ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ

Каргинова Е.М. 1
1УрГПУ Екатеринбург
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из важнейших сторон когнитивных способностей человека является эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект - способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человека: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать собственные эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией. Впервые понятие было введено П. Саловеем и Дж. Майером [1].

Эмоциональный интеллект (далее - ЭИ) является одной из важнейших сторон когнитивных способностей человека. В современном мире это наиболее важная область для исследований, ведь способы общения и коммуникации сильно изменились за последние несколько лет. В том числе, изменились способы передачи информации среди молодежи и в частности, студентов. Сейчас, большинство обучающихся в вузах пользуется всеми возможными гаджетами: смартфоны, планшеты, ноутбуки. В каждом устройстве есть доступ в интернет. Коммуникации не только студентов, но и людей в целом, стала все больше зависеть от социальных сетей. Пропадает живое общение «лицом к лицу», чаще всего мы не видим и не слышим, с какой интонацией говорит собеседник, а значит, мы не воспринимаем его настоящие эмоции в полной мере, для передачи своих состояний все чаще применяем «смайлики», обобщенные речевые обороты, нередко характерные для сленга или даже арго. Т.е. человеческое общение становится все более опосредовано знаками и символами, а каналом передачи чувств выступает техническое устройство, что существенно искажает содержание и глубину переживаний, которые мы пытаемся передать собеседнику.

Самыми активными пользователями гаджетов являются подростки и молодежь. Это позволяет высказать гипотезу, что опыт активного использования технических устройств для опосредованного и отсроченного (когда собеседник офф-лайн) общения отрицательно влияет на развитие ЭИ современных студентов.

Недостаток межличностного общения «лицом к лицу» ведет к снижению эмоциональной вовлеченности собеседника. Человек слабо осознает собственные переживания, не распознает эмоции, снижается способность рефлексировать, появляется склонность к алекситимии [5].

Люсин Д.В. понимал ЭИ как способность понимать собственные эмоции и эмоции окружающих и управлять ими. Способность к пониманию эмоций предполагает, что человек:

  • способен распознать эмоцию (установить факт наличия эмоционального переживанию у себя или собеседника);

  • способен идентифицировать эмоцию (способен вербализовать ее);

  • понимает причины, которые могли ее вызвать, а также следствия этой эмоции.

Способность к управлению эмоциями предполагает, что человек:

  • способен контролировать интенсивность эмоций;

  • способен контролировать внешнее выражение эмоций;

  • способен вызвать определенную эмоцию при необходимости.

Способность к пониманию и способность к управлению эмоциями может быть направлена как на собственные эмоции, так и на эмоции других людей, т.е. мы можем говорить о внутриличностном и межличностном ЭИ. Они связаны между собой, хоть и предполагают актуализацию разных когнитивных процессов [6].

В результате анализа литературы и ранее проведенных исследований, мы выдвинули частную гипотезу, что студенты Института психологии (далее - ИПс) имеют более высокие показатели развития ЭИ, чем студенты Института физической культуры (далее - ИФК). Целью нашего исследования выступает исследование особенностей ЭИ у совреемнных студентов, на примере сравнения показателей ЭИ у студентов ИПс и ИФК. Объектом исследования выступил эмоциональный интеллект, предметом – различия эмоционального интеллекта студентов разных направлений подготовки. Перед нами стояли задачи: 1) провести психодиагностическое исследование студентов; 2) описать результаты психодиагностического исследования; 3) на основе результатов и заключений сделать выводы о различиях в развитии ЭИ студентов.

В нашем исследовании приняли участие 26 студентов первых курсов (13 человек из Института психологии, 13 человек из Института физической культуры) в возрасте от 18 до 21 года. Среди них 12 юношей и 14 девушек. Местом проведения выступили вузы Екатеринбурга УрГПУ и УралГУФК. Респондентам были представлены методики: 1) словарь эмоций «Ассоциативный вербальный тест» (авторская методика Ивановой Е.С.) [3]; 2) методика «Тест лицевой экспрессии» (авторская методика Ивановой Е.С.) [4]; 3) тест эмоционального интеллекта Люсина (ЭмИн) [7]; 4) Торонтская алекситимическая шкала; 5) методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС-2) [3].

По результатам методики «Словарь эмоций», представленных на рис.1., мы может сделать следующие выводы: очень высокого результата (более 25 названий эмоций) не выявлено, преобладают средние показатели в обеих группах.

Рисунок 1

Показатели владения словарем эмоций у студентов ИФК и ИПс, в %

Таким образом, из рис.1. мы можем сделать вывод о том, что и студенты ИФК и студенты ИПс в среднем владеют запасом эмоций от 11 до 17 эмотивов-номинативов. Но высокие показатели больше отмечены у студентов ИФК, т.е. у студентов ИФК запас слов от 17 до 24 встречается чаще, чем у студентов ИПс. Этот результат может объясняться тем, что студенты ИФК старше студентов ИПс, т.к. поступили в вуз преимущественно по окончании колледжа, имея опыты участия в соревнованиях, тренировки навыком саморегуляции и прослушав курс психологии в колледже.

По методике Тест оценки лицевой экспрессии были получены результаты, представленные в таблице 1. и рис.2.

Таблица 1

Наиболее узнаваемые эмоции у студентов, в %

ИФК

ИПс

Эмоции

Частота, в %

Эмоции

Частота, в %

Радость

92,3

Радость

84,6

Апатия

69,2

Удивление

76,9

Удивление

Отвращение

69,2

Отвращение

61,5

Апатия

61,5

Грусть

Смущение

Смущение

53,8

Грусть

53,8

Испуг

30,8

Агрессия

38,5

Гордость

23,1

Спокойствие

30,8

Спокойствие

15,4

Презрение

23,1

Агрессия

7,7

Гордость

Пренебрежение

Пренебрежение

7,7

Напряжение

0

Вина

Презрение

Напряжение

0

Вина

Испуг

Рисунок 2

Частота узнавания эмоций среди всех студентов, в %

Из таблицы 1 мы видим, что лучше всего студенты ИФК распознали эмоции: радость, апатия, удивление, отвращение и испуг. Радость точно распознали 92,3% испытуемых. А вот напряжение, презрение и вину не смог распознать ни один студент. Студенты ИПс лучше всего распознают эмоции: радость, удивление, отвращение, апатия и смущение. Радость точно распознали 84,6% респондентов, а вот напряжение и испуг - 0%. Из рис.2. мы видим, что все студенты лучше всего распознают эмоции: радость, апатия, удивление и отвращение, но никто не может увидеть эмоцию напряжение. Можно предположить, что напряжение является наиболее сложной эмоцией, при которой человек задействует разные мышцы лица.

С помощью методики ЭмИн мы смогли выявить уровень межличностного (МЭИ) и внутриличностного (ВЭИ) эмоционального интеллекта. Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

Значения межличностного (МЭИ) и внутриличностного (ВЭИ) эмоционального интеллекта у студентов ИФК и ИПс, в %

Шкала

Значения

Институт

ИФК

ИПс

МЭИ

очень низкое

0

0

 

низкое

7,7

0

 

среднее

23,1

7,7

 

высокое

7,7

15,4

 

очень высокое

61,5

76,9

ВЭИ

очень низкое

30,8

0

 

низкое

0

0

 

среднее

23,1

0

 

высокое

7,7

7,7

 

очень высокое

38,5

92,3

Из таблицы 2 мы видим, что большинство студентов ИФК и ИПс имеют очень высокие показатели владения МЭИ и ВЭИ. Студенты ИФК, также, показали и средний результат по МЭИ (23,1% учащихся) и средний показатель ВЭИ (23,1%) учащихся. У студентов ИПс, помимо очень высоких значений, присутствуют и высокие, а именно по владению МЭИ 15,4% учащихся, ВЭИ – 7,7%. Отсюда мы можем сделать вывод, что студенты ИПс при самоотчете склонны считать, что владеют навыками контроля и управления эмоций, своих и чужих, больше, чем студенты ИФК. Также, они заметно больше заинтересованы во внутриличностном ЭИ и уделяют этому аспекту больше внимания. Можно сказать, что эти люди не случайно выбрали в сферу своей учебы и дальнейшей деятельности Институт психологии. Они больше склонны к самоанализу и рефлексии.

На рис. 3 и 4 представлены результаты методики Торонтская алекситимическая шкала.

Рисунок 3

Показатели алекситимии для студентов ИФК, в %

Рисунок 4

Показатели алекситимии для студентов ИПс, в %

Из рис.3 и 4 мы видим, что группа риска у студентов ИФК больше, чем у студентов ИПс. Это может говорить о том, что у студентов ИФК чаще встречаются трудности в вербализации эмоциональных состояний и чувств, как собственных, так и чужих. Также, существуют сложности в различии между чувствами и телесными ощущениями.

По методике коммуникативные и организаторские склонности мы получили следующие результаты:

Рисунок 5

Сравнение коммуникативных склонностей студентов ИФК и ИПс

Рисунок 6

Сравнение организаторских склонностей студентов ИФК и ИПс

На рис.5 и 6 мы видим, что для большинства студентов ИФК характерно проявление среднего уровня коммуникативные склонностей, а также среднего и высокого уровня организаторских склонностей. Это говорит о том, что большинство студентов стремятся к контактам с людьми, способны заводить знакомства в новой группе и могут проявлять себя. Проявляют инициативу в общении и принятии решений. А для студентов ИПс больше характерен низкий уровень коммуникативных склонностей и высокий уровень – организаторских. Это говорит об их предпочтениях проводить время наедине с собой. Возможно, испытывают трудности в установлении контактов с новыми людьми, но при необходимости всегда помогают близким и друзьям. Способны брать на себя ответственность за решение трудных или нестандартных ситуаций.

Для сравнения данных обследованных выборок мы использовали U-критерий Манна-Уитни. В результате расчетов выяснилось, что все значения U-критерия получились выше критических показателей. Это говорит о том, что выборки не имеют значимых отличий, следовательно, наша частная гипотеза не подтвердилась.

В результате описательной статистики, мы отметили следующее. Студенты ИПс более склонны к рефлексии, имеют средний запас словаря эмоций, а также, менее склонны к алекситимии. Студенты ИФК имеют похожие результат, но отличаются более развитыми коммуникативными навыками. Таким образом, мы можем сделать вывод, что студенты имеют предпосылки для развития своего потенциала в той или иной сфере, но на первом курсе проследить сильные различия не удается, т.е., в возрасте от 18 до 21 года нет влияния специализации на уровень эмоционального интеллекта. Результаты нашего исследования могут стать основой для следующих направлений деятельности. Мы можем продолжить исследование и протестировать этих же студентов уже на 3 или 4-ом курсе. К тому времени они глубже погрузятся в сферу своей деятельности и тогда различия станут более явными.

Общая гипотеза о том, что постоянное пользование гаджетами для межличностного общения негативно влияет на эмоциональный интеллект, подтвердилась частично. Во-первых, тем, что в целом по выборке преобладают средние значения навыков вербализации эмоций, во-вторых, недостаточным уровнем точности распознавания эмоций, в том числе, базовых. В-третьих, тем, что часть выборки (около 15%) оказались с низкими значениями ВЭИ, т.е. испытывают трудности с регуляцией своих состояний. В-четвертых, 45% выборки имеют среднюю или выраженную тенденцию к алекситимии. Все это неблагоприятным образом характеризует развитие эмоциональной сферы студентов и требует специальных занятий для коррекции. Дальнейшее исследование призвано на более расширенной выборке уточнить состояние эмоционального интеллекта у представителей различных специализаций и степень воздействия развивающих программ на эмоциональную сферу современных студентов.

Список литературы

  1. Андреева И. Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта //Социально-психологические проблемы ментальности. – 2004. – Т. 6. – С. 22-26.

  2. Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.263-265.

  3. Иванова Е. С. Возможности методики «Словарь эмоций» для диагностики и развития эмоциональной сферы //Психологическая диагностика. – 2008. – №. 1. – С. 101-112.

  4. Иванова Е.С. Лицевая экспрессия эмоций: этнические и гендерные особенности. Дискуссия, 2013. №9 (39). С. 151-161.

  5. Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн //Психологическая диагностика. – 2006. – Т. 4. – С. 3-22.

  6. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте //Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования/под ред. ДВ Люсина, ДВ Ушакова.–М.: Институт психологии РАН. – 2004. – С. 29.

  7. Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям/Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 264 – 278.

.

10

Просмотров работы: 664