ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РОССИИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ ПРОСТРАНСТВЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РОССИИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Шевченко Е.А. 1
1Юго-Западный государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Первым наиболее важным направлением являются иностранные студенты. В прошлом 2014-2015 учебном году численность иностранных студентов в России выросла на 7,6% или 15 700 человек и составила 221 400 человек[2].

Больше всего иностранных студентов по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в российских учебных заведениях – из стран СНГ, Балтии и Грузии (79%). Их число увеличилось на 12,3% и достигло 175 500 человек. На втором месте – учащиеся из стран Азии (без СНГ), их стало больше на 11,2%, до 31 700 человек. На третьем – студенты из Африки, которых за год прибавилось на 19%, до 9400 человек.

Представителей Европы стало больше на 5,9% (1800 человек). Центральной и Южной Америки – на 8,3% (1300 человек). Меньше всего в России студентов из США и Канады – около 200 человек (их число практически не изменилось). По данным Росстата, в прошлом году после трех лет роста резко упало число лиц без гражданства – сразу на 55%, до 4500 человек[3].

Традиционное большинство студентов из стран входящих СНГ обусловлено многими причинами, среди которых русский язык и его высокая распространенность на данной территории, более высокий по сравнению с местными вузами качество образования и его относительная доступность в сравнении с европейскими и американскими вузами.

Рисунок 1 Динамика количества иностранных студентов обучающихся в российских вузах за период 2010-2015 гг в тысячах человек

Как видно из диаграммы идет активный прирост студентов, но темпы роста несколько снизились. Так если на момент 2013/14 учебного года темп прироста составил 19,9%, то в 2014/2015 году такой же показатель составил 7,6%. Но несмотря на такое снижение в следующем году можно ожидать также увеличение числа учащихся.

Традиционное большинство студентов из стран входящих СНГ обусловлено многими причинами, среди которых русский язык и его высокая распространенность на данной территории, более высокий по сравнению с местными вузами качество образования и его относительная доступность в сравнении с европейскими и американскими вузами[4].

Также можно наблюдать достаточно скромный, но рост количества студентов из дальнего зарубежья. Преимущественно, они приезжают из стран Азии и Африки. Предполагается дальнейший рост в связи с активизацией сотрудничества России со странами Азии и Африки по большому числу сфер международного сотрудничества.

Что касается сертификация и признания дипломов, то Россия заключила множество двусторонних и многосторонних соглашений с 70 странами по всему миру. Среди недавно заключенных договоров можно выделить соглашение с Францией, ЮАР, Перу, Венесуэлой, Кубой, Македонией и Сербией[1].

Все вышеупомянутые договора были заключены в период с 2010-2015 года. С Францией Россия имеет давние дипломатические и культурные отношения, поэтому неудивительно, что страны решились расширить сотрудничество в данной сфере. Стоит сказать, что это одна из первых стран Европейского Союза заключившая подобное соглашение, что создает прецедент заключения подобного соглашения с другими участниками интеграционного объединения.

Если говорить о странах Латинской Америки, Перу, Венесуэла и Кубе, то с ними у нас существуют достаточно теплые отношения уже очень длительное время. Поэтому под заключением этих договоров лежит как политическая и культурная основа, так и историческая[5].

По данному направлению планируется подписание еще 20 соглашений. Следовательно, можно ожидать, что число стран в которых будут признаваться в равной степени дипломы России и страны-подписанта будет только расти. Среди наиболее вероятных партнеров могут быть страны Латинской Америки и Азии, в рамках сотрудничества стран-членов БРИКС и других межгосударственных образований.

Что касается научно-исследовательских проектов и стажировок, то Россия достаточно активно принимает в этом участие. Программа по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования предусматривает в 2013–2016 гг. гранты на совместные исследования российских и зарубежных ученых по широкому кругу специальностей. Общий объем выделяемых грантов составит 10,98 млрд руб. на весь период реализации программы (четыре года).

Молодежным обменам, обменам будущими лидерами уделяется меньше внимания. Поддержка молодежных обменов осуществляется в рамках программы краткосрочных ознакомительных поездок в Российскую Федерацию молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов иностранных государств «Новое поколение». В 2011 г. основными региональными приоритетами программы были страны СНГ и США, позднее могут быть подключены к программе другие государства[6].

Данная программа скорее направлена на установление и поддержание контактов с молодыми лидерами стран и не может в полной мере содействовать развитию экспорта российских образовательных услуг. Средний возраст молодых лидеров, посетивших итоговую конференцию участников программы «Новое поколение» в 2013 г., составил 30 лет. Для развития экспорта образовательных услуг необходимы программы обменов будущими лидерами (школьниками, студентами), теми, кто может получить или продолжить образование в России по программам бакалавриата, магистратуры или аспирантуры[7].

В заключении можно сказать, что Россия – перспективная страна с точки зрения интернационализации образования. Она принимает достаточно большое количество студентов, которое с каждым годом становится все больше. Было заключено достаточно большое количество договоров о взаимном признании дипломов, а в планах находится заключение еще 20 соглашений. Это увеличивает вовлеченность российских ученых и студентов в международную образовательную среду. Но есть и проблемы в плане недостаточного внимания к молодежным обменам. Осуществление краткосрочных поездок в Российскую Федерацию не способствуют росту престижа российских заведений высшей школы, а следовательно тормозит развитие экспорта образовательных услуг.

Список источников и литературы

  1. Кузьмина В.М. Анализ международных ситуаций.-Курск: ЮЗГУ, 2016.-176c.

  2. Германская служба академических обменов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.daad.ru

  3. Институт имени Гёте [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/ru/lp/ruindex.htm

  4. Кузьмина В.М., Подболотова М.Г. Ценностные ориентации молодежи как основа для межнационального согласия в современном обществе //Народы Северного Кавказа: история и современность Материалы всероссийской научно-практической конференции. Махачкала, 2012. С. 119-122.

  5. Кузьмина В.М., Литвиненко А.О. Россия-Украина: национальные особенности деловых переговоров // Прикладная лингвистика сегодня и завтра: актуальные проблемы: Материалы V Межвузовского студенческого форума по прикладной лингвистике. Ответственный редактор Е.И. Абрамов. М., 2014. С. 99-101.

  6. Кузьмина В.М., Третьяков А.В. Ценность патриотического воспитания целостной личности //Наука. Научно-производственный журнал. 2014. № 8. С. 283-286.

  7. Кузьмина В.М., Новикова А.В. Культурно-дипломатические традиции при ведении переговоров в Германии // Прикладная лингвистика сегодня и завтра: актуальные проблемы Материалы V Межвузовского студенческого форума по прикладной лингвистике. Ответственный редактор Е.И. Абрамов. М.,2014. С. 122-124.

Просмотров работы: 354