КИТАЙСКО-ИЗРАИЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: ВАЖНЕЙШИЕ АСПЕКТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КИТАЙСКО-ИЗРАИЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: ВАЖНЕЙШИЕ АСПЕКТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Богданова А.А. 1
1Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Ближний Восток долгое время не был стратегически важным направлением внешней политики Китайской Народной Республики. Даже сегодня Зб. Бжезинский упрекает Китай в «эгоистической пассивности» на Ближнем Востоке [1]. Однако последние годы свидетельствуют о том, что анализировать факторы, характеризующие ситуацию в данном регионе, не учитывая действий Пекина, невозможно. Построение полицентричного миропорядка или реализация экономических интересов – так или иначе КНР заинтересована в предотвращении дестабилизации на Ближнем Востоке. Поэтому сегодня Поднебесная активно наращивает сотрудничество с самым стабильным государством региона, а именно – с Израилем.

В этом году будет отмечаться 25-летняя годовщина установления дипломатических отношений между Китаем и Израилем. Но на протяжении веков и даже тысячелетий две цивилизации были связаны. Появление евреев в Китае относят к I в. н.э., их формирование в особую этнолингвистическую группу к XIII в. [2] Но, исчезнув в XIV в., китайские евреи возвратились в Шанхай в лице чиновников и служащих английских концессий только в XIX в. Дальнейшие отношения между народами связаны с войнами: Русско-японская война и миграция евреев в Харбин, Первая мировая война и открытие Еврейского комитета помощи жертвам войны, Вторая мировая война и 20 тыс. евреев, нашедших убежище в Шанхае.

Некоторые исследователи находят много общего в истории двух народов. Во-первых, еврейская цивилизация, как и китайская, насчитывает более 3000 лет. Во-вторых, обе страны оказались политически и экономически бессильными именно в конце XIX в. Государство Израиль в современном представлении появилось на карте в 1948 г., Китайская Народная Республика – в 1949 г. Оба государства какое-то время были замкнуты и закрыты от внешних воздействий. В случае с первым поворот к международному сообществу произошел в конце 1960-х гг. в результате весьма печальных событий. В Китае же политика «реформ и открытости» началась в 1978 г., когда Дэн Сяопин заявил о создании социализма с китайской спецификой и интеграции в глобальную экономическую систему, которая продолжается до сих пор.

Цели политики Китайской Народной Республики

В 2012 г. на XVIII съезде КПК были определены основные цели развития, определяющие внутреннюю и внешнюю политику Пекина. Безусловно, это построение «сяокан» («общество среднего достатка») и превращение Китая «в современное социалистическое процветающее, сильное, демократическое, культурное и гармоническое государство» [3]. В связи с этим может возникнуть вопрос: как Израиль, территория которого составляет чуть более 20 тыс. кв. км, а население меньше населения многих китайских городов, может способствовать достижению таких целей?

Взаимный интерес Китая и Израиля обусловлен несколькими причинами, наиболее важны из них геополитические, научно-технические и военно-стратегические.

Геополитические причины сотрудничества

Планы КНР по возрождению «Великого Шелкового пути», а именно южной ветки Нового ШП и Морского ШП сталкиваются с проблемами из-за нестабильности Ближнего Востока. Прокатившаяся «Арабская весна» стала причиной переворотов (в Тунисе, Египте, Йемене), гражданских войн (в Ливии, Сирии) и массовых протестов (в Алжире, Ираке, Иордании и др.). Европа, с которой объем торговли в 2015 г. превысил 521 млрд евро, является важнейшим рынком для китайской экономики [4]. Существование ИГИЛ, Аль-Каиды и других экстремистских группировок тормозит и наносит огромный ущерб торговым операциям. Для реализации таких крупных проектов, как построение сухопутного и морского Шелкового пути, важна политическая стабильность государств, через которые проходит этот путь. Это и обуславливает поиск КНР альтернативных маршрутов на Ближнем Востоке. Израиль, ввиду своих географических и политико-экономических причин, способен претендовать на роль стратегического партнера Китая. Так, осенью 2013 г. министры транспорта Израиля и Китая подписали меморандум о взаимопонимании в отношении строительства железной дороги между городами Эйлат и Ашдод протяженностью 300 км при стоимости 2 млрд долларов, которая станет альтернативой Суэцкому каналу и позволит Китаю перевозить товары в Европу и обратно через Израиль.

Создание Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) является еще одним амбициозным проектом КНР. Построение «одного пояса –одного пути» требует огромной инфраструктуры и финансовых вложений. Два этих проекта будут иметь тесную связь. В 2015 г. Б. Нетаньяху подписал соглашение о присоединении Израиля к АБИИ. Став одним из 57 государств-учредителей возможного конкурента Всемирного Банка и МВФ, Израиль продемонстрировал свою заинтересованность в сотрудничестве с Китаем.

Другой важной вехой в развитии китайско-израильских отношений стало начало переговоров по соглашению о свободной торговле. Говоря об основных плюсах ее создания, эксперты отмечают возможность удвоения товарооборота (сейчас он составляет 8 млрд долл.); сотрудничество в области экономики и технологий; увеличение количества и объема инвестиций и дальнейшее развитие экономических отношений между двумя государствами. Уже сейчас действует соглашение по туризму, облегчающее бюрократические процедуры для китайских бизнесменов, желающих выйти на израильский рынок. Согласно новым правилам (приняты в 2015 г.) граждане Китая могут получить визу на год и иметь возможность въезжать в Израиль и покидать его неограниченное число раз.

Научно-техническое сотрудничество

Обращаясь к целям построения общества «сяокян», китайское правительство столкнулось с необходимостью реструктуризации экономики и активного участия в «большой науке». После мирового финансового кризиса в 2008 г. Китайская академия наук опубликовала доклады «Инновации-2050: наука, технологии и будущее», «Новые тенденции развития науки и техники и курс на стратегический выбор 2020 г.» и обратилась с призывом к развитию международного сотрудничества. Уже в 2010 г. Китай имел контакты в области науки и техники со 152 странами и регионами, стал членом более чем 200 межправительственных организаций по HTC. Сотрудничество Китая и Израиля в сфере инноваций достигло значительного прогресса.

За 2016 г. объем китайских инвестиций в НТС Израиля достиг 500 млн долларов, в 2014 г. он составлял 467 млн. долл., а в 2012 г. – 118 млн. долл. [5]. Наблюдается заметная активизация встреч чиновников и предпринимателей двух стран, появляются различные платформы для сотрудничества с участием правительства, открываются исследовательские и образовательные учреждения.

Расходы Израиля на НИОКР превышают 4,3 % ВВП, высокотехнологичные товары и услуги составляют 12,5 % от ВВП и половину экспорта промышленной продукции [6].Согласно докладу «Глобальный инновационный индекс» 2016 г., опубликованному Корнельским университетом, школой бизнеса INSEAD и Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), Израиль занял 21-ю позицию в списке стран-новаторов, а Китай стал 25-м игроком [7]. Еще 3 года назад КНР занимала в этом же рейтинге 35-е место [8].

Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху в ходе поездки в КНР в 2013 г. отмечал: «Израиль не столь велик, как Китай, восемь миллионов жителей, это примерно треть населения Шанхая. Но по сравнению с нашими размерами, мы производим больше интеллектуальной собственности, чем любая другая страна в мире. Партнерство между изобретательской способностью Израиля и производственными мощностями Китая может стать чрезвычайно выигрышной комбинацией…»

В 2010 г. на Всемирной Шанхайской выставке ЭКСПО-2010 Еврейскому государству впервые был выделен свой павильон, позволивший ему заявить о себе как о стране передовых технологий и инноваций. Вероятно, именно тогда и было положено начало интенсивному сотрудничеству между странами. После пятидневного визита Б. Нетаньяху в 2013 г. в Китай, его встречи с главой китайского правительства Ли Кэцяном и подписания торгового соглашения начался новый виток научно-технического сотрудничества. Китайская компания Fosun Pharma инвестировала 240 млн долл. в израильскую фирму «Альма Лазерс», имеющую отношение к области здравоохранения, став обладателем более 90 % её акций.

В начале 2015 г. израильское высокотехнологическое предприятие WLCSP, принадлежащее совместному израильско-китайскому фонду прямых инвестиций «Инфинити Групп», стало первой публичной компанией, которая имеет некитайских соучредителей, чьи акции будут продаваться на Шанхайской фондовой бирже. Официально существует запрет на продажу иностранных акций на китайских фондовых биржах. Тот факт, что Китай позволил фирме с израильскими соучредителями продаваться в Шанхае, представляет собой небольшой, но важный шаг, демонстрирующий высокую заинтересованность китайских властей в израильских технологиях.

В ноябре 2015 г. состоялась китайско-израильская конференция по высоким технологиям в Хайфе, в которой приняла участие делегация из 150 китайских инвесторов. Новое соглашение о сотрудничестве в области R&D было подписано в декабре 2015 г. и предусматривало инвестиции в размере 5 млн долл. со стороны КНР и 1 млн долл. со стороны Израиля. Финансирование направлялось на широкий спектр проектов: нанотехнологии, система «умный город», изучение человеческого мозга, 3D-печать, биомедицинские технологии, возобновляемые источники энергии, компьютерные науки.

На Пуянгском инновационном форуме, проходившим в октябре 2015 г. в Шанхае, Израиль был избран почетным гостем [9]. На форум прибыли 80 израильских бизнесменов, лидеров своих отраслей, и официальных лиц.

В июле 2016 г. в провинции Хэйлунцзян прошли деловые переговоры по научно-техническому сотрудничеству в сфере сельского хозяйства. В переговорах участвовали порядка 100 местных предприятий и 13 израильских компаний. Одновременно с этим провинция Китая Сычуань подписала с Министерством экономики Израиля соглашение по сотрудничеству в сфере НИОКР и научно-технических инноваций.

Широкое сотрудничество проводится на базе высших учебных заведений двух стран. Цзилиньский университет и Университет им. Бен-Гуриона совместно образуют центры двух вузов по инновациям и предпринимательству. Университет Цинхуа и Тель-Авивский университет строят центр развития инновационных технологий «Ксинь» (в переводе с китайского «новый»). Началось строительство «китайского Техниона» в Гуандуне, который стал результатом партнерства между хайфским Технионом и университетом округа Шаньтоу. На церемонию начала строительства приехал тогдашний президент Израиля Шимон Перес. Кроме того, в Тель-Авивском университете, а также в Еврейском университете в Иерусалиме открыты «Институты Конфуция», где китайские преподаватели обучают израильских студентов языку и культуре Китая. Распространен обмен студентами на образовательные стажировки. В Шанхае расположен Центр исследований Израиля при Транспортном университете. Здесь происходит совместное изучение двусторонних отношений, рассмотрение бизнес-стратегий, технологий и политики.

Военно-стратегическое сотрудничество

Несмотря на то, что официальные дипломатические отношения Китая и Израиля были установлены только в 1992 г., военно-техническое сотрудничество ведется уже с 70-х гг. прошлого века.

С первого дня возникновения государства Израиль, мощный и техничный ВПК был гарантом его существования. После наложенного в 1967 г. эмбарго, Израиль был вынужден самостоятельно производить всю оборонно-промышленную базу. Стрелковое оружие или реактивные самолеты – до конца 1980-х гг. Израиль, лишенный эффекта масштаба и с трудом конкурирующий с появившимися ТНК, обеспечивал самостоятельно 44 % вооружений. Четыре государственные компании – Israel Aerospace Industries (IAI), Israel Military Industries, Raphael и Army Ordnance Factory – выступали главными подрядчиками 70 % продукции оборонно-промышленного комплекса [10].

После того как США и страны Европы заблокировали поставки оружия Китаю после событий на площади Тяньаньмэнь, Израиль, благодаря своей либеральной внешней политике, стал ключевым источником технологий, необходимых для военной модернизации КНР. 20 % экспортного оружия Израиля направлялось в Китай. Впоследствии США резко отреагировали на экспорт американских технологий, и в 2000 г. Израиль был вынужден расторгнуть договор на поставку самолетов дальнего радиолокационного обнаружения. Сделка потенциально оценивалась в 1 млрд долл., 300 млн компенсации было возвращено Пекину через два года за сорванный проект [11].

Рассматривая китайско-израильские отношения нужно учитывать присутствие третьих сторон. Так, говоря о военно-оборонном сотрудничестве, важно понимать, что 22 % военного бюджета Израиля формируется за счет США, с 1948 по 2012 гг. США потратили более 115 млрд долл. на израильский ВПК [12]. Некоторые исследователи, критикуя такую помощь, говорят о зависимости Израиля, лишних затратах и вытеснении собственной продукции с внутреннего рынка Израиля [13].

Однако, рассматривая общий объем израильского импорта, можно сделать вывод, что Китай стремительно догоняет Соединенные Штаты. В 2014 г. они обеспечили 1/4 общего объема израильского импорта – 8,2 и 7,6 млрд долл. соответственно [14].

По прогнозу Стокгольмского института исследования проблем мира, к 2018 г., при сохранении существующей динамики (сокращение военного бюджета в США и роста в Китае), военно-финансовые ресурсы Пекина превысят американские на 10-15 %.

Сегодня Израиль поставляет Китаю преимущественно сложные технологии. Это и радиолокационные системы, и оборудование для перехвата целей и управления огнем для ВМФ КНР, крылатые ракеты YF-12A, YJ-62, и YJ-92, бортовые радиолокационные станции (РЛС), беспилотные самолеты, оптическое и телекоммуникационное оборудование, и авиационные тренажеры, танковые тепловизоры, самолеты китайских ВВС вооружены израильскими ракетами Python-3 класса «воздух-воздух». Израиль оказывал помощь Китаю в разработке ракеты земля-воздух HQ-9/FT-2000. В июле 2002 г. наблюдатели обнаружили, что Китай использовал израильские антирадарные дроны «Гарпия» на военных учениях в провинции Фуцзянь [15]. Проходят военные учения, встречи начальников генеральных штабов и т.д.

Израиль, испытывающий на себе постоянные теракты, может оказать существенную помощь в их предотвращении в неспокойном Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР. Поэтому Тель-Авив важен для Китая с точки зрения обеспечения безопасности страны, прежде всего, ее западных районов.

Дипломатические контакты китайского и израильского правительств проводятся регулярно и осуществляются на самом высоком уровне. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху посетил Пекин в 2013 г., президент Шимон Перес нанес визит в 2014 г. В 2011 г. в Израиль прибыл китайский военачальник, министр иностранных дел Китая - в 2013 г., вице-премьер – в 2014 г. Такие визиты демонстрируют желание и готовность двух стран на самом высоком уровне поддерживать и развивать отношения.

Заключение

Китайско-израильские отношения развиваются интенсивно. Проекты, которые запускаются сегодня, рассчитаны на долговременное сотрудничество. Взаимодополняемость двух стран очевидна. Израиль для Китая – развитое стабильное ближневосточное государство, с огромным потенциалом в сфере научных технологий и военно-оборонного комплекса. Иметь такого союзника на Ближнем Востоке – значит иметь плацдарм в жизненно необходимом регионе. Для Израиля Китай – это потенциальная сверхдержава, постоянный член Совета Безопасности ООН, способный лоббировать израильские интересы, важнейший рынок сбыта старт-апов и военного оборудования. В нынешних нестабильных отношениях с США наращивать сотрудничество с КНР особенно важно для израильского правительства.

Китай укрепляет свои позиции на Ближнем Востоке. Используя «мягкую силу» и экономические рычаги, а не навязывание своего политического режима, КНР распространяет свое влияние. И это влияние со временем будет только усиливаться. Китайско-израильские отношения – явный тому пример.

Список использованных источников и литературы

  1. Бжезинский Зб. На пути к глобальному переустройству // Иносми.ру – 20.04.2016 – URL: http://inosmi.ru/politic/20160420/236205740.html

  2. Электронная еврейская энциклопедия. T.4 // Ассоциация по изучению еврейских общин. – URL: http://www.eleven.co.il/print.php?id=12104

  3. Доклад Ху Цзиньтао на XVIII съезде Коммунистической Партии Китая // Китай: реалии и перспективы. – URL: http://ua.china-embassy.org/rus/xwdt/P020121228789374643581.pdf

  4. International trade in goods in 2015. EU's top trading partners in 2015: the United States for exports, China for imports // Eurostat Press. – 31.03.2016. – URL: http://ec.europa.eu/eurostat/documents/2995521/7224419/6-31032016-BP-EN.pdf

  5. SalmanRafiSheikh. Israel is Becoming Pivotal to China’s Mid-Eastern Calculus // New Easter Outlook. – 07.11.2016. – URL: http://journal-neo.org/2016/11/07/israel-is-becoming-pivotal-to-china-s-mid-eastern-calculus/

  6. Israel's high-tech boom is double-edged sword // REUTERS. – 19.01.2015 – URL: http://www.reuters.com/article/israel-tech-ma-idUSL6N0UR1GO20150119

  7. Soumitra Dutta, Bruno Lanvin, and Sacha Wunsch-Vincent. The Global Innovation Index 2016 // Suggested citation: Cornell University, INSEAD, and WIPO Global Innovation Index 2016: Winning with Global Innovation, Ithaca, Fontainebleau, and Geneva. – P.11.

  8. Исследование INSEAD: Глобальный индекс инноваций 2013 года. // Центр гуманитарных технологий. — 01.07.2013. – URL: http://gtmarket.ru/news/2013/07/01/6051

  9. Израиль – почетный гость на конгрессе по инновациям в Китае // Министерство иностранных дел Израиля – 03.11.2015 – URL: http://mfa.gov.il/MFARUS/PressRoom/2015/Pages/Israel-guest-of-honor-at-China-Innovation-forum.aspx

  10. Steinberg G. Israel // The structure of the Defense Industry / Еds. Nicole Ball and Milton Leitenberg. – London: Croom Helm, 1983. – P. 284-285.

  11. Старкин С.В. Анализ разведывательной информации по транснационального терроризму в современных внешнеполитических условиях: подходы американских теоретиков // Гуманитарные исследования. – 2011. – №1. – С. 6-12.

  12. Sharp J. U.S. Foreign Aid to Israel. Congressional Research Service, March 2012. CRS Report. – URL: http://www.fas.org/sgp/crs/mideast/RL33222.pdf

  13. Дегтерев Д.А., Стёпкин Е.А. Американская помощь Израилю: истоки, структура, динамика // Вестник МГИМО Университета. – 2013. – № 3 (30). – С. 97.

  14. Рост внешней торговли Израиля в 2014 году // Министерство иностранных дел Израиля – 19.02.2015 – URL: http://mfa.gov.il/MFARUS/PressRoom/2015/Pages/Israeli-foreign-trade-grows-in-2014.aspx

  15. Шульман А. Китайский «дракон» из Израиля // Даокедао. – 23.04.2014. – URL: http://www.daokedao.ru/2014/04/23/kitajskij-drakon-iz-izrailya/

Просмотров работы: 554