ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ШКОЛАХ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ШКОЛАХ

Гильфанова Э.А. 1
1Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Воспитание предстает перед педагогами как сущностное содержание их педагогической деятельности, которая ориентируется на формирование у студентов основ общественных идеалов и ценностей, Поэтому актуальным является исследование содержания воспитательной деятельности педагога на современном этапе.

В Педагогической энциклопедии воспитание определяется как «целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений или в еще более локальном значении – решение какой-либо конкретной воспитательной задачи»[3].

Любую педагогическую деятельность характеризуют:

  • представление о предмете, устанавливающее границы ее применения в сфере образования;

  • наличие специфических субъектов деятельности, т.е. инициаторов активности именно данного рода;

  • особые деятельностные механизмы (операции), обеспечивающие то или иное влияние на человека;

  • специфика результата, который не может быть получен с помощью других видов профессиональной активности.

Актуализируются такие вопросы, как «Что придает деятельности педагога воспитательное качество? Что отличает воспитательную деятельность от других видов педагогической деятельности?» В работе [2] указывается, что прежде всего, это деятельность духовно-практическая. Ее специфика в том, что она одновременно обращена к миру предметному, внешнему и к внутренней, духовной сфере человеческой жизни.

В духовной деятельности взгляд человека направлен на проблемы бытия, существования и сущности. Духовная деятельность не имеет предметного, материализованного результата. Ее продукты специфичны. Это ценности, смыслы, принципы, отношения, чувства, мотивы, идеи, идеалы. Они неосязаемы, но могут восприниматься другими людьми и оказывать на них влияние. Воспитательная деятельность связана с преобразованием духовной сферы человека и условий его взаимодействия с окружающим миром и другими людьми. Благодаря этому она опосредованно способна влиять на изменение способа жизнедеятельности.

И.Д.Демакова называет воспитательной такую деятельность, которая «обеспечивает позитивные процессы, качественные изменения ребенка со знаком «плюс» [1]. А какими психологическими характеристиками отличается воспитательная деятельность педагога профессиональной школы?

Исследователи, опираясь на гуманизм, как ключевую идею концепций нового воспитания, в качестве основных психологических характеристик воспитательной деятельности рассматривают: эмпатию, принятие, конгруэнтность, креативность, суггестивность и способность к рефлексии [3].

Педагогическая эмпатия – это чувствование педагогом ребенка без оценки и принятие любого его переживания независимо от способа выражения. Педагог не сравнивает воспитанника с другим, более удачливым, поощряет свободно выражать свои чувства. Эмпатия педагога – это умение выразить себя и свое отношение к воспитаннику и способность быть понятым им. Установить эмпатийные отношения, значит искать общие смыслы, оказать поддержку и проявлять веру в ученика в самых иных ситуациях.

Важнейшая характеристика воспитательной деятельности педагога – безусловное принятие. К.Роджерс указывал, что принятие другого человека не есть любовь и уважение к нему. Принятие – твердая уверенность в том, что любой человек, независимо национальности, политических убеждений, привычек поведения, имеет право жить на Земле, и никто не имеет права его уничтожить., К.Роджерс подчеркивал что абсолютному принятию другого человека надо учиться.

Еще одна психологическая характеристика воспитательной деятельности педагога – конгруэнтность, т.е полное соответствие самому себе, гармония в самопроявлении, в том числе профессиональном. Не менее значима "прозрачность" педагога для детей, ясность для них eго замыслов и действий. Это качество педагогической деятельности в известной мере обусловлено собственным детством педагога, его воспитанием, в то же время оно может быть сознательно развито им как выражение его спонтанности и подлинной любви к ученику. Именно открытость учителя лежит в основе создания им помогающих отношений" с детьми. Открытость проявляется в интеллектуальной сфере, в готовности обсуждать с коллегами и воспитанниками любые проблемы.

Креативность, как способность педагога к творчеству, выступает важной характеристикой воспитательной деятельности. Это способность педагога проникнуть в мир ученика, максимально высоко оценить его возможное

Суггестивность как инвариантная характеристика воспитательной деятельности педагога – это способность воздействовать на эмоциональную сферу ученика. Такое воздействие возникает, если педагог умеет создать благоприятную для самочувствия и настроения детей эмоциональную атмосферу, доброжелательный микроклимат, необходимый для общения. В этих благоприятных условиях педагог воздействует на детей собой, естественностью своего поведения и прежде всего умением радоваться жизни, смеяться, грустить и т. д.

Процесс воспитания реализуется в разных формах[1]:

  • индивидуальной (например, беседа на этическую тему),

  • групповой (сборы, собрания, классные часы и т.п.),

  • массовой (вечера отдыха, читательские конференции, военно-спортивные игры, соревнования).

В современной педагогике принято делить формы воспитательной работы по воспитательной задаче и выделяется три группы:

  • формы управления и самоуправления (собрания, линейки, митинги, часы куратора и классного руководителя);

  • познавательные формы (часть из них успешно используется на уроках) – экскурсии, фестивали, устные журналы, информации, газеты, тематические вечера, студии, выставки, викторины, аукционы знаний, конкурсы, проекты, деловые игры, научные конференции обучающихся, олимпиады, диспуты, круглые столы, беседы, литературно-музыкальные композиции и т. п.);

  • развлекательные формы – вечера, праздники, тематические мероприятия и др.

Среди методов воспитательной работы в профессиональных школах отметим:

Методы воздействия на мотивационную сферу (стимулирование) основаны на формировании у обучающихся осознанных побуждений их деятельности [5]. В педагогике в качестве стимулирования распространены такие компоненты метода стимулирования, как поощрение и наказание. Поощрение должно быть естественным следствием поступка воспитанника, а не следствием его стремления получить поощрение. Важно, чтобы поощрение не противопоставляло обучающегося остальным членам коллектива. Наказание – это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки обучающихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение.

Методы воздействия на эмоциональную сферу – формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин их порождающих. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу человека, является внушение и связанные с ним приемы аттракции. Внушение может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами.

Методы воздействия на волевую сферу предполагают: развитие у юношей и девушек инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т.д. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения. По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Предъявляется требование в решительном тоне, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой. Косвенное требование (совет, просьба, намек, доверие и т.д.)отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников.

Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на формирование у молодежи навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение молодых людей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей, формирование навыков честного отношения к самим себе и другим людям. К ним можно отнести метод коррекции поведения. Метод коррекции направлен на то, что-бы создать условия, при которых молодой человек внесет изменения в свое поведение, в отношения к людям.

Методы воздействия на предметно-практическую сферу направлены на развитие у молодых людей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. Методы организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методами воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых воспитанник ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это может быть проблема нравственного выбора, выбора способа организации деятельности, социальной роли и др. Воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации. Когда в ситуации возникает проблема для молодого человека и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы (испытания), как метода самовоспитания.

Модификацией метода воспитывающих ситуаций является соревнование, оно способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные склонности молодого человека к лидерству, к соперничеству. В процессе соревнования молодой человек достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус.

Методы воздействия на экзистенциальную (сущностную, бытийную) сферу направлены на включение обучающихся в систему новых для них отношений. У каждого молодого человека должен накапливаться опыт социально полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной ориентации, высоконравственные мотивы, которые позже не позволят ему вести себя непорядочно, бесчестно.

Метод дилемм заключается в совместном обсуждении молодыми людьми моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. Использование моральных дилемм как средства развития экзистенциальной сферы, безусловно, продуктивно. По каждой дилемме можно определить ценностные ориентации человека. Такие дилеммы всегда порождают спор в учебной группе, где каждый приводит свои доказательства, а это дает возможность в будущем сделать правильный выбор в жизненных ситуациях.

Таким образом, успехи воспитательной деятельности связаны прежде всего с тем, насколько владеет педагог умением развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества, групповой ответственности и заинтересованности в успехах товарищей. Это говорит о том, что не преподавательские умения, а умения в воспитательной работе являются первичными в содержании профессиональной готовности деятельности педагога.

Cписок литературы:

  1. Демакова И.Д. Функционально-деятельностные характеристики воспитательной деятельности педагога //Воспитать человека: Сб нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания.- М.: Вентана-Граф, 2002.- 384с.

  2. Ксензова Г.Ю. Психологические основы воспитательной деятельности учителя.- Тверь: Твер.гос.ун-т, 2001.- 401с.

  3. Кулюткин Ю.Н. Творческая направленность деятельности педагога: Сб-к научных трудов.- Л.: НИИ ООВ, 1978.- 102с.

  4. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе.- М.: Пед. общ-во России, 1999.- 300с.

  5. Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается /Под ред.Л.И.Новиковой.- М.: НИИ теории образования и педагогики РАО, 1996.- с. 6-11

  6. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе.- М.: Владос, 2000.- 256с.

  7. Воспитательная деятельность педагога /Под общ.ред.В.А.Сластенина.- М.: Академия, 2005.- 336с.

Просмотров работы: 649