ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Матвеева Е.С. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На современном этапе развития общества семья является важнейшей ценностью государства, которое заинтересованно в сохранении своего народонаселения. Именно положение семьи, а также тенденции, характеризующие ее состояние, являются показателями дел в стране. В последние десятилетия взаимосвязь семьи с общества значительно ослабла, что отрицательно повлияло как на семью, так и на общество в целом, которое уже испытывает потребность в восстановлении прежних семейных ценностей, а также в организации практической подготовки молодежи к сeмeйной жизни.

Система ценностей человека является "фундаментом" его отношения к миру. Ценность - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира. Как правило, оценка определяется не столько свойствами предметов самих по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями.

Зачем человеку семья? Этот вопрос редко задают себе зрелые люди, взрослые люди, но довольно часто – молодые. В то же время понятие «семья» имеет для каждой личности и свое внутреннее содержание. Для ребенка это его мать, отец, братья, сестры, бабушки, дедушки, дяди и тети, другие родственники, участвующие в его воспитании. Для молодого человека после вступления в брак представляется, что семья – это прежде всего он и его молодая жена, затем дети [5, с. 463].

На переломном этапе развития российского общества, когда жизнь чрезвычайно сложна и динамична, важно зафиксировать и понять семейные ценности, которыми руководствуются молодые люди и которые во многом определяют обыденное сознание и повседневные представления о семье.

Семейные ценности - положительные и отрицательные показатели значимости объектов, относящихся к основанной на единой совместной деятельности общности людей, связанных узами супружества - родительства - родства, в связи с вовлеченностью этих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями. Семейные ценности можно разделить по элементам связи внутри семьи. Выделяется три группы семейных ценностей: ценности, связанные с супружеством; ценности, связанные с родительством и ценности, связанные с родством. Среди всего многообразия ценностей супружества можно выделить такие основные ценности, как ценность брака, ценность равноправия супругов, ценность доминирования одного из них, ценности различных половых ролей в семье, ценность межличностных коммуникаций между супругами, отношений взаимоподдержки и взаимопонимания супругов. К основным ценностям родительства относятся ценность детей, включающая в себя ценность многодетности или малодетности, а также ценность воспитания и социализации детей в семье. К ценностям родства можно отнести ценность наличия родственников (например, братьев и сестер), ценность взаимодействия и взаимопомощи между родственниками, ценность расширенной или нуклеарной семьи [3].

Трансформация семейных ценностей находит свое выражение в следующих процессах:

- Высокий уровень разводимости, рост внебрачной рождаемости привели к увеличению числа неполных семей;

- Снизился жизненный уровень - плохие жилищные условия, низкий уровень семейного бюджета - безработица;

- Формируются однодетные семьи, ослабевают родственные связи, растет смертность;

- Снизилась покупательная способность семьи - недоедание, ухудшение здоровья (особенно детей);

- Чрезмерная занятость и нервные перегрузки родителей ведут к снижению качества семейного воспитания, к обострению конфликтности - стрессы, депрессии [2, с. 71].

На сегодняшний день дети из неполных семей являются угрозой для общества, так как в будущем они могут создать такие же неблагополучные семьи, какие имели они сами [1].

Жизнь многих детей протекает в неполных семьях. Они часто становятся свидетелями и участниками таких семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера, как распад родительской семьи, иногда без формального развода, проживание с отчимом или мачехой, жизнь в конфликтной семье и др. Все это, естественно, негативно сказывается на воспитательном потенциале семей и процессе социализации детей [4, с. 32].

Следовательно в государственной политике необходимо повернуться лицом к социально незащищенной семье как таковой, чтобы помочь предотвратить ее полную гибель, неизбежное отторжение от нее ребенка и потерю семейных ценностей.

Вызывающее семейное неблагополучие по отношению к ребенку, а следствием выступающее трансформация семейных ценностей, являются нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях и дефекты воспитания детей в семье. Патогенным фактором выступает не состав семьи и структура семьи, не уровень ее материального благополучия, а сформировавшийся в ней психологический климат [4, с. 29].

Семья в настоящее время нуждается в поддержке и общества и государства. При этом социальное влияние институтов государства и общества должно заключаться как в выполнении функций компенсаторного характера, а так же и в проведении государственной просемейной политики на уровне идеологизации семейных ценностей, модели благополучной и стабильной молодой семьи.

Наиболее типичной для России все более становится однодетная семья. В такой семье процесс социализации происходит при ослабленном воспитательном потенциале семьи, которая не может опереться на особые свойства многодетной семьи как социально-психологической ценности. Однодетная семья в большей степени характеризуется конфликтными ситуациямичем многодетная. Однодетная семья – демографическая, социальная и нравственная проблема, которая влечет за собой трансформацию семенных ценностей у молодежи, в том числе и студентов [4, с. 30].

Исследователи семейных отношений пришли к выводу, что бескризисное развитие семьи невозможно, однако не все причины ведут к разрушению и трансформации семейных ценностей. Но к трансформации семейных ценностей относится процесс, как чрезмерная занятость и нервные перегрузки родителей, что ведет к снижению качества семейного воспитания, к обострению конфликтности - стрессам, депрессиям.

Перегрузки и физическое истощение. В этом кроется серьезная опасность. Особенно это касается тех молодых людей, которые только начали свою профессиональную деятельность или академическую карьеру. Опасно браться за все сразу: учиться в институте, работать полную рабочую неделю, нянчить детей, ремонтировать квартиру и заниматься бизнесом. Звучит невероятно, но факт: молодые пары как раз так и поступают [5, с. 476].

Так возникает процесс трансформации семейных ценностей, как в семьях родителей студентов, так и в дальнейшем в их собственных семьях. Трансформация может не заканчиваться в семьях ни когда, она может ходить по всем процессам всю жизнь.

Исходя из анализа процессов трансформации семейных ценностей к основным целям предотвращения трансформации семейных ценностей у студентов, находящихся в трудной жизненной ситуации, на современном этапе можно отнести следующие:

- разработка теоретических проблем формирования семейных ценностей;

- внедрение научных достижений в практику по формированию семейных ценностей у студентов;

-выработка механизмов партнерского взаимодействия государства, общества, церкви и семьи, позволяющих создать единство социально-экономического, образовательно-воспитательного, правового и культурного пространства;

- определение условий для удовлетворения семьей общественных, групповых и индивидуальных потребностей;

- актуализация воспитательной, эмоционально-этической функций семьи, а также сферы духовного общении и др.

Таким образом, необходимо пропагандировать ценности брака, семьи, детей, организовывать социально-психологическое консультирование по проблемам брака, семьи, рождения и воспитания детей. Повысить уровень брачности, рождаемости, интерес к семейным ценностям среди молодежи - значит получить улучшение в социально-демографическом развитии страны.

Следовательно, на государственном уровне необходимо решить проблему формирования семейных ценностей у молодежи. В том числе и в учебных заведениях, чтобы помочь предотвратить трансформацию семейных ценностей ,полную гибель семьи и отторжение от нее ребенка, восстановить прежние семейные ценности как основу сохранения семьи.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гринёва, Е.А. Технологии социальной работы с девиантной молодежью/ Е.А. Гринёва // Социокультурный менеджмент: содержание, проблемы, перспективы: Материалы III международной научно-практической конференции. Ульяновск: УлГПУ, 2014.

  2. Лисовский, В. Т. Молодежь: любовь, брак, семья. (Социологическое исследование) / В. Т. Лисовский. – Санкт-Петербург : Наука, 2003. – 368 с.

  3. Медкова Д.В. Семейные ценности как объект социологического анализа/ Ломоносовские чтения 2003 г. Студенты. Том № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://lib.socio.msu.ru (дата обращения: 11.11.2016).

  4. Шипицына, Л.М. Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие/ Л.М. Шипицына. - СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 144 с.

  5. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов /Л.Б. Шнейдер. - Изд. 4-е.- М.: Академический Проект; Трикста, 2008. - 736 с.

Просмотров работы: 607