Получение максимально возможного дохода или прибыли;
Повышение хозяйственной и экономической самостоятельности региона;
Ликвидация существующей диспропорции в развитии нескольких отраслей хозяйственной деятельности;
Улучшение существующей структуры производства;
Разрешение социальных задач и проблем (создание новых рабочих мест, повышение уровня заработных плат в определенных отраслях);
Создание надежной и устойчивой финансовой базы региона.
Региональные инвестиции занимают важное место не только в рамках определенной территории, но и всего государства, вне зависимости от формы устройства (федеративная или унитарная республика). Поэтому инвестиции в регионе с точки зрения государственного аппарата способствуют:
Выравнивание уровня социально-экономического развития всех регионов;
Решение ряда проблем управленческого и экономического характера, которые имеют явную привязку к определенному региону;
Устранение существующих деформаций между соседними регионами;
Улучшение экономического и социального положения государства в целом.
Главной особенностью регионального инвестирования является осуществление капиталовложений за счет муниципальных источников.
Ханты-Мансийский автономный округ относится к числу регионов Российской Федерации, которые плотно интегрированы в мировую экономическую систему. Административный центр: Ханты-Мансийск. Федеральный округ: Уральский. Площадь региона: 534,8 тыс. Км2. Население: 1.61 млн. чел. Экономические показатели представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные показатели прогноза социально-экономического развития
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2017-2019 годы
Показатели |
2015 год отчет |
2016 год отчет |
Прогноз |
|||
2017 год |
2018 год |
2019 год |
||||
Валовой региональный продукт (ВРП), индекс физического объема % |
||||||
Вариант базовый |
98,96 |
98,97 |
99,56 |
99,82 |
99,89 |
|
Вариант целевой |
100,21 |
100,20 |
100,21 |
|||
Промышленность, индекс физического объема % |
||||||
Вариант базовый |
97,50 |
99,7 |
99,45 |
99,47 |
99,51 |
|
Вариант целевой |
99,61 |
99,70 |
99,77 |
|||
Инвестиции в основной капитал, индекс физического объема % |
||||||
Вариант базовый |
106,52 |
100,34 |
101,67 |
100,49 |
100,18 |
|
Вариант целевой |
101,93 |
100,93 |
100,57 |
|||
Реальная заработная плата % |
||||||
Вариант базовый |
90,5 |
98,9 |
99,2 |
100,0 |
100,5 |
|
Вариант целевой |
100,0 |
101,2 |
101,3 |
|||
Оборот розничной торговли, индекс физического объема % |
||||||
Вариант базовый |
90,7 |
100,0 |
100,0 |
101,5 |
102,3 |
|
Вариант целевой |
101,1 |
102,2 |
103,0 |
Прирост валового регионального продукта в 2016 г. по сравнению с предыдущим годом составил 0,01 процентных пунктов (98,97% против 98,96% прошлого года). В краткосрочном периоде прогноз ВРП на 2017-2019 гг. также показывает медленный рост данного показателя. За тот же период – с 2015 по 2016 гг. промышленность увеличилась на 2,2 процентных пунктов, реальная заработная плата на 8,4, а оборот розничной торговли на 9,3 процентных пунктов. А вот доля инвестиций в основной капитал сократились на 6,18 процентных пунктов.
Ханты-Мансийский автономный округ богат природными ресурсами, в том числе минеральными ресурсами: песок, глина; горючими полезными ископаемыми: торф 45 млрд. тонн, нефть 35 млрд. тонн, природный газ; прочими ресурсами, например, рыбные ресурсы. По территории Югры протекают две магистральные реки - Обь и Иртыш. Всего в регионе расположено около тысяч больших и малых рек, общей протяженностью свыше 172 000 километров и более 300 тысяч озер. В водоёмах округа обитает 28 видов рыб, 17 из которых имеют промысловое значение: стерлядь, нельма, муксун, пелядь, чир, сиг-пыжьян, тугун, налим, щука, язь, лещ, судак, карась, окунь, плотва, елец, ерш.
В части агроклиматических ресурсов на территории Ханты-Мансийского автономного округа эксплуатационный запас дикоросов составляет (тыс.тонн):клюква 5968, брусника 3560, черника 1018, голубика 680, смородина 122, грибы 442, орех кедровый 86. Крупнейшие виды деятельности представлены на рисунке 1.
Рис. 1- Крупнейшие виды деятельности ХМАО - Югры
В ХМАО самую большую часть занимает добыча полезных ископаемых (добыча нефти, газа) 64,8%, операции с недвижимым имуществом 6,6%, транспорт составляет 6,4%, оптовая и розничная торговля составляет 12%, другое -5,7.
Крупнейшие отрасли промышленности:
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность;
Топливная промышленность;
Химическая и нефтехимическая промышленность;
Электроэнергетика.
Задача инвестиционной политики на прогнозный период – создание системы проектного финансирования с выбором приоритета на импортозамещение при активной государственной поддержке. При этом увеличение инвестиций в основной капитал в 2015 - 2017 годах будет определяться возможностью наращивания частных инвестиций на фоне оптимизации государственных инвестиционных расходов. Среднегодовому приросту инвестиций будет способствовать налоговая, бюджетная и долговая политика, проводимая в автономном округе, в результате увеличение инвестиций в сопоставимых ценах к 2017 году по сравнению с 2013 годом - 2,3 %.
В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре реализуются проекты, включенные в перечень приоритетных инвестиционных проектов Уральского федерального округа, утвержденный Председателем Правительства Российской Федерации:
- строительство Няганьской ГРЭС в г.Нягань;
- реконструкция рыборазводного завода по воспроизводству ценных видов рыб в средней Оби в г.Ханты-Мансийске;
- строительство тепличного комплекса 3,096 га ОАО «Агрофирма» в д.Ярки Ханты-Мансийского района;
- строительство завода по производству ДСП, ОАО «Югра – Плит» в г.Советский Советского района; - комплексный проект ОАО «Сибур», включающий строительство нового продуктопровода Южно-Балыкская ГНС-ТНХ.
Общая стоимость проектов более 112,4 млрд. рублей. В результате их реализации будет создано более 2000 рабочих мест, большинство из которых высокотехнологичные, налоговые поступления в бюджеты всех уровней до 2020 года составят более 9 млрд. рублей.
В Югре создан Совет при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по вопросам развития инвестиционной деятельности вХанты-Мансийском автономном округе – Югре, основной целью которого является содействие реализации государственной политики, направленной на создание условий для привлечения инвестиций в экономику Югры, координация действий бизнеса и власти по развитию региона, защита прав инвесторов. В состав Совета включены представители органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, бизнеса и общественных организаций. Инвестиционные стратегии региона:
Формирование и ежегодное обновление плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в регионе;
Ежегодное послание высшего должностного лица субъекта РФ «Инвестиционный климат и инвестиционная политика субъекта РФ»;
Принятие нормативного правового акта (нормативных правовых актов) субъекта РФ о защите прав инвесторов и механизмах поддержки инвестиционной деятельности;
Наличие Совета по улучшению инвестиционного климата;
Наличие специализированной организации (организаций) по привлечению инвестиций и работе с инвесторами;
Наличие доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов (промышленных парков, технологических парков);
Наличие механизмов профессиональной подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующим инвестиционной стратегии региона и потребностям инвесторов;
Создание специализированного двуязычного интернет-портала, посвященного инвестиционной деятельности в субъекте РФ;
Наличие в субъекте РФ единого регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна»;
Принятие высшим должностным лицом субъекта РФ инвестиционной декларации региона;
Принятие нормативного акта, регламентирующего процедуру оценки регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативно-правовых актов, затрагивающих предпринимательскую деятельность;
Наличие системы обучения, повышения и оценки компетентности сотрудников профильных органов государственной власти субъектов РФ и специализированных организаций по привлечению инвестиций и работе с инвесторами;
Включение представителей потребителей энергоресурсов в состав органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере государственного регулирования тарифов региональной энергетической комиссии (РЭК) и создание коллегиального совещательного органа при РЭК, включающего представителей делового сообщества;
Наличие канала (каналов) прямой связи инвесторов и руководства субъекта РФ для оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов.
Метод расчета результатов рейтинга муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по обеспечению условий благоприятного инвестиционного климата и содействия развитию конкуренции:
1.Оценка состояния инвестиционного климата и уровня развития конкурентной среды в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
2. Опросы проводятся оператором рейтинга методом анкетирования. По итогам опроса по каждому показателю определяется среднее значение суммы баллов.
3. Оценка показателей проводится путем присвоения количества баллов в соответствии со шкалой оценки согласно параметризации.
4. Отчетным периодом для оценки является год, предшествующий текущему.
5. Ранжирование муниципальных образований по показателю комплексной оценки производится от максимального значения к минимальному (чем больше значение, тем выше комплексная Оценка).
6. По результатам ранжирования муниципальных образований составляется рейтинг муниципальных образований, в котором в зависимости от набранных баллов муниципальные образования распределяются по 4 группам:
группа «A» - c благоприятными условиями развития предпринимательской и инвестиционной деятельности, высоким уровнем развития конкуренции;
группа «B» - с хорошими условиями развития предпринимательской и инвестиционной деятельности, хорошим уровнем развития конкуренции;
группа «C» - с удовлетворительными условиями развития предпринимательской и инвестиционной деятельности, удовлетворительным уровнем развития конкуренции;
группа «D» - с низким уровнем развития предпринимательской и инвестиционной деятельности, развития конкуренции.
7. Отнесение муниципального образования к определенной группе производится по итоговой максимальной оценке (баллы) муниципального образования, набравшего максимальное количество баллов. Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность условно делят на две группы: внешние и внутренние (Талица 2).
Таблица 2
Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность
Внешние факторы |
Внутренние факторы |
Отрасль. Конкурентоспособность продукции на рынке в немалой степени зависит от репутации соответствующей отрасли. |
Производственный потенциал. Здесь важно провести оценку капитала, а также кадровой составляющей, уровень организации труда и уровень организации производства. |
Местоположение. Многие предприятия создаются в таких регионах, где довести их до конкурентоспособного состояния практически невозможно, а, следовательно, и окупить инвестиции, вкладываемые в них. |
Финансовое состояние |
Отношения с властью. Кредиторам важно выяснить, будет власть содействовать успеху проекта или возводить препятствия на пути его реализации. |
Менеджмент |
Владельцы. Важным аспектом являются личность владельцев и их репутация в обществе, во властных структурах и на рынке. |
Инвестиционная программа |
Динамика показателей, характеризующих инвестиционную деятельность в 2010-2015 годах, представлена в таблице 3.
Инвестиции в основной капитал в 2010г. составляли 507,2 млрд. руб., в 2015 г. произошло их увеличение на 224,2 млрд. руб., их объём в 2015 г. составил 731,4 млрд. руб. Также растут инвестиции на душу населения, с 2010 г. по 2015 г. их объём вырос на 119,5 тыс. руб. Югра привлекательна для инвесторов. Максимальный индекс физического объема инвестиций в Югре наблюдался в 2011 г. - 117,2%, в течение последних 2 лет происходило снижение значения рассматриваемого показателя.
Таблица 3
Динамика показателей, характеризующих инвестиционную деятельность
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Инвестиции в основной капитал, млрд.руб. |
507,2 |
637,0 |
671,1 |
718,9 |
709,4 |
731,4 |
Индекс физического объема инвестиций, в процентах |
||||||
Югра |
108,8 |
117,2 |
105,4 |
101,3 |
92,4 |
101,1 |
Россия |
106,3 |
110,8 |
106,8 |
100,8 |
97,3 |
90,1 |
Инвестиции на душу населения, тыс.рублей |
||||||
Югра |
331,7 |
411,2 |
426,7 |
451,9 |
442,1 |
451,2 |
Россия |
64,1 |
77,2 |
87,9 |
92,4 |
92,8 |
92,1 |
Структура инвестиций поосновным видам деятельности, в % (без субъектов малого предпринимательства) |
||||||
Добыча полезных ископаемых |
77,6 |
75,9 |
73,8 |
70,9 |
74,1 |
74,3 |
Обрабатывающие производства |
0,9 |
0,6 |
1,1 |
1,5 |
2,1 |
2,1 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
5,2 |
8,7 |
9,0 |
7,0 |
4,9 |
4,7 |
Строительство |
2,6 |
2,3 |
2,0 |
2,2 |
2,3 |
2,3 |
Транспорт исвязь |
5,9 |
5,0 |
6,7 |
9,5 |
7,8 |
7,8 |
Социальная сфера |
3,0 |
2,3 |
2,4 |
2,2 |
2,2 |
2,2 |
Сфера услуг |
4,8 |
5,1 |
4,9 |
6,6 |
6,5 |
6,5 |
Прочие |
0,0 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Структура инвестиций по источникам финансирования, в % (без субъектов малого предпринимательства) |
||||||
Собственные средства предприятий |
83,7 |
80,9 |
81,1 |
81,7 |
76,3 |
85,3 |
Привлеченные средства |
16,3 |
19,1 |
18,9 |
18,3 |
23,7 |
14,7 |
Доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций, в % |
7,2 |
5,1 |
5,1 |
5,1 |
4,5 |
3,9 |
Инвестиционная стратегия Югры решает вопросы улучшения делового климата, определяет механизмы оценки хода реализации национальной предпринимательской инициативы, создания благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности, обеспечения доступа негосударственного сектора в бюджетную сферу и повышения производительности труда, поставленные Президентом РФ в ежегодном послании в декабре 2012 года. В целях обеспечения благоприятного инвестиционного климата, содействия инновационному развитию в 2015 году были реализованы мероприятия государственной программы «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014 - 2020 годы». Состав целевых показателей программы за 2014-2015 годы представлен в таблице 4.
Таблица 4
Результаты реализации государственной программы «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014 - 2020 годы»
2014 |
2015 |
|||
план |
факт |
% |
||
Количество реализованных основных положений стандарта деятельности исполнительных органов государственной власти Югры по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, единиц |
15 |
15 |
15 |
100,0 |
Количество действующих малых и средних инновационных компаний-резидентов автономного учреждения автономного округа « Технопарк высоких технологий», единиц |
120 |
140 |
142 |
101,4 |
Доля рабочих мест, созданных в компаниях-резидентах объектов инвестиционной инфраструктуры (бизнес-инкубаторов, технопарков, промышленных парков) |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
100,0 |
Количество презентаций инвестиционного и экспортного потенциала Ханты-Мансийского автономного округа- Югры, проведенных за рубежом, ежегодно, единиц |
5 |
6 |
6 |
100,0 |
Количество организаций, которым была оказана консультационная помощь по вопросам заключения и проведения внешнеэкономических сделок, ежегодно, единиц |
20 |
30 |
30 |
100,0 |
Уровень развития государственно-частного партнерства, % |
47,8 |
56,6 |
56,6 |
100,0 |
Таким образом, увеличилось количество действующих малых и средних инновационных компаний-резидентов автономного учреждения автономного округа «Технопарк высоких технологий», увеличилось количество презентаций инвестиционного и экспортного потенциала ХМАО, проведенных за рубежом. Остальные показатели остались неизменными. Идет 100% выполнения плана.
Для целей прогнозирования методы экстраполяции достаточно широко применяются на практике, так как они просты, дешевы, и не требуют для расчетов большой статистической базы. Использование методов экстраполяции предполагает два допущения:
а) основные факторы, тенденции прошлого сохранят свое проявление в будущем;
б) исследуемое явление развивается по плавной траектории, которую можно выразить, описать математически.
Прогноз должен иметь высокую точность, ошибка прогноза будет тем меньше, чем меньше период (срок) упреждения и чем больше база прогноза.
Построенные с помощью методов экстраполяции прогнозы нельзя рассматривать как конечный этап прогнозирования, ибо полученный показатель следует оценить с помощью экспертов и в случае необходимости скорректировать, если экономические, политические и другие условия в стране (городе) меняются.
Используем метод экстраполяции, по которому сделаем прогноз на 2017-2018гг. Определим, какому состоянию в будущем может прийти доля инвестиций в основной капитал к ВПР, если их развитие будет осуществляться с той же скоростью или ускорением, что и в прошлом (Рисунок 2).
Рис. 2.-Доля инвестиций в основной капитал к ВРП, (на примере ХМАО).
Для прогнозирования доли инвестиций в основной капитал к ВРП использовали полином 3 степени, величина достоверности модели прогнозирования (коэффициент аппроксимации) составила 98%. Экстраполируем линию тренда на 4 года. По оценке в 2015-2016 годах составляет 26% и 26,1% доли инвестиций в основной капитал к ВРП, в 2017 году ожидается 26,2%, в 2018 году 26,3%.
С целью выбора возможных решений по привлечению инвестиций в региональную экономику используем метод морфологического анализа. Морфологический анализ предполагает оценку возможных прогнозных (ожидаемых) решений (Таблица 5). Недостаток метода – многовариантность, которая затрудняет поиск лучшего решения.
Таблица 5
Привлечение инвестиций в экономику ХМАО
Варианты решений |
|||||
Показатель |
Решение 1 |
Решение 2 |
Решение 3 |
Решение 4 |
Решение 5 |
Рост инвестирования в ХМАО |
Формирование и реализация стратегии регионального развития |
Разработка целевых комплексных программ, предусматривающих круг, организационно-технических, маркетинговых и других мер по привлечению инвестиций в регион |
Формирование банка данных производственных мощностей, свободных и предлагаемых для включения в инвестиционный процесс |
Разработка программ по стимулированию отдельных территорий путем открытия зон свободного предпринимательства, а также мер по снижению незавершенного строительства |
Формирование бизнес-профилей по отдельным отраслям и предприятиям для привлечения инвестиций |
Для повышения эффективности инвестирования в ХМАО морфологическим признаком будет рост инвестирования в ХМАО. Параметрами будут выступать варианты решений по привлечению инвестиций в экономику ХМАО: формирование и реализация стратегии регионального развития; разработка целевых комплексных программ, реализующих округ, организационного технических, маркетинговых и других мер по привлечению инвестиций в регион; формирование банка данных производственных мощностей, свободных и предлагаемых для включения в инвестиционный процесс; разработка программ по стимулированию отдельных территорий путем открытия зон свободного предпринимательства, а так же мер по снижению незавершенного строительства; формирование бизнес-профилей по отдельным отраслям и предприятиям. При построении матрицы возможны варианты: вариант 1 , вариант 2…Общее количество выбранных сочетаний в морфологическом ящике будет составлять 5 возможных решений.
Одним из эмпирических методов прогнозирования является метод скользящей средней. Этот метод состоит в замене абсолютных уровней ряда динамики их средними арифметическими значениями за определенные интервалы. Выбираются эти интервалы способом скольжения: постепенно исключаются из интервала первые уровни и включаются последующие. Таблица 6.
Таблица 6
Расчёт скользящей средней
t |
y |
ys |
Формула |
(y - ys)2 |
2013 |
26.3 |
- |
- |
- |
2014 |
26 |
26.1 |
(26.3 + 26 + 26)/3 |
0.01 |
2015 |
26 |
26.033 |
(26 + 26 + 26.1)/3 |
0.00111 |
2016 |
26.1 |
26.1 |
(26 + 26.1 + 26.2)/3 |
0 |
2017 |
26.2 |
26.2 |
(26.1 + 26.2 + 26.3)/3 |
0 |
2018 |
26.3 |
17.5 |
(26.2 + 26.3 + )/3 |
77.44 |
2019 |
- |
- |
- |
|
77.451 |
Стандартная ошибка (погрешность) рассчитывается по формуле:где i = (t-m-1, t)
Таким образом, стандартная ошибка (погрешность) составляет 5,081. Высокая точность прогноза определяется процентом ошибки не больше 5. До 10% ошибки прогноз считается допустимым.
Для проверки точности прогноза используем верификацию с помощью метода интервью. Основная особенность данного метода заключается в том, что исследователь (опрашивающий) и эксперт находятся в непосредственном контакте. Необходимая информация извлекается в ходе беседы. Направление беседы задает опрашивающей по заранее составленным вопросам относительно перспектив развития прогнозируемого объекта. Ему принадлежит ведущая роль в проведении беседы. Эксперт выступает в роли источника прогнозной информации. Достоинство метода интервью заключается в том, что непосредственный контакт эксперта и интервьюера позволяет направить беседу в необходимом направлении. Недостатками метода являются, во-первых, влияние на прогнозные оценки субъективных факторов (например, психологическое давление интервьюера на эксперта); во-вторых, не каждый эксперт может делать экспромтом хорошие и достоверные заключения.
Инвестиции в основной капитал ХМАО в 2016 г. составят 934,71 млрд. рублей. По словам губернатора региона Натальи Комаровой, к 2018 году показатель инвестиций в валовом региональном продукте Югры должен составить 27%, сейчас эта доля составляет 25,1%. По словам губернатора, к 2018 году показатель инвестиций в валовом региональном продукте Югры должен составить 27%, сейчас эта доля составляет 25,1%. "Средства направляются на ввод в разработку новых месторождений, создание соответствующей инфраструктуры, в том числе по использованию попутного нефтяного газа", - отметила Комарова.
Таким образом, по словам эксперта в 2015 году доля инвестиций в ВРП составляла 25,1%, а в нашем прогнозе 26%, в 2018 году ожидается инвестиций в валовом региональном продукте 27%, а в нашем прогнозе ожидается 26,3%. Из этого следует, что прогноз имеет достаточную степень надёжности с ошибкой не превышающей 5%.
По итогам 2015 года в национальном рейтинге состояние инвестиционного климата Югры вошло в десятку лидеров. Рост инвестиционной привлекательности и увеличения объемов инвестиций являются основой для роста валового регионального продукта и повышения качества жизни населения вХанты-Мансийскомавтономном округе - Югре. Можно выделить основные направления повышения инвестиционной активности ХМАО – Югры:
1. ХМАО – Югра богата обширными лесными просторами. Наиболеецелесообразно развивать лесопромышленную сферу, а также создавать структуры по производству мебели из древесины и сопутствующих материалов.
2.Развитие рыбохозяйственного комплекса имеет огромный потенциал. В реках автономного круга водится большое количество, достаточно высоких по стоимости реализации, водных ресурсов, т. е. рыб.
3. Предоставление государственных гарантий и льгот на инвестиционные проекты, реализуемые в округе, и предоставление льготных налоговых условий.
Исходя из выше сказанного, данные направления помогут округу поднять инвестиционную активность на более высокий уровень. Привлечение инвестиций в экономику региона является ключевой задачей в современных экономических условиях. Основной задачей для повышения инвестиционной привлекательности ХМАО для потенциальных инвесторов будет являться оптимизация необходимых условий для инвестирования, которые влияют на предпочтение инвестора.
Список источников и литературы:
Кузык, В.И. Кушлин, Ю. В. / Учебник Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование Яковец. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Экономика, 2011. 604 с.
Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому АО- Югра [Электронный ресурс] Режим доступа: http://khmstat.gks.ru/
Прогноз социально-экономического развития ханты-мансийского автономного округа – Югры на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.admhmao.ru/
Садовникова Н.А., Шмойлова Р. А. Анализ временных рядов и прогнозирование Вып. 5: учебно-методический комплекс. - М.: Евразийский открытый институт, 2011, 259 С.