденции прошлого сохранят свое проявление в будущем;

б) исследуемое явление развивается по плавной траектории, которую можно выразить, описать математически.

Прогноз должен иметь высокую точность, ошибка прогноза будет тем меньше, чем меньше период (срок) упреждения и чем больше база прогноза.

Построенные с помощью методов экстраполяции прогнозы нельзя рассматривать как конечный этап прогнозирования, ибо полученный показатель следует оценить с помощью экспертов и в случае необходимости скорректировать, если экономические, политические и другие условия в стране (городе) меняются.

Используем метод экстраполяции, по которому сделаем прогноз на 2017-2018гг. Определим, какому состоянию в будущем может прийти доля инвестиций в основной капитал к ВПР, если их развитие будет осуществляться с той же скоростью или ускорением, что и в прошлом (Рисунок 2).

Рис. 2.-Доля инвестиций в основной капитал к ВРП, (на примере ХМАО).

Для прогнозирования доли инвестиций в основной капитал к ВРП использовали полином 3 степени, величина достоверности модели прогнозирования (коэффициент аппроксимации) составила 98%. Экстраполируем линию тренда на 4 года. По оценке в 2015-2016 годах составляет 26% и 26,1% доли инвестиций в основной капитал к ВРП, в 2017 году ожидается 26,2%, в 2018 году 26,3%.

С целью выбора возможных решений по привлечению инвестиций в региональную экономику используем метод морфологического анализа. Морфологический анализ предполагает оценку возможных прогнозных (ожидаемых) решений (Таблица 5). Недостаток метода – многовариантность, которая затрудняет поиск лучшего решения.

Таблица 5

Привлечение инвестиций в экономику ХМАО

 

Варианты решений

Показатель

Решение 1

Решение 2

Решение 3

Решение 4

Решение 5

Рост инвестирования в ХМАО

Формирование и реализация стратегии регионального развития

Разработка целевых комплексных программ, предусматривающих круг, организационно-технических, маркетинговых и других мер по привлечению инвестиций в регион

Формирование банка данных производственных мощностей, свободных и предлагаемых для включения в инвестиционный процесс

Разработка программ по стимулированию отдельных территорий путем открытия зон свободного предпринимательства, а также мер по снижению незавершенного строительства

Формирование бизнес-профилей по отдельным отраслям и предприятиям для привлечения инвестиций

Для повышения эффективности инвестирования в ХМАО морфологическим признаком будет рост инвестирования в ХМАО. Параметрами будут выступать варианты решений по привлечению инвестиций в экономику ХМАО: формирование и реализация стратегии регионального развития; разработка целевых комплексных программ, реализующих округ, организационного технических, маркетинговых и других мер по привлечению инвестиций в регион; формирование банка данных производственных мощностей, свободных и предлагаемых для включения в инвестиционный процесс; разработка программ по стимулированию отдельных территорий путем открытия зон свободного предпринимательства, а так же мер по снижению незавершенного строительства; формирование бизнес-профилей по отдельным отраслям и предприятиям. При построении матрицы возможны варианты: вариант 1 , вариант 2…Общее количество выбранных сочетаний в морфологическом ящике будет составлять 5 возможных решений.

Одним из эмпирических методов прогнозирования является метод скользящей средней. Этот метод состоит в замене абсолютных уровней ряда динамики их средними арифметическими значениями за определенные интервалы. Выбираются эти интервалы способом скольжения: постепенно исключаются из интервала первые уровни и включаются последующие. Таблица 6.

Таблица 6

Расчёт скользящей средней

t

y

ys

Формула

(y - ys)2

2013

26.3

-

-

-

2014

26

26.1

(26.3 + 26 + 26)/3

0.01

2015

26

26.033

(26 + 26 + 26.1)/3

0.00111

2016

26.1

26.1

(26 + 26.1 + 26.2)/3

0

2017

26.2

26.2

(26.1 + 26.2 + 26.3)/3

0

2018

26.3

17.5

(26.2 + 26.3 + )/3

77.44

2019

 

-

-

-

       

77.451

Стандартная ошибка (погрешность) рассчитывается по формуле:где i = (t-m-1, t)

Таким образом, стандартная ошибка (погрешность) составляет 5,081. Высокая точность прогноза определяется процентом ошибки не больше 5. До 10% ошибки прогноз считается допустимым.

Для проверки точности прогноза используем верификацию с помощью метода интервью. Основная особенность данного метода заключается в том, что исследователь (опрашивающий) и эксперт находятся в непосредственном контакте. Необходимая информация извлекается в ходе беседы. Направление беседы задает опрашивающей по заранее составленным вопросам относительно перспектив развития прогнозируемого объекта. Ему принадлежит ведущая роль в проведении беседы. Эксперт выступает в роли источника прогнозной информации. Достоинство метода интервью заключается в том, что непосредственный контакт эксперта и интервьюера позволяет направить беседу в необходимом направлении. Недостатками метода являются, во-первых, влияние на прогнозные оценки субъективных факторов (например, психологическое давление интервьюера на эксперта); во-вторых, не каждый эксперт может делать экспромтом хорошие и достоверные заключения.

Инвестиции в основной капитал ХМАО в 2016 г. составят 934,71 млрд. рублей. По словам губернатора региона Натальи Комаровой, к 2018 году показатель инвестиций в валовом региональном продукте Югры должен составить 27%, сейчас эта доля составляет 25,1%. По словам губернатора, к 2018 году показатель инвестиций в валовом региональном продукте Югры должен составить 27%, сейчас эта доля составляет 25,1%. "Средства направляются на ввод в разработку новых месторождений, создание соответствующей инфраструктуры, в том числе по использованию попутного нефтяного газа", - отметила Комарова.

Таким образом, по словам эксперта в 2015 году доля инвестиций в ВРП составляла 25,1%, а в нашем прогнозе 26%, в 2018 году ожидается инвестиций в валовом региональном продукте 27%, а в нашем прогнозе ожидается 26,3%. Из этого следует, что прогноз имеет достаточную степень надёжности с ошибкой не превышающей 5%.

По итогам 2015 года в национальном рейтинге состояние инвестиционного климата Югры вошло в десятку лидеров. Рост инвестиционной привлекательности и увеличения объемов инвестиций являются основой для роста валового регионального продукта и повышения качества жизни населения вХанты-Мансийскомавтономном округе - Югре. Можно выделить основные направления повышения инвестиционной активности ХМАО – Югры:

1. ХМАО – Югра богата обширными лесными просторами. Наиболеецелесообразно развивать лесопромышленную сферу, а также создавать структуры по производству мебели из древесины и сопутствующих материалов.

2.Развитие рыбохозяйственного комплекса имеет огромный потенциал. В реках автономного круга водится большое количество, достаточно высоких по стоимости реализации, водных ресурсов, т. е. рыб.

3. Предоставление государственных гарантий и льгот на инвестиционные проекты, реализуемые в округе, и предоставление льготных налоговых условий.

Исходя из выше сказанного, данные направления помогут округу поднять инвестиционную активность на более высокий уровень. Привлечение инвестиций в экономику региона является ключевой задачей в современных экономических условиях. Основной задачей для повышения инвестиционной привлекательности ХМАО для потенциальных инвесторов будет являться оптимизация необходимых условий для инвестирования, которые влияют на предпочтение инвестора.

Список источников и литературы:

  1. Кузык, В.И. Кушлин, Ю. В. / Учебник Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование Яковец. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Экономика, 2011. 604 с.

  2. Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому АО- Югра [Электронный ресурс] Режим доступа: http://khmstat.gks.ru/

  3. Прогноз социально-экономического развития ханты-мансийского автономного округа – Югры на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.admhmao.ru/

  4. Садовникова Н.А., Шмойлова Р. А. Анализ временных рядов и прогнозирование Вып. 5: учебно-методический комплекс. - М.: Евразийский открытый институт, 2011, 259 С.

Просмотров работы: 1071