РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В РАМКАХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В РАМКАХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА.

Кило А.А. 1
1ГАОУ ВПО "Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Негативные тенденции современного общества - массовость как остаточный эффект массовой культуры, следствием которой является массовое искусство, компьютеризация и идеализация образа жизни. Всё это имеет место быть и на данном этапе развития общества, наряду с информатизацией, что, смешиваясь, в веке компьютерных технологий в значительной степени воздействует на развитие личности.

Чтобы лучше понять суть вопроса, обратимся к терминологии.

«Массовая культура» (англ. Mass kalture) - господствующий в индустриальном обществе конца XIX - начала XX вв. тип культуры, руководимый идеологическими стереотипами и функционирующий как промышленно-коммерческое производство. «Массовая культура» принадлежит к числу стандартизированных явлений духовной жизни общества, внедряемых в сознание людей средствами массовой коммуникации [5 С.208].

Массовый человек в зеркале массовой культуры ощущает себя «как все». Самоутверждение в массовой культуре происходит за счет деромантизации, дегероизации, что означает закрепление взглядов о бессмысленности бытия. Естественным состоянием человека в пространстве массовой культуры становится потребительство. При этом формируется и закрепляется позиция, противоположная творческой [6 С.58].

Однако стремление к прекрасному, которое прививает массовая культура, закрывает бреши духовные материальными благами. В связи с чем, популярным и необходимым становится массовое искусство. Оно умело затрагивает всех и каждого, опираясь на усреднённую модель личности.

«Массовое искусство» - понятие введённое в 1950-х гг. западными социологами для обозначения специфических проявлений культуры т.н. массового, или постиндустриального, общества XX вв. Под массовым искусством подразумевают художественные произведения, предназначенные для удовлетворения запросов массовой коммуникации (кино, телевидение, печатная графика, популярная музыка, продукты художественной индустрии) [1].

В информационном обществе и по сей день массовое искусство имеет широкое распространение, однако появляются и новые виды духовного закрепощения личности. Особое влияния оказывает сеть Интернет. Иллюзорный мир манит собой разочаровавшихся в окружающей действительности. Погружение в виртуальное пространство способствует замещению существующего бытия, создается новый мир, отличный от того, в котором индивидуум пребывает реально в качестве социокультурного существа. Однако даже в виртуальной реальности освобождения от влияния стереотипов, навязанных современной массовой культурой не происходит.

Влияние социокультурной среды на человека выступает в виде выработки определенной мировоззренческой «матрицы», которая отвечает особенностям того типа культуры, к которой он принадлежит. Поэтому «и постмодернистский выбор, и постмодернистская свобода весьма иллюзорны в условиях массового общества и маркетизированной культуры, которая большими тиражами выбрасывает на рынок симуляторы идентичностей вместе с инструкциями по сборке» [2 С.13].

Образец облика, с позиции моды, с плоского экрана не может в полной мере отразить глубину должного мышления либо её отсутствие. Стандартизация поведения относительно современности настолько велика, что невозможно себе представить наш образ хотя бы без одной из тех вещей, что рекламируют. В конечном итоге каждый делает свой выбор, а те, кто следует позиции сохранения индивидуальности становятся «изгоями», но за частую индивидуум стремится придерживаться тенденций современности, отождествляя приобретение неких популяризованных благ с обретением успешности, поддается воздействию феномена социального конструирования идентичности.

Особенно ярко проявляется данная тенденция в становлении развивающейся личности. Развивающаяся личность в современном обществе находится под гнётом информационных потоков, принимая на веру многое, что в средствах массовой информации зачастую излишне приведено к клише будь то каноны стиля, образцы поведения либо увлекающие игры в просторах интернета, которые ведут к уничтожению персонификации - индивидуальности.

Х. Ортега-и-Гассет в знаменитой книге «Восстание масс» усматривал в этом угрозу вытеснения элиты «усредненным индивидом». Он замечал: «Масса - всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же «как и все», и не только не удручен, но доволен собственной неотличимостью… Масса - это посредственность, и, поверь она в свою одаренность, имел бы место не социальный сдвиг, а всего-навсего самообман. Особенность нашего времени в том, что заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду. Масса сминает все непохожее, недюжинное, личностное и лучшее. Кто не такой, как все, кто думает не так, как все, рискует стать отверженным»[4 С.2].

Человек теряет самобытность и неповторимость, которые уступают место поклонению бездушным автоматам. За распадом личности следует упадок культурного творчества, то есть разложение внешней культуры, которая начинает расширяться, но иссякает в своих собственных глубинах.

Проблема негативного влияния процессов и продуктов информационного общества на развивающуюся личность является актуальной. Преодолеть деструктивные тенденции возможно при условии постоянного расширения образовательно - воспитательного воздействия на личность с целью содействия в формировании базовых ценностных констант. Сформировать «культурную матрицу» человека, опирающуюся не на сомнительные достижения массовой культуры, а на традиционные эстетические и этические нормы и ценности способна система образования, а именно - приобщение к творчеству, помогающее ему наиболее конструктивно интегрироваться в мозаичное пространство современного социума [3].

Творчество выступает как панацея, стирая принадлежность к «массе», помогает высвободить личность из под гнёта общественности и реализовать потенциал.

Достаточно обратиться к прошлому и мириады чудесных образцов этого действа откроются взору. Именно творчество способствовало развитию вида «Homo Sapiens» - Человек разумный. Изменяя своё жилище, орудие труда, менялся и образ мыслей, и воспитывал себя сам древний человек. Всё сложнее конструкции, всё совершеннее материалы, всё успешнее открытия.

Процесс формирования личности напоминает эту столь долгую и необходимую эволюцию - от низших потребностей к полёту фантазии, на этапе самопознания. Изначально творчество заложено в каждом. Оно особым образом проявляется в игре. Активность направленная на развитие фантазии, расширение мировоззрения, выявление черт характера и улучшение восприятия окружающей действительности, способствующая становлении личности, которое в свою очередь тесно связано с творчеством.

Именно благодаря творчеству мировоззрение противостоит влиянию феномена социального конструирования идентичности.

Творчество, по сути - двигатель прогресса, стимул активной жизненной позиции личности, особый механизм, что заставляет видеть мир иначе, чувствовать и интерпретировать его разными образами, преображая действительность. С первых дней происходит приобщение старшим поколением и системой образования к канонам мысли - образцы предлагая в пример, предполагая чёткое и неукоснительное систематизирование полученных выдающимися умами человечества знаний. Это система порождает необходимость отторжения фантазии или перенос её на второй план. В связи с чем, развивающейся личности труднее выразить внутренний мир, так как творчеству нет места в системе, однако оно предполагается. Безусловно, развитие творческого потенциала личности - не смысл общеобразовательных программ, это обязанность системы дополнительного образования.

Однако личность должна быть всесторонне развита. Ограничение творческого потенциала либо полное исключение творчества учебными планами и программами ведет к стандартизации мышления у обучающихся. Мышление напрямую зависит от мировоззрения и кругозора, следовательно, личность не может быть всесторонне развитой в условиях единственно возможного следования правилам и стандартам. Они - неотъемлемая часть процесса обучения и воспитания, однако и приобщение к творчеству должно иметь место в процессе формирования личности.

Оно заключается не только в интерпретации собственного виденья картины мира через создание предметов искусства, так как способно порождать положительные качества в характере личности, выражаться в профессионализме, постоянном самосовершенствовании и влиять на стремление к научной деятельности.

Известными деятелями науки это многократно подтверждалось. Ведь для любого открытия не достаточно только лишь знаний, так как не многим учёным умам довелось совершить переворот в науке, следовательно, помимо системы знаний должен быть развит механизм творчества.

Учитывая выше сказанное, можно подвести итоги.

В связи с теми стандартами и стереотипами, что навязываются с экранов, отмечается пагубность влияния информационной среды на развитие личности. Становится очевидным тот факт, что расширение мировоззрения не является задачей средств массовой информации телевидения либо радиовещания. Однако такая усредненная аудитория является прекрасным источником дохода в массовом потреблении особых культурных благ. Пагубно влияние массовой культуры, ориентированной на нивелирование индивидуальных особенностей и развитие зависимости от шаблонов и готовых решений во всех сферах жизнедеятельности.

Безусловно, создание определенного стереотипа мышления у потребителей информации, отрицающей заинтересованность в познании собственной культуры, спасающихся в виртуальной реальности, влечёт за собой формирование определенной мировоззренческой «матрицы». Однако подобная «идентичная» прослойка в условиях сложившейся социокультурной среды не сможет в полной мере развиваться, а следственно пользы обществу не принесёт. В связи с чем, методом решения данной проблемы является формирование эстетических и этических нормы и ценностей системой образования, а именно - приобщение к творчеству. Ведь оно имеет преобразующий характер. Творческое восприятие действительности меняет положительно мировоззрение, в дальнейшем творчество проникает во все сферы жизнедеятельности и является неотъемлемой составляющей процесса формирования гармонично развитой личности.

Литература

  1. Steiner Rudolf. At the Gates of spiritual Science. 14 lectures given in Stuttgard 1906/ - London: Rudolf Steiner Press, 1970.

  2. Воропай Т. С. Между глобализацией и масскультурой (несколько фрагментов об идентичности) // Философские науки. 2009. №10. С. 13.

  3. Гобозов И. А. Интеллектуальный кризис общества // Философия и общество. 2010.

  4. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. - М., 1991. С.2.

  5. Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. - М.: Пассим, 1994. С. 208.

  6. Самохвалова В. И. Масскульт и маленький человек// Философские науки. 2001. №1. С. 58.

________________________________________________________________________________

The negative trends of modern society - as a residual mass the effect of mass culture, the result of which is mass art, computerization and idealization lifestyle. All this is the place to be and at this stage of development of society, along with the computerization that, mingling, in the age of computer technology largely affects the development of personality.

To better understand the subject matter, please refer to terminology.

«Mass culture» (eng. Mass kalture) - prevailing in the industrial society of the late XIX - early XX centuries. the type of culture, led by ideological stereotypes and the functioning of industrial-commercial production. «Mass culture» belongs to a number of standardised phenomena of the spiritual life of society, inculcated in people's minds by mass media [5 p. 208].

Mass man in the mirror of mass culture feels. Affirmation in popular culture comes at the expense of deromanticize, degeroizatsii, which means a consolidation of views about the meaninglessness of existence. The natural condition of man in the space of mass culture is consumerism. Thus formed and secured a position opposite to the creative [6 p.58].

However, the desire for beauty, which imparts mass culture, closing gaps spiritual material goods. Therefore, popular and necessary it becomes. It skillfully touches everyone, based on the averaged model of personality.

«Mass art» - a concept introduced in the 1950s, Western social scientists to describe the specific manifestations of the so-called mass culture, or post-industrial society of the XX century Under the mass art mean art works designed to meet the needs of mass communication (film, television, print graphics, popular music, products of the culture industry) [1].

In the information society, and to this day the masses is widespread, but there are also new types of spiritual enslavement of the individual. Special impact has the Internet. Illusory world beckons ourselves disappointed in the reality. Immersion in the virtual space contributes to the replacement of an existing being, creates a new world different from the one in which the individual resides really as socio-cultural beings. However, even in the virtual reality of liberation from the influence of stereotypes imposed by modern mass culture does not occur.

The influence of socio-cultural environment plays in the production of a certain ideological matrix that meets the characteristics of the type of culture to which it belongs. Therefore, the «post-modern choice, and the postmodern freedom is quite illusory in the context of mass society and marketsaround culture, which in large quantities thrown on the market, the simulation of identities, along with the Assembly instructions» [2 page 13].

Sample image, from the perspective of fashion, with flat screen may not fully reflect the depth of proper thinking or lack thereof. Standardization of the behavior of relatively modern times is so great that it is impossible to imagine our way without at least one of those things that advertise. In the end, everyone makes their own choices, and those who follow the position of preserving the individuality become "outcasts", but often the individual seeks to adhere to the trends of modernity, identifying the purchase of certain goods popularized with the acquisition of success, can be affected by the phenomenon of social construction of identity.

Particularly pronounced this trend in the development of the developing person. A developing person in contemporary society is under the burden of information flow, taking for granted much of what is in the media too often reduced to clichés, whether the canons of style, patterns of behavior or addicting games in the Internet, which lead to the destruction of the personification of individuality.

J. Ortega y Gasset in his famous book «the revolt of the masses» saw it as a threat of displacement elite «average individual». He said: «the Weight of each and every person who either in good or in evil not merit a special measure, and feels the same» as all, «and not only not discouraged, but satisfied with their own policiesto... Mass is mediocrity, and believe it in their endowments, would not social shift, but merely self-deception. A feature of our time is that of an ordinary soul, not obmanyval about your own mediocrity, to fearlessly claim their right to it and impose it on everyone and everywhere. The mass crushes all different, remarkable, personal and best. Who is not like everyone who doesn't think so, as all risks being rejected»[4 P. 2].

The person loses identity and uniqueness, which give way to the worship of soulless machines. The dissolution of personality is followed by the decline of cultural creativity, that is, the decomposition of the external culture, which is beginning to expand, but is exhausted in its own depths.

The problem of negative influence of processes and products of the information society on developing personality is important. To overcome the destructive tendencies may subject to the continuous expansion of the educational influence on the personality, to promote the formation of the basic values of the constants. To form a «cultural matrix» of a person, resting not on dubious achievements of mass culture, and on traditional aesthetic and ethical norms and values can the education system, namely the introduction to the work that helps him the most structurally integrate into the mosaic space of modern society [3].

Creativity acts as a panacea, erasing belonging to the ground, helps to release the person from under the yoke of the public and realize the potential.

It is sufficient to refer to the past and a myriad of wonderful samples this action will reveal themselves. It is creativity that contributed to the development of the species «Homo Sapiens» - «wise human». Changing your home, tool, and changed the way of thinking, and raised himself the old man. All the more difficult construction, more and more perfect materials, all successful open.

The process of identity formation that resembles a long and necessary evolution from the lowest requirements to flight of fancy, at the stage of self-discovery. Initially, the creativity inherent in each. It is manifested in a special way in the game. The activity aimed at the development of imagination, the expansion of the world, identification of traits and improvement of the perception of reality, contributing to the formation of the personality, which in turn is closely associated with creativity.

It is thanks to the work Outlook is opposed to the influence of the phenomenon of social construction of identity.

Creativity, in fact - the engine of progress, the stimulus of an active life position of a personality, a special mechanism that makes you see the world differently, to feel and interpret it different ways, transforming reality. From the first day is an introduction by the older generation and the education system to the canons of thought - patterns at an example, assuming a clear and rigorous systematization of the received the outstanding minds of mankind knowledge. This system necessitates the rejection of the imagination or transfer it to the wayside. In this connection, the developing person difficult to Express our inner world as creativity has no place in the system, but it is supposed to. Clearly, the development of creative potential of personality - not the meaning of the education programs, it is the duty of the system of additional education.

However, the individual must be comprehensively developed. The restriction of creative potential, or the complete exclusion of creativity in the curriculum and programs leading to the standardization of thinking in the students. Thinking depends on the worldview and Outlook is, therefore, a person cannot be fully developed in terms of the only possible to follow rules, and standards. They are an integral part of the process of training and education, however, and the introduction to art should take place in the process of identity formation.

It is not only in the interpretation of his own vision of the world picture through the creation of art objects, as they are able to generate positive qualities in the character of the individual, expressed in the professionalism, constant improvement and influence the pursuit of scientific activities.

Famous figures of science that has been repeatedly confirmed. After all, not only a knowledge, as not many scientists minds had a chance to make a revolution in science, therefore, in addition to the knowledge system should be developed the mechanism of creativity.

Considering the above, it is possible to sum up.

In connection with those standards and stereotypes that are imposed from the screens, the harmfulness of the influence of information environment on personality development. It becomes obvious by the fact that the expansion of ideology is not the task of the mass media of television or radio broadcasting. However, this average audience is a great source of income in the mass consumption of particular cultural goods. Pernicious influence of mass culture focused on leveling individual differences and the development of dependence on templates and ready-made solutions in all spheres of life.

Certainly, the creation of a certain stereotype of thinking consumers of information, denying the interest in knowledge of their own culture, fleeing in virtual reality, entails the formation of a certain ideological matrix. However, such "identical" layer in the current social and cultural environment will not be able to fully develop, and consequently benefit the society will bring. In this connection, a method of solving this problem is the formation of aesthetic and ethical norms and values of the education system, namely the introduction to the work. After all, it is transformative. Creative perception of reality changes a positive Outlook in future work penetrates into all spheres of life and is an integral part of the process of formation of a harmoniously developed personality.

Literature

1. Steiner Rudolf. At the Gates of spiritual Science. 14 lectures given in 1906 Stuttgard/ London: Rudolf Steiner Press, 1970.

2. Voropai T. S. Between globalization and mass culture (a few snippets about identity) // Philosophical Sciences. 2009. No. 10. P.13.

3. Gobozov I. A. Intellectual crisis of society // Philosophy and society. 2010.

4. Ortega y Gasset H. Revolt of the masses. - M., 1991. P.2.

5. Of plastic art. A short Glossary of terms. - M.: Passim, 1994. P. 208.

6. Samokhvalova V. I. mass culture and the little man// Philosophical Sciences. 2001. No. 1. P. 58.

Просмотров работы: 631